Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Информационная открытость образовательной организации

 

Сведения о МАОУ ДОД «ЦЭВД»:

 

  1. Дата создания образовательной организации: 27.11.1989г.

  2. Адрес учреждения, контактный телефон, адрес электронной почты, режим работы: 680000, г. Хабаровск, ул.Муравьёва-Амурского, д.15; (4212) 32-76-11, 31-16-85; e-mail: nikitinarts2011@yandex.ru; две смены: I смена с 8.30до 14.30, II смена с 14.00 до 20.00, выходной: воскресенье.

  3. Учредитель: Управление образования администрации г. Хабаровска, 680021, г.Хабаровск, ул.Владивостокская, д.57, т.32-89-07

  4. Структура организации и управления образовательной организацией (см. сайт ЦЭВД – основной раздел, структура)

  5. Реализуемые образовательные программы, описание программ (см. сайт ЦЭВД основной раздел, образовательные программы)

  6. Численность обучающихся по реализуемым образовательным программа с указанием бюджета: 863

  7. Язык образования: русский.

  8. Сведенья о руководителе образовательного учреждения, его заместителях: директор: Никитин Алексей Алексеевич, образование: Новосибирская государственная консерватория им.Глинки, с 1989 года; заместитель директора по УВР: Хамидуллина Ирина Ансаровна, образование: Хабаровский государственный педагогический университет, с 2008 года; заместитель директора по АХР: Городнянский Александр Михайлович, образование: Благовещенское высшее танковое командное краснознамённое училище имени маршала Советского Союза К.А.Мерецкова, с 2002 года.

  9. Персональный состав педагогических работников 9 (см. сайт ЦЭВД – основной раздел, персональный состав педагогов)

  10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (см. сайт ЦЭВД – основной раздел, мат.-техн.обеспеч.деят.)

  11. Количество вакантных мест для приёма по каждой образовательной программе (на места, финансируемые за счёт бюджета) Наличие мер социальной поддержки учащихся 36

  12. Объём образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (см. сайт ЦЭВД – основной раздел, документы)

  13. Поступление финансовых и материальных средств, их расходование по итогам финансового года (см. сайт ЦЭВД – план)

  14. Отчёт о результатах самообследования (см. сайт ЦЭВД – информ.открытость, самообследование)

  15. Документы о порядке оказания платных образовательных услуг (см. сайт ЦЭВД – платные образовательные услуги)

  16. Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчёты об исполнении таких предписаний Нет

  17. Муниципальная служба социальной защиты (адрес, телефон, адрес электронной почты, сайт в Интернете ) 

  18. Службы психологической защиты детей, подростков и их родителей (адрес, телефон, адрес электронной почты, сайт в Интернете)

  19. Телефоны горячих линий (телефоны)

     

     

     


     

     

Андреев В.Н., к. п. н;

Никитин А.А., к. иск.

 

Образ выпускника ЦЭВД

 

Глядя в будущее, мы думаем о поколении будущего. Каким оно будет? Успешным, сохранившим и приумножившим отечественные традиции или оторвавшимся от своих корней и мечущимся в пространстве чуждых культур, что рано или поздно приведёт к его растворению в пучине истории? Поэтому и пытаемся мы представить образ подрастающего человека настоящего и будущего – творческого, адаптирующегося к социуму, наделёнными необходимыми для жизни качествами.

Этим объясняется стремление педагогических коллективов образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования детей, спроектировать образ выпускника, поскольку он является главной составляющей «образа» самого образовательного учреждения, его концепции, программы развития, стратегического планирования.

Центр эстетического воспитания Хабаровска (ЦЭВД) в этом плане имеет опыт, которым может поделиться с другими образовательными учреждениями.

Совершенствование образовательного процесса в Центре эстетического воспитания детей, вызванное многими факторами, в том числе и экономическими (переход ЦЭВД в статус автономного учреждения с подушевым финансированием, усиление конкуренции между образовательными учреждениями) потребовало разработки образовательных программ нового поколения, что поставило перед администрацией и методической службой центра проблему определения содержательной основы для их создания. Была проведена «ревизия» концепции ЦЭВД с позиций современного научного понимания детской художественной одарённости, проведены семинары для педагогов по разработке модели выпускника центра, спланирована работа по составлению студийных метапрограмм и предметных программ.

Самым сложным в этой работе было создание образа выпускника ЦЭВД с ранжированием его по возрастным ступеням. Прежде всего, необходимо было найти ответ на вопрос, какими личностными и творческими качествами обязан обладать выпускник центра в целом, чтобы в сложной, динамичной политической и социально-экономической ситуации он смог успешно реализовать свои силы и способности. Требовалась такая организационно-творческая работа, которая привела бы к общности взглядов педагогов на образ выпускника. Для этого в проведении ряда проблемных семинаров был использован метод синектики, который в науке рассматривается как метод решения творческой задачи на основе двух базовых процессов: превращения незнакомого в знакомое и знакомого в незнакомое. В его основе лежат представления о творческой деятельности и возможностях целенаправленного управления ею. Суть метода – активизировать мышление и воображение участников проектировочной деятельности с использованием аналогий: личностной, прямой, символической, фантастической [1].

Опираясь на метод синктики, педагоги центра выполнили серию заданий по составлению идеального образа выпускника студий. Коллективные наработки методической службой цента были проанализированы, ранжированы по возрастным ступеням и сведены в единую таблицу. В итоге создалось коллективное видение образа выпускника ЦЭВД, которое было, оформлено и представлено педагогическому коллективу как системный взгляд на образ выпускника, как по студиям, так и цента в целом. Это способствовало педагогам переосмыслению своей значимости и места и роли студий в деятельности центра, помогло системно выстроить цели и задачи студийных образовательных программ по годам обучения.

Сегодня можно констатировать, что создание образа выпускника стало важным этапом в совершенствовании педагогической модели развития личности ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования. У педагогов появилось целостное видение идеального ученика, прошедшего весь курс обучения и вобравшего в себя всё лучшее, что может дать ему Центр эстетического воспитания детей.

Представляя научно-методический и художественно-творческий опыт ЦЭВД города Хабаровска, выделим его главные концептуальные положения:

1. Центр эстетического воспитания детей главной целью своей деятельности видит воспитание гармоничной личности с ярко выраженной мотивацией к познанию мира, самореализующейся в сфере художественного творчества и других областях гуманитарной деятельности с учётом специфики и возможностей Дальневосточного региона.

2. Основываясь на том, что необходимым условием эстетического освоения действительности и художественного творчества является детская художественная одарённость, ЦЭВД целью своей также ставит формирование у детей общей художественной одарённости как основы развития специальных способностей. Художественная одарённость понимается коллективом ЦЭВД как целостное образование в единстве телесного, психического и духовного, как способность органичной, духовно-нравственной личности к трансформации и интеграции общих способностей в специальные, обеспечивающие успешность выполнения художественной деятельности, возможность высоких в ней достижений.

3. В своей деятельности ЦЭВД г. Хабаровска опирается на модель выпускника, освоившего в полной мере образовательную программу, с личностными свойствами и качествами, развитыми общими способностями, профессионально-важными качествами, позволяющими достичь значительных результатов в сфере художественного творчества.

Структура модели выпускника трёхкомпонентная: включает в себя личность, творца и художника. Личность выступает в данной модели в совокупности свойств, представляющих её как «чувствующую», «отражающую (рефлексирующую)», «познающую», «адаптирующуюся», «действующую», «общающуюся» личность.

«Творец» – выступает как субъект миро-любящий (альтруистический), себя-творящий (себя созидающий), мир-творящий (мир созидающий). Ибо, прежде чем преобразовывать окружающий мир, ребёнку необходимо научиться любить его и себя в нём, созидать свой внутренний мир, видеть в объекте любви черты, нарушающие его гармонию и пути преодоления дисгармонии.

«Художник» связан с качествами, способствующими созданию художественного образа на основе переживания и осмысления действительности. Он охарактеризован как субъект, познающий и творящий художественную действительность, как хранитель, наследник и творец культуры.

Взаимосвязь компонентов «личность-творец-художник» рассматривается авторами данной модели выпускника ЦЭВД с позиций компетентностного подхода, при котором образованность ребёнка определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся способностей, знаний и умений. При таком подходе в центре внимания педагога становится формирование ключевых компетентностей, рассматриваемых центром как способности, которые:

‑ позволяют ребёнку эффективно действовать не только в художественной, но и в других сферах деятельности;

‑ помогают действовать ребёнку в самостоятельном поиске решения задач, алгоритмов и способов решения, оценке полученных результатов;

‑ направлены на решение возникающих проблем, актуальных для детей того или иного возраста.

Ниже представлен «образ выпускника ЦЭВД» в компетентностной парадигме.

Ι. Компонент модели: Личность

1.1. Свойства личности: чувствующая.

Компетентность: эмоциональная – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность к обладанию эмоциональной чувствительностью, душевной чуткостью и отзывчивостью;  умение чутко и адекватно эмоционально реагировать на явления действительности;

- способность владеть эмоциями в основных модальностях, их внешними формами выражения;  умение адекватно внешне выражать эмоции – свои (внутренние и внешние) и других людей;

- способность к эмпатии;  умение выбирать из словаря художественных эмоций нужную эмоцию, её модальность для характеристики впечатления, полученного от соприкосновения с прекрасным, выразительным;

-способность наслаждаться красотой, адекватно передавать её эмоциональное содержание (экспрессивные эмоции);  умение идентифицировать себя с другими людьми, сопереживать им;  адекватно переживать встречу с прекрасным и передавать переживание художественно-эстетическими эмоциями.

1.2. Свойства личности: отражающая

Компетентность: рефлексивная – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

-способность чувствовать и различать прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, выразительное и невыразительное; иметь представление об основных эстетических категориях и различать их;

-способность анализировать свои ощущения, чувства;  умение рефлексировать, получать адекватный мыслечувственный результат воспринимаемому объекту или явлению;

-способность к синестезии;  умение соотносить свои ощущения и чувства с родственными ощущениями, полученными от различных органов чувств;

-способность контролировать свои эмоции, поведение и действия;  умение а) управлять своими эмоциями, поведением, физическим состоянием, предвидеть последствия их негативного проявления; б) контролировать и оцени-вать своё поведение с точки зрения нравственных, правовых, эстетических норм; в) контролировать и оценивать свою деятельность.

1.3. Свойства личности: познающая

Компетентность: когнитивная – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

-способность к чувственному, интуитивному и рациональному познанию Мира ‑ умение на научном, художественно-эстетическом, практически житейском уровнях познавать Мир, расширять сферу своих интересов и деятельности;

-обладание мотивом к познанию; умение соотносить внутреннюю и внешнюю мотивации со своими потребностями и личностными смыслами;

-способность опираться на сенсорные эталоны;  умение оперировать сенсорными эталонами в познавательной деятельности;

-способность соотносить себя и Мир (видеть себя как часть Мира и Мир как часть себя); уметь идентифицировать себя с Миром;

-способность ассоциативного восприятия Мира; уметь находить сравнения, метафоры, предметные параллели для характеристики объектов и явлений;

-способность образного видения Мира; знание образных сфер (осязаемый мир, невидимый мир, фантастический мир, метафизический мир); умение постигать содержательную суть объекта и явления;

-способность различать и соотносить субъективную, объективную и метафизическую реальность ‑ знание уровней реальности; умение использовать знания о «вещной» действительности, внутреннем мире человека, мире тонких материй;

- способность к пластическому или эмоциональному воображению – репродуктивному и продуктивному; умение чутко воспринимать свойства предметов, явлений, людей их «эмоциональный тон», воспроизводить в памяти и творческой деятельности;

- способность к конвергентному и дивергентному мышлению; умение подходить к решаемой проблеме, нестандартно мыслить, находить приемлемый вариант её решения, используя логическое и образное мышление;

- способность рассуждать, мыслить, оперируя бытовыми, научными, духовно-нравственными, художественно-эстетическими понятиями и представлениями ‑ знание понятий; умение пользоваться бытовыми, научными, духовно-нравственными, художественно-эстетическими понятиями и представлениями в мыслительной и речевой деятельности;

- способность к самопостижению, формированию индивидуального стиля реагирования на внешние раздражители; умение прислушиваться к себе, доверять себе, анализировать свои чувства, побуждения, поступки, эмоции, переживания, понимать Я - реальное и видеть своё Я – идеальное;

- способность постигать человека, предмет, явление как субъект, а не объект; умение ощущать внутреннее родство с предметом восприятия и взаимодействия;

- способность к формированию жизненных и личностных смыслов, соотносить понятия высших (нематериальных) ценностей со своими поступками; умение усваивать и присваивать духовные и нравственные ценности, опираться на них в своих поступках.

1.4. Свойства личности: адаптивная.

Компетентность: социальная – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность соотносить свои потребности с потребностями общества;  умение соотносить личностные потребности и требования общества;

- способность к самоопределению; умение соотносить свои потребности со своими целями и возможностями;

- способность к саморегуляции; умение управлять эмоциями (подчинять воле), стрессоустойчивость;

- способность принимать гражданские, национальные, общечеловеческие нормы и правила поведения; знание норм поведения; умение соотносить своё поведение с ними;

- способность к личностному и социальному самосовершенствованию;  умение выбирать модель поведения, приводящую к личностному росту и социальному развитию;

- способность к формированию устойчивого представления о себе и социуме; умение усвоить и принять социальный опыт с учётом личностных смыслов;

- способность защищаться от внешнего мира, деструктивных для личности воздействий; знание индивидуальных способов самозащиты; умение различать позитивные и негативные явления жизни и создавать психологический «иммунитет» к негативу.

1.5. Свойства личности: действующая

Компетентность: деятельностная – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность к усвоению духовно-нравственных ценностей как основы деятельности и поведения ‑ умение вести себя в обществе на основе духовно-нравственных ценностей общества, этноса, личностного конструкта; осознавать себя личностью, нацеленной на позитивное преобразование себя и действительности.

- способность выбирать для себя сферу деятельности как пространство желанной и успешной деятельности;  умение выбирать сферу деятельности как пространство желанной и успешной деятельности;

- способность ставить перед собой высокие цели;  умение ориентироваться в созидательной деятельности на цели, определённые духовно-нравственными ценностями;

- способность к творческой деятельности как способу самореализации;  умение занимать авторскую позицию, увлечься творчеством и увлечь им других;

- способность и умение выстраивать деятельность как последовательность операций;

- способность к глубокому и длительному погружению в деятельность; умение управлять своей волей в течение времени, необходимого для выполнения работы;

- способность и умение  преодолевать препятствия, сохранять веру в себя в трудных жизненных ситуациях;

- способность выстраивать позитивную жизненную стратегию развития; видение цели, понимание смысла своей деятельности и пути своего развития.

1.6. Свойства личности: общающаяся.

Компетентность: коммуникативная – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность к эффективной коммуникации вербальными и невербальными способами ‑ знание способов коммуникации;

- способность взаимодействовать с другими людьми, в коллективе; умение достигать договорённости в двухстороннем взаимодействии, в группе; умение адекватно воспринимать речь собеседника, вести диалог (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);- способность давать нравственную и правовую оценку своим действиям и других людей;  знание критериев нравственного и правового поведения;  умение пользоваться ими.

- способность постигать культуру своего народа и общаться с её носителями;  знание культуры своего народа;  умение узнавать её, отличать от культуры других народов, общаться с соотечественниками на её основе.

- способность идентифицировать собственную ментальность и проявлять уважение к представителям других национальностей и культур;  умение уважать себя и представителей других культур.

ΙΙ. Компонент модели: Творец

2.1. Свойства личности творца: Миро-любящая.

Компетентность: альтруистическая – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность любить мир и себя в нём, открывать свою душу добру и красоте;  умение воспринимать мир открытой душой как часть себя самого;

- способность любить своё  Отечество («малую Родину»;  знание истории и культуры своей страны, родного края, города, села и т.д.; умение ценить исторический, культурный опыт своей страны;

- способность видеть в объекте любви черты, нарушающие её гармонию и видеть пути преодоления его дисгармонии;  знание достоинств и недостатков объекта любви, путей преодоления его дисгармонии.

2.2. Свойства личности творца: Себя-творящая.

Компетентность: Себя-созидающая – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность к гармоничному развитию своей личности; наличие установки на гармоничное (физическое, интеллектуальное, эмоционально-ценностное, психосоциальное, духовно-нравственное и художественно-эстетическое) развитие;

- способность осознавать собственную значимость для позитивного преобразования окружающей действительности; знание своих способностей и возможностей, личностной ценности;

- способность к художественно-эстетическому саморазвитию; знание путей собственного художественно-эстетического развития;

- способность к полихудожественной деятельности (наличие общей художественной одарённости – возрастной или индивидуальной); понимание значимости освоения различных видов искусства с целью обретения личностной успешности;

- способность насыщать эстетическим содержанием своё бытиё; умение удовлетворять свои художественно-эстетические потребности впечатлениями, полученными от восприятия произведений искусства и личностного творчества;

- способность прогнозировать путь своего творческого развития;  умение объективно оценивать свои творческие возможности;

- способность к самоорганизации;  умение организовывать свою творческую жизнь и деятельность;

- способность ориентироваться на идеальный образ положительного героя;  знание идеального образа положительного героя и умение формировать себя по его образу и подобию;

- способность к исследовательской деятельности в сфере искусства;  умение осуществлять исследовательскую деятельность по определённому алгоритму.

2.3. Свойства личности творца: Мир-творящая

Компетентность: Мир-созидающая – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность создавать субъективную картину мира; умение «одушевлять» мир и строить его образ на основе собственных представлений;

- способность к художественно-творческому выражению; умение активно включаться в творческий процесс, занимать и удерживать авторскую позицию;

- способность трансформировать «сырую» действительность в художественный образ (переход от пассивной созерцательности к авторской позиции); знание приёмов трансформации исходного материала (типизации, гиперболизации, аналогии и др.); умение мыслить, опираясь на художественное мышление и воображение, пользоваться способами и приёмами трансформации (аналогиями);

- способность отображать красоту объектов и явлений окружающего мира;  умение воссоздавать красоту языком и выразительными средствами искусства;

- способность обладать идеальной формой будущего творческого продукта;  умение представлять конечный продукт как цель своей творческой деятельности в целом и деталях;

- способность создавать новую эстетическую реальность;  умение моделировать средствами искусства новую художественную реальность, обладающую субъективной ценностью для ребёнка;

- способность к овладению алгоритмом творческой деятельности;  умение выстраивать последовательность действий в художественном творчестве;

- способность к овладение тремя уровнями творческой деятельности: стимульно-продуктивным; эвристическим, интеллектуальной инициативы;  умение работать на всех уровнях творческой деятельности;

- способность конкретизировать проблему, видеть пути её решения;  умение правильно выбирать стратегию и технологию реализации творческого замысла;

- способность анализировать риски принимаемых решений;  умение прогнозировать негативные последствия своих решений и предупреждать их;

- способность к адекватному оцениванию продуктов своего творчества;  умение адекватно оценивать индивидуально-общественную значимость своего творческого продукта;

- способность получать удовлетворение от своей творческой деятельности и других людей;  умение радоваться процессу и результату творческой деятельности.

ΙΙΙ. Компонент модели: Художник

2.1. Свойства  личности художника: познающая и творящая художественную действительность.

Компетентность: художественно-творческая – проявляет себя в способностях, которые включают необходимые знания, умения, способы действий, а именно:

- способность понять и принять значимость, ценность и особенности отечественной и зарубежной культуры;  знание видов искусств, жанров, форм и их специфики; композиционных средств искусств; художественных традиций отечественного и зарубежного искусства; особенностей художественных стилей; свойств художественных материалов; понятие содержания произведений искусства; художественное наследие отечественной и зарубежной культуры; язык искусств.

- способность трансформировать действительность в художественный образ и воплощать его в материально-чувственной форме; владение словарём художественно-эстетических эмоций; понятийным аппаратом – универсальными и специфическими понятиями видов искусств; языком и выразительными средствами искусства (на доступном уровне); технологией художественной деятельности в различных видах искусства; умением соотносить индивидуальную и общественную значимость продуктов художественного творчества; умение преобразовывать натуру на основе стилизации и интерпретации, репрезентировать свой творческий продукт в совершенном оформлении, объективно оценивать художественно-творческую деятельность (свою и других людей).

Ребёнок-художник обладает общими и специальными художественными способностями; волей к творческому выражению, волей к форме; художественно-эстетическим вкусом.

 

Литература:

1. Кудрявцев, А. Маркетологи в поисках нового. Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика) // Практический маркетинг, №7, 1999.

2. Лэндри, Ч. Креативный город. – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика – XXІ», 2006.

3. От концепции развития к проектированию моделей воспитательных систем в образовательном учреждении на диагностической основе: Учебно-методическое пособие / В.Н. Андреев, Е.И. Осеева; Под ред. В.Н. Андреева. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009.

4. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под редакцией проф. Н.Ф. Родионовой и к.п.н. М.Р. Катуновой. СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.