Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Концепция МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

ХАБАРОВСКА

МАОУ ДОД «ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

 

КОНЦЕПЦИЯ

художественно-эстетического воспитания детей

МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей» города

Хабаровска

 

 Авторы концепции: А.А.Никитин, кандидат искусствоведения,

член–корреспондент Академии педагогических и социальных наук;

В.Н.Андреев, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии педагогического образования

 

Хабаровск, 2011

 

 

Современная образовательная политика Российской Федерации формируется в условиях информационного общества, главной ценностью которого определён человеческий капитал, составляющий на данном этапе развития 75% в доле ВВП. Это обусловило социальный заказ на разработку новой модели человека будущего, представляющего собой не винтик отраслевой системы, встроенный в механизм экономики, а многомерную творческую личность, способную к саморазвитию, самоопределению, успешной социализации, преобразованию мира по законам красоты.

Социальный заказ на подготовку человека будущего обозначил роль воспитания как целенаправленного изменения человека, совершенствования его природных, личностных, культурных качеств, сформированных социумом. В этой подготовке возросла роль эстетического воспитания, которое становится базовым, фундаментальным, гармонизующим личность, запускающим механизм функционирования всех сфер психики, создающим основу для формирования мировоззрения, творческих способностей, личностных качеств.

Социально-экономические и политические условия формирования человека будущего потребовали осмысления не только целей и задач, поставленных данным заказом, но и переосмысления ряда положений и определений, в частности таких как «эстетическое воспитание», «креативная личность», «творческая личность», «общая художественная одарённость», «компетентность», «дополнительное образование», «образовательная программа» и др. Результатом этого осмысления стал созданный в 1989 году «Центр эстетического воспитания детей» города Хабаровска - инновационное образовательное учреждение, разработавшее и внедрившее в педагогическую практику программу развития художественно-эстетического воспитания детей «Третий путь», опирающуюся на положения, представленные в настоящей концепции.

 

Концепция художественно-эстетического воспитания (далее Концепция) Центра эстетического воспитания детей города Хабаровска (далее ЦЭВД) опирается на следующие государственные документы:

  «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», устанавливающую приоритет образования в государственной политике, определяющую стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года;

  Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  Концепцию художественного образования в Российской Федерации;

  Концепцию развития образования в сфере искусства и культуры в Российской Федерации на 2008-2015 гг.

Концепция ЦЭВД трактует воспитательный процесс как целостную систему, в которой цели и задачи художественно-эстетического воспитания, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.

Концепция ЦЭВД ставит главной целью   воспитание гармоничной личности с ярко выраженной мотивацией к познанию мира, самореализующейся в сфере художественного творчества и других областях гуманитарной деятельности с учётом специфики и возможностей Дальневосточного региона. Дополнительной целью ЦЭВД ставит формирование общей художественной одарённости как основы развития специальных способностей.

Концепция в конкретизации целей и задач исходит из предназначения ЦЭВД – предоставления детям с 3 до 18 лет условий для развития личностного и творческого потенциала путём приобщения их к основным видам художественного творчества, связанным с музыкальным звуком, линией, цветом, движением, танцем, словом, графическими программами и др.

Концепция определяет стратегические направления деятельности Центра, создающие основу эстетического воспитания детей, которое рассматривается как процесс, способствующий раскрытию высшего творческого Я личности, формированию эстетического отношения к действительности, мировоззрения, социализации, художественных компетенций.

В своей деятельности центр опирается на разработанную модель выпускника ЦЭВД и утверждённую коллективом центра стратегическую программу эстетического воспитания детей   «Третий путь».

Модель выпускника ЦЭВД представляет собой образ ученика, освоившего в полной мере образовательные программы, с развитыми общими способностями, личностными свойствами, общей художественной одарённостью, профессионально-важными качествами, позволяющими достичь значительных результатов в сфере художественного творчества.

Образ выпускника ЦЭВД (рис. 1) представлен в трехкомпонентной модели:

 

 

Рис. 1. Модель выпускника ЦЭВД

 

В этой модели базовый компонент определяется как уникальная, свободная, самоопределяющаяся личность, ответственная за свои поступки, гармонично развитая, органично вписанная в социум и мир, целеустремлённая, мотивированная на позитивную творческую деятельность. Личность выступает в совокупности свойств, представляющих её как человека чувствующего, рефлексирующего, познающего, адаптирующегося, действующего, общающегося.

Второй компонент модели – «Творец» – человек, созидающий себя сам как произведение искусства, как «художество из художеств» (А.Сурожский) и преобразующий окружающий мир по законам красоты. «Творец» – выступает как субъект миро-любящий (альтруистический), себя-творящий (себя созидающий), мир-творящий (мир созидающий). Связано это с тем, что прежде чем преобразовывать окружающий мир, ребёнку необходимо научиться любить его и себя в нём, созидать свой внутренний мир, видеть в объекте любви черты, нарушающие его гармонию, видеть пути преодоления дисгармонии.

Третий компонент модели – «Художник», совершенствующийся посредством деятельности, создающий новую эстетическую реальность   художественные произведения, в которых отражается личностный опыт и авторский взгляд на мир. «Художник» связан с качествами, способствующими созданию художественного образа на основе переживания и осмысления действительности. Он охарактеризован как субъект, познающий и творящий художественную действительность, являющийся хранителем, наследником и творцом культуры.

Взаимосвязь компонентов «личность-творец-художник» рассматривается с позиций компетентностного подхода, при котором образованность ребёнка определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся способностей, знаний и умений. При таком подходе в центре внимания становится формирование ключевых компетентностей, которые рассматриваются в модели

  как способности, позволяющие ребёнку эффективно действовать не только в художественной, но и в других сферах деятельности;

  как способности, которые помогают действовать ребёнку в самостоятельном поиске решения задач, алгоритмов и способов решения, оценке полученных результатов;

  как способности, направленные на решение возникающих проблем, актуальных для детей того или иного возраста.

Разработанная коллективом ЦЭВД на новых педагогических принципах стратегическая программа эстетического воспитания детей   «Третий путь» имеет отличительные особенности от ранее применявшихся программ в дополнительном образовании. Она является альтернативой программам, сложившимся ещё в Советском Союзе в досуговых внешкольных учреждениях художественного профиля, программам узкоспециализированного обучения с профессиональным уклоном, сложившимся в образовательных учреждениях ведомства культуры – музыкальных, художественных, хореографических школах и школах искусства.

Программа «Третий путь» – это программа духовного восхождения ребёнком к своему высшему Я. Это путь самосовершенствования духовных, природных, личностных и социальных качеств. Это путь целенаправленного воспитания и развития человека, в котором эстетическое воспитание является средством формирования личности, реализующей свое высшее «Я» через художественное творчество, а эстетическое образование выступает как первичное, «запускающее» все психические сферы личности и способствующий развитию необходимых для художественно-эстетической деятельности компетенций.

Программа «Третий путь» выступает носителем новой парадигмы эстетического воспитания – парадигмы «раскрытия», которая рассматривает эстетическое воспитание не как включение индивида в сферу уже накопленного эстетического и художественного опыта, а как погружение личности ребёнка в мир прекрасного без навязывания ему норм, стандартов внешнего мира, выявление его природных влечений, наклонностей, развертывание его индивидуального сознания, души, духовно-нравственных качеств, ему изначально присущих. Программе свойственен отказ от ранней тотальной социализации ребёнка, вытесняющей его хрупкий, ещё не «национализированный» (Л.С. Выготский) социумом мир; отказ от раннего обучения профессиональной технике, языку, приёмам. Стержнем её является стремление, как можно дольше сохранять индивидуальность, целостность и самобытность детского восприятия мира – прекрасного и гармоничного.

Концептуальные идеи программа «Третий путь» рассматривается как идеи преодоления ошибочных подходов к созданию образовательных и воспитательных систем, когда способности ребёнка, согласно традиционной психологии и педагогики творчества, выводятся из художественной деятельности, которой он обучается, и которые якобы формируются в самой деятельности (Б.М.Теплов). Ибо, способности не формируются в деятельности. Они её создают и в ней развиваются, и формирует их действительность   мир, в котором живёт человек и с которым у него возникают различного рода взаимодействия, обусловленные потребностями личности.

«Третий путь» – это, прежде всего:

1. Уход от ложного целеполагания образования – овладение деятельностью, в то время как главной целью должно быть воспитание личности – мыслящей, чувствующей, любящей жизнь и творящей красоту и добро. Целью является личность, а не некий мифический индивид – «продукт» старой психологии.

2. Формирование эстетического отношения к действительности, которая представлена не только наличной действительностью, но и субъективной реальностью, внутренним миром самого человека. Эстетическое отношение к действительности выражается через её переживание и осмысление, которое, будучи сильным, может захватить человека настолько, что у него возникает желание выразить его языком искусства, чтобы сохранить это впечатление для себя и других.

3. Компетентностный подход к развитию детской художественной одарённости, формирующий и развивающий не отдельные способности согласно компонентной парадигме, а целостные интегрированные психические, духовно-нравственные свойства и качества, способы действий.

4. Воспитание общей художественной одарённости, свойственной многим детям, поскольку речь идёт о возрастной одарённости, а последняя может и должна выражать себя во всех сферах художественного творчества, а затем выразить себя наиболее ярко в конкретном виде искусства как индивидуальная специальная одаренность.

5. Занятия основными видами искусства, которые расширяют кругозор ребёнка, пробуждают его способности, расширяют выразительные возможности, находящие применение в деятельности, позволяют открыть многие грани прекрасного через музыку, слово, движение, танец, линию и цвет, театрализацию, различный материал (ткань, металл, дерево, глину, пластилин, пластик, бумагу и т.д.).

В концепции выявлены и определены сущностные черты художественной одарённости, выражающие себя в следующих проявлениях:

1) В векторе устремлений личности:

а) к познанию действительности, обретению истинной картины мира;

б) к совершенствованию своей природы, овладению даром;

в) к преобразованию действительности;

2) В развитии;

3) В результатах деятельности:

а) глубоком познании и освоении «вещного» мира;

б) постижении человека;

в) творении человеком самого себя и более совершенной действительности.

Одарённость результативна. Эта результативность определена целеустремлённостью одарённой личности к объективации ее идеальной формы и того сегмента действительности, в котором она самореализуется.

Таким образом, концепция в основании одарённости определяет три главных свойства:

1. Стремление и способность познать природу реальности, обрести в своем сознании истинную картину мира.

2. Обладание идеальной формой самой одаренной личности и того сегмента действительности, в котором она себя наиболее полно реализует.

3. Способность преобразовать себя (овладеть даром) и действительность в соответствии с идеальной формой, наличествующей в субъектной действительности одаренной личности.

Из вышеизложенного концепция выводит три формы сущностного выражения художественной одаренности:

1. Обретение собственного внутреннего художественно-эстетического мира в результате эстетического восприятия действительности, её постижения, освоения и духовного «присвоения», которое есть инобытие этой действительности в духовной реальности.

Результатом этого восприятия и постижения становится эстетическое обобщение как нерациональное общее представление о предмете эстетического восприятия, а также взгляды, позиции, отношение, определение положения предмета восприятия в иерархии ценностей и личностных смыслов. Здесь главным результатом эстетического освоения и «присвоения» мира становится «идеальная форма» – эталон красоты предмета эстетического восприятия, наличествующий в потенциальной бесконечности и субъектной действительности человека. В первой форме выражения художественной одарённости сознание субъекта направлено на наличную действительность, предметный мир.

2. Творение новой художественной реальности, творение художником самого себя.

Творение собственной художественной реальности есть трансформация интериоризированной эстетической действительности в сверхчувственное – идеальную выраженность, художественные образы, художественную форму, осуществляющуюся поначалу во внутреннем плане бытия личности, а затем во внешнем – наличной действительности.

Творение внутреннего художественного мира приводит к рождению художника в триединстве личности, «мастера цели» (художника-творца), «мастера средств» (художника-исполнителя, по И.А. Ильину).

В этой форме выражения сознание субъекта направлено на себя, субъектную действительность, рефлексию, развитие способностей, чувственной, эмоционально-ценностной сферы, на идеальную форму, творчество.

3. Презентация. Предъявление творческого продукта социуму.

В этой форме выражения сознание субъекта направлено на реципиента, его внутреннюю трансформацию, на изменение (расширение) его сознания, духовно-нравственную сферу.

Художественно-одарённая личность осуществляет три вида деятельности сообразно её интенциям:

  познает мир и формирует художественно-эстетическое отношение к нему;

  формирует себя – физически, психологически (душевно), социально, духовно и профессионально; творит во внутреннем плане бытия собственную художественную реальность, приближая её к идеальной форме;

  воздействует на мир своим творчеством, стремясь его усовершенствовать.

Вышеизложенными причинами объясняется разнонаправленность художественно-эстетического образования, ориентированного

  на формирование и развитие личности, её психических, духовных, творческих, социальных, профессиональных свойств и качеств;

  на творение новой художественной действительности;

  на способность и умение юного художника воздействовать на людей средствами искусства с целью их духовно-нравственного усовершенствования.

 

Задачи художественно-эстетического воспитания детей

Стратегическая цель ЦЭВД конкретизируется в задачах художественно-эстетического воспитания детей.

Опираясь на модель выпускника ЦЭВД, основанную на компетентностном подходе, получившем признание в современном образовании, концепция ставит следующие задачи:


I. Задачи, связанные с формированием сфер личности:

1. Эмоциональная сфера: эмоциональная чувствительность, душевная чуткость, отзывчивость, эмпатия, способность воспринимать и передавать выразительное - главное свойство эстетически воспринимаемой действитель-ности.

2. Рефлексивная сфера личности, включающая способности

  чувствовать и различать прекрасное и безобразное, комическое, трагическое, выразительное и невыразительное;

  анализировать свои ощущения, чувства;

- давать эмоционально-ценностную оценку предмету восприятия;

  задавать себе вопросы, определяющие смысл и способы своей жизни;

  осознавать свои мысли, поступки.

3. Когнитивная сфера личности, включающая способности

  чувственного, интуитивного и рационального познания Мира;

  опираться на сенсорные (чувственные) эталоны;

  воспринимать себя как часть Мира и Мир как часть себя;

  к ассоциативному восприятию мира;

  образного видения мира;

  воспринимать субъективную, объективную и метафизическую реальность и соотносить их;

  пластическое и или эмоциональное воображение, репродуктивное и продуктивное;

  конвергентное и дивергентное мышление;

  рассуждать, мыслить, оперируя бытовыми, научными, художественно-эстетическими понятиями и представлениями;

  к самопостижению, формированию индивидуального стиля гирования на внешние раздражители;

  понимать человека или явление не только, как объект, то есть, как то, что зависит от чьей-то воли, но и как субъект, то есть, как то, что имеет свою волю;

  к формированию жизненных и личностных смыслов на основе иерархии ценностей   от высших (идеальных) к реальным (в окружающем материальном мире) и соотносить их со своими поступками.

4. Адаптивная сфера личности, включающая способности

  к социализации (успешному взаимодействию с другими людьми);

  соотносить себя с другими людьми;

  соотносить свои потребности с потребностями общества;

  к самоопределению;

  принимать гражданские, национальные, общественные нормы и правила поведения;

  к личностному и социальному самосовершенствованию;

  усваивать социальный опыт с учётом личностных смыслов;

  к формированию устойчивого представления о себе и социуме;

  защищаться от разрушительных воздействий окружающего мира.

5. Деятельностная сфера личности, включающая способности

  к усвоению духовно-нравственных ценностей, как основы поведения;

  выбирать для себя сферу деятельности как пространство желанной и успешной деятельности;

  к творческой деятельности, как способу самореализации;

  к построению алгоритма операций, как последовательности действий;

  к глубокому и длительному погружению в деятельность;

  преодолевать препятствия, сохранять веру в себя в трудных жизненных ситуациях;

  настраивать себя на позитивную позицию в жизни;

6. Коммуникативная сфера личности, включающая способности

  эффективно взаимодействовать с другими людьми в коллективе;

  давать нравственную и правовую оценку своим действиям и других людей;

  постигать отечественную и зарубежную культуру и общаться с её носителями;

  идентифицировать собственную ментальность и проявлять уважение к представителям других национальностей и культур.

II. Задачи, направленные на развитие учащегося как творца:

1. Развитие творческих способностей альтруистической направленности:

  любить мир и себя в нём, открывать свою душу добру и красоте;

  любить своё отечество;

  видеть в объекте любви черты, нарушающие её гармонию;

2. Развитие себя-созидающих способностей

  к гармоничному развитию своей личности;

  к осознанию собственной значимости;

   к художественно-эстетическому саморазвитию;

  к полихудожественной деятельности (наличие общей художественной одарённости – возрастной или индивидуальной);

  насыщать эстетическим содержанием свою жизнь;

  постигать красоту во всех её проявлениях – природе, человеческих делах, поступках, общении;

  прогнозировать путь своего творческого развития;

  ориентироваться на идеальный образ героя;

  к исследовательской деятельности в сфере искусства.

3. Развитие миро-созидающих способностей:

  создавать субъективную картину мира;

  к художественному творческому выражению;

  трансформировать «сырую» действительность в художественный образ (переход от пассивной созерцательности к авторской позиции);

  выражать красоту объектов и явлений окружающего мира;

  обладать идеальной обобщённой и детализированной формой будущего творческого продукта;

  овладению алгоритмом творческой деятельности;

  к поиску и использованию яркой, выразительной формы будущего творческого результата;

  конкретизировать проблему, видеть пути её решения;

  анализировать риски принимаемых решений;

  адекватно оценивать результат своего творчества;

  получать удовольствие от своей творческой деятельности и других людей.

III. Задачи, направленные на формирование учащегося как художника

1. Формирование способностей к познанию культуры и творению новой художественной действительности:

  понять и принять значимость, ценность мировой и отечественной культуры;

  трансформировать действительность в художественный образ и воплощать его в материально-чувственной форме.

2. Формирование специальных знаний и навыков художника, направленных на владение

  художественно-эстетическим вкусом;

  способами преобразования окружающего мира в художественную действительность;

  знаниями о великих творческих эпохах, исторических стилях, направлениях, видах искусства, форм и жанров;

  навыками культурно и обоснованно оценивать художественно-творческую деятельность (свою и других людей);

  знаниями художественно-эстетических терминов и понятий;

  технологиями художественной деятельности в различных видах искусства;

  умением преобразовывать натуру на основе стилизации и интер-претации;

  умением презентовать свой творческий результат.

 

Цели и задачи ЦЭВД определили содержание и методологические принципы художественно-эстетического воспитания Центра, его организационную структуру.

 

Моделирование содержания учебного процесса, принципы, формы

и методы его освоения

Моделирование содержания учебного процесса осуществляется по следующим направлениям:

  формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей формирование способностей к самоидентификации с отечественной и зарубежной культурой на основе постижения языка культуры разных эпох и народов;

  формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств и развитие творческого отношения к любому виду деятельности;

  формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов, подразумевающих развитие способностей к эстетическому восприятию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности, привитие любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства.

Реализация содержания художественно-эстетического воспитания происходит на трёх уровнях:

  формирование эмоционально-ценностного отношения к предметному миру, человеку и культуре, как важнейшему условию развития личности ребенка, идентификации его с культурой;

  формирование потребности в полноценном художественном общении с «живым» искусством (произведениями различных видов искусств, художественным материалом, музыкальными инструментами) на основе их адекватной эстетической оценки;

  формирование умений самостоятельно осуществлять художественно-творческую деятельность, создавать новую эстетическую реальность на основе интериоризации, стилизации, интерпретации, субъективного отношения к окружающему миру.

Исходя из возрастных особенностей детей, концепция выделяет доминирующие и дополнительные компоненты в содержании художественно-эстетического воспитания детей на каждом этапе образовательного процесса в ЦЭВД.

Для дошкольного возраста доминантой выделяется формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, которое осуществляется через природные синкретические художественные проявления ребёнка, ему присущие.

Для начального школьного возраста доминантой является освоение основ художественно-творческой деятельности – первичных сведений о языках видов искусства, практических навыков.

Для основного среднего школьного возраста доминантой является освоение языка различных видов искусства   основой самостоятельного постижения произведений искусства и собственной художественно-творческой деятельности.

Для старшего среднего школьного возраста доминантой определяется овладение языком отечественной и зарубежной культуры   основой идентификации себя с отечественной культурой, постижения способов преобразования окружающей среды на основе ментальности культур.

Возрастные особенности и доминанты обусловили трёхступенчатую образовательную систему ЦЭВД, ядром которой являются студии.

Первая ступень охватывает детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет и представляет собой студию общего эстетического развития (СОЭР), в которой создаются условия для приобщения ребенка к основным видам искусства. В этой студии дети, соприкасаясь с ними, постигают их родство и единство на основе общего эстетического отношения к действительности и общих способов выражения этого отношения в материале различных искусств, соприкасаются с различными видами художественно-эстетической деятельности, связанных с музыкой, танцем, ритмикой, изобразительным искусством, словом, нормами этики, иностранным языком). Основными задачами первой ступени являются:

  развитие эстетического отношения ребёнка к окружающему миру;

  развитие общей художественной одарённости, способности к коммуникации;

  выявления индивидуальной одарённости, проявляющейся в конкретном виде искусства.

Для эффективного решения поставленных задач создаётся программа-ствол (метапрограмма) студии, представляющая собой интеграционный стержень, на который «нанизываются» предметные программы студии. Они связаны между собой общей тематикой и выразительными средствами в раскрытии той или иной темы.

Учитывая, что генетической основой художественного творчества является игра, занятия на данной ступени обретают форму игры, где занятие (урок) длится не более 20-25 минут.

Вторую ступень образовательной системы ЦЭВД, охватывающей детей младшего школьного и основного школьного возраста, составляют специализированные студии. Их задача   раскрытие содержательной сути искусства и его социальной функции, овладение языком того или иного искусства, самоопределения в видах творчества посредством межпредметных связей; объединения и интеграции усилий в совместных творческих акциях – утренниках, праздниках, концертах, выставках, театрализованных представлениях и презентациях.

В методическом плане направленность студий на второй ступени состоит в укреплении мотивации у ребёнка к занятиям художественным творчеством, создании у него позитивной «Я-концепции», развитии на доступном уровне художественно-творческих компетенций, реализующих его творческий потенциал.

Третья ступень образовательной системы ЦЭВД - творческие мастерские, в которых учащимся, завершившим освоение основных образовательных программам второй ступени, предоставляется возможность продолжить обучение под руководством педагога-мастера, а также работать в качестве ассистентов с учащимися младших по возрасту. Направленность содержания третьей ступени на профессиональное самоопределение обучающихся, вовлечение их в созидательную, концертную и театральную деятельность позволяет рассматривать их как ядро стационарных творческих коллективов ЦЭВД.

Высшей формой интеграции всех трёх ступеней образовательной системы ЦЭВД является театр, в деятельности которого осуществляется объединение всех творческих ресурсов и достижений учащихся Центра.

Освоение содержания художественно-эстетического воспитания осуществляется с использованием следующих принципов, форм и методов:

  использования метода мышление вспять (reverse thinking), предполагающего создание картины идеального будущего образовательного учрежде-ния и ретроспективного движения от него к настоящему;

  опоры в организации образовательного процесса на триаду образ выпускника – модель образования – художественно-эстетическое воспитание;

  реализации начала обучения с раннего возраста последовательно по трём ступеням образовательной системы; непрерывность и преемственность различных уровней художественно-эстетического воспитания;

  органичного сочетания природосообразного и культуросообразного подходов в образовательном процессе;

  включения ребёнка в процесс освоения культуры с опорой на гармоничное сочетание двух её компонентов: чувственно-образного и рационального познания мира;

  формирования человеческого в человеке на духовно-нравственной основе посредством освоения норм-образцов, социализации, освоения разных способов мышления и способов деятельности, проектирования новых форм социальной жизни, вхождения в культуру, освоение её знаков, символов, типов сознания, общечеловеческих ценностей;

  метапредметного подхода к проектированию учебных программ, предполагающего разработку стволовых программ студий и на их основе предметных;

  компетентностного подхода в проектировании учебных программ и образовательных результатов детей, предполагающего взаимосвязь между целями, задачами и личностными, метапредметными и предметными результатами обучения;

  мультикультурного подхода, предполагающего включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций отечественной культуры;

  опоры на региональные особенности при составлении учебных программ;

  комплексного подхода в преподавании художественных дисциплин на основе взаимодействия и синтеза различных видов искусства;

  адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

  использования индивидуального и коллективного творчества детей;

  внедрения личностно-ориентированных, деятельностно-отношенческих методик в художественно-образовательной деятельности;

  кураторства над одарёнными детьми - победителями международных фестивалей «Новые имена стран АТР»», оказания им помощи в дальнейшем самосовершенствовании и профессиональном становлении;

  сочетания учебно-методической, творческой, научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе;

  системности взаимодействия между всеми структурными подразделениями ЦЭВД с привлечением к их управлению попечительского совета Центра, широкого круга родителей;

  открытости структуры ЦЭВД в поликультурном взаимодействии с внешним миром: родственными учреждениями образования и культуры, отечественными и зарубежными общественными организациями, Дальневосточным отделением международного благотворительного фонда «Новые имена», Хабаровским краевым объединением промышленников и предпринимателей;

  систематичности в модификации и обновлении материальной базы и средств обучения Центра;

  последовательности в организации повышения квалификации педагогического состава Центра   от внутристудийного и дистанционного обучения до участия в методологических семинарах и посещения курсов повышения квалификации разного уровня, в том числе организации курсов, организованных на базе Центра.

 

Меры по реализации концепции

Реализация положений данной Концепции предполагает создание организационно-управленческих, социально-психологических, учебно-методи-ческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

  формирование на региональном и муниципальном уровнях отношения педагогов, родителей и детей к художественному воспитанию как особо значимой сфере, жизненно необходимой для введения ребёнка в мир культуры, социальных отношений с позитивной направленностью;

  взаимодействие с органами управления образованием и культуры на региональном и муниципальном уровнях на основе программы развития ЦЭВД, межведомственных программ (долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 годов», программы развития одарённых детей и других);

  сохранение и развитие сложившихся традиций художественного воспитания детей в ЦЭВД;

  совершенствование методического сопровождения и обеспечения образовательного процесса (разработка метапрограмм, коррекция учебных программ, непрерывное обновление содержания, форм и методов художественного воспитания с учётом сложившихся педагогических традиций Центра, лучшего отечественного опыта и мировых достижений);

  разработка и внедрение критериев оценки эффективности освоения образовательных и учебных программ Центра;

  издание новых учебных пособий, авторских программ по направлениям деятельности Центра;

  активное привлечение родителей к управлению студиями Центра, совершенствованию методов, форм образовательного процесса;

  привлечение средств массовой информации к участию в художественно-просветительской деятельности Центра;

  повышение качества и развитие системы подготовки педагогических кадров Центра на своей базе с учётом новых тенденций в развитии российской педагогики, художественной культуры, мирового опыта;

  укрепление материально-технической базы студий и отделов Центра, мер по материальному стимулированию труда преподавателей, методистов.

Для успешного воплощения Концепции в жизнь необходимы

  1. разработка новой программы развития художественно-эстетичес-кого воспитания Центра;

  2. совершенствование существующей в ЦЭВД воспитательной системы;

  3. создание обновленного учебно-методического обеспечения;

  4. совершенствование организационной структуры ЦЭВД:

Существующая организационная структура ЦЭВД не является закрытой системой, а открыта для взаимодействия с внешним миром, родственными учреждениями культуры, образования, российскими, зарубежными государственными и общественными организациями. ЦЭВД много лет сотрудничает с Дальневосточным отделением международного благотворительного фонда «Новые имена», участвуя в реализации программы поиска и поддержки одаренных детей; Хабаровским краевым объединением промышленников и предпринимателей, оказывающим ЦЭВД юридическую, информационную и финансовую помощь, Хабаровским государственным институтом искусств и культуры, краевым колледжем искусств и многими другими учреждениями.

 

Работа с одаренными детьми

Работе с одаренными детьми в ЦЭВД уделяется особое внимание, поскольку он уже много лет принимает участие в реализации международной благотворительной программы «Новые имена» и федеральной программы «Одаренные дети».

Дети с признаками одаренности попадают в банк данных ЦЭВД. За ними ведут наблюдение ведущие специалисты, входящие в состав Экспертного совета ДВО международного благотворительного фонда « Новые имена». Для детей с очевидной одаренностью создается индивидуальный учебный план, который утверждается на Педагогическом Совете ЦЭВД и финансируется из привлеченных средств согласно смете их расходования, в которой предусмотрена эта позиция. Одаренные учащиеся ЦЭВД принимают участие в городских, краевых, региональных, всероссийских и международных конкурсах, мероприятиях фонда «Новые имена». Учащиеся ЦЭВД, ставшие стипендиатами фонда «Новые имена», освобождаются от оплаты за обучение (целевого родительского взноса) и получают стипендию в размере свыше одной тысячи рублей в месяц в течение года. Эти дети курируются средними и высшими учебными заведениями, которые хотели бы видеть их в будущем своими студентами.

 

Роль технических средств обучения

Технические средства играют в учебном процессе ЦЭВД не только роль вспомогательных средств, но зачастую определяют уровень и качество учебного процесса, например, в студии компьютерной графики и анимации, где мощность компьютеров определяет сложность работ, открывает огромные творческие возможности.

Во всех студиях ЦЭВД имеется видео и аудио аппаратура высокого качества, обширная медиатека, пользующаяся большим спросом у педагогов и учащихся. В музыкальной студии имеются компьютерные программы для создания учащимися аранжировок, сочинений в различных стилях, программы для дисциплин «Развитие образного мышления», «Музыкальная грамота» и «Музыкальная литература», которые открывают широкое поле деятельности для их изучения учащимися ЦЭВД.

Медиа-средства позволяют учащимся приобщиться к сокровищам мировой культуры: не покидая класс, побывать в Эрмитаже, галерее Уфицы или Лувре, на концертах выдающихся музыкантов, познакомиться с творчеством великих актеров театра и кино прошлого и настоящего.

Сайт ЦЭВД является для учащихся и педагогов ЦЭВД не только рупором и информационным каналом, но и учебной и творческой площадкой, где можно продемонстрировать педагогические достижения на интернет-радио или интернет-конференциях, показать творческие работы учеников или свои собственные.

 

Система управления ЦЭВД

Система управления, сложившаяся в ЦЭВД, опирается на административную вертикаль и на общественную горизонталь, включающую собрание коллектива, наблюдательный и попечительский советы, педагогический, методический и художественный советы, родителей учащихся.

Система взаимоотношений руководителей и подчиненных в ЦЭВД отличается демократизмом, отсутствием авторитаризма, основана на доверии друг к другу. Эта система опирается на 10 заповедей, согласно которым преподаватели и сотрудники ЦЭВД обязуются:

1. Рассматривать интересы Центра как собственные, оберегать его честь и достоинство, приумножать его славу, отдавать силы делу его процветания.

2. Ставить превыше всего удовлетворение ожиданий учащихся и их родителей.

3. Совершенствовать профессиональные и человеческие качества.

4. Любить свое дело, людей – маленьких и взрослых, уважать коллег, партнеров, заботиться о здоровье коллектива как живого организма.

5. Вводить инновации, передовые педагогические и информационные технологии, увлекать учеников и коллег личным творчеством, созидательной энергией.

6. В науке и педагогической практике быть на уровне мировых стандартов, быть конкурентоспособными.

7. Способствовать усилению влияния ЦЭВД на культурную жизнь города, края, региона, расширению его сферы деятельности.

8. Глубоко усвоить и принять систему ценностей ЦЭВД – его философию, эстетику, систему воспитания и обучения, стиль внутренней и внешней политики, характер человеческих отношений.

9. Быть аккуратными, элегантными и чистоплотными в делах и взаимоотношениях.

10. Не обременять коллег, сослуживцев проблемами личной жизни, но, вместе с тем, быть отзывчивыми на чужую радость и боль.