Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Образовательная метапрограмма по предмету «Ударные инструменты»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г. ХАБАРОВСКА

"ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ"

 

 

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании

Педагогического совета

МАУ ДОД «ЦЭВД»

_________ А.А. Никитин «26» сентября 2013 г.

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Ударные инструменты»

Срок реализации 5 лет

 

 

Составитель - педагог музыкальной

студии ЦЭВД

В.А.Ивкина

 

 

 

 

Хабаровск, 2013 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.................................................................3

2. Содержание обучения...................................................................6

3. Методическая и нотная литература............................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия на ударных инструментах в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств во многих регионах России проводятся по устаревшим программам, утвержденным Министерством культуры СССР еще в 80-х годах прошлого столетия или на основе местных (региональных) авторских программ. Данная программа является адаптированной, составленной на основе программы, утвержденной министерством культуры СССР в 1988 году (составитель - преподаватель ДМШ Ю.И.Кузьмин).

На современном этапе развития исполнительского искусства обучение на ударных инструментах становится более актуальным и востребованным. Практически во всех музыкальных коллективах (профессиональных и самодеятельных) активно используется ударная установка, ксилофон, колокольчики, многочисленная перкуссия, вибрафон, маримба. В современном симфоническом оркестре группу ударных инструментов называют не иначе как «Оркестр в оркестре».

Исполнители на ударных инструментах все чаще выступают в сольных концертах. Популярность и интерес к ансамблям ударных инструментов возрастает. Среди подростков и студентов становится модным и престижным умение играть на ударных инструментах, в особенности на ударной установке.

Современные конкурсные требования к молодым исполнителям на ударных инструментах и требования при поступлении в средние учебные музыкальные заведения по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия неизмеримо возросли.

Существенно изменилась методика обучения на малом барабане. Расширился репертуар специально написанных произведений (как соло, так и в сопровождении фортепиано). Благодаря сети Интернет библиотека всевозможных школ для различных ударных инструментов, стала более доступной. Мультимедийные средства позволяют вести обучение визуально, используя видеоматериалы выдающихся зарубежных и отечественных барабанщиков.

Так же существенно изменился подход и принцип обучения постановки рук. Современный исполнитель на ударных инструментах – это, в основном, универсальный музыкант, играющий на многих инструментах, а значит и постановка рук должна быть универсальной, свободной и должна качественно улучшать звукоизвлечение и технику игры на ударных инструментах.

Новизна представленной программы заключается в том, что в ней были максимально учтены все современные требования к исполнителю на ударных инструментах, предусмотрено так же обучение на большой ударной установке.

Так в программе обучения на малом барабане помимо упражнений и этюдов обязательным условием является исполнение пьес для малого барабана соло или в сопровождении фортепиано. А методика исполнения основных элементов техники: дробь, двойка, форшлаги помогает юному исполнителю четко различать эстрадно-джазовую (роковую) манеру исполнения этих элементов от классической.

Оптимальные сроки обучения игры на ксилофоне и малом барабане (классическая школа) 5 лет при учебной нагрузке 2 часа в неделю. Обучение ребенка может начинаться с 6 лет. Программа предусматривает полный пятилетний курс обучения на ударной установке.

В силу активной акселерации в современном мире качественно возрос уровень исполняемого репертуара в начальных классах музыкальных учебных заведений. За время обучения в Центре эстетического воспитания детей (ЦЭВД) учащийся должен овладеть определенным набором музыкально-исполнительских навыков, основами ансамблевого музицирования и чтения нот с листа, научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, уметь импровизировать в определенной манере, стилях и со вкусом использовать тембровое многообразие ударных инструментов. Важной задачей образовательного процесса в классе ударных инструментов является формирование и развитие художественного вкуса учащегося.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе ударных инструментов является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

Обучение учащихся игре на ударных инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.

Правильная осанка тела, а также правильная постановка кистевого аппарата, гибкость пальцев и работа предплечья являются одним из необходимых условий успешного обучения. Первые уроки должны быть посвящены освоению приемов правильной постановки рук, способа извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать палочки. В течение первых лет обучения, когда у подрастающих учеников анатомически формируется костно-мышечная и опорно-двигательная система, необходимо обращать внимание учащихся на правила рациональной постановки.

Постоянное внимание следует уделять также развитию внутреннего чувства ритма и темповых изменений. Для этого надо постоянно практиковать работу с метрономом и развевать темповый самоконтроль.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером (на ударной установке работа с фонограммами). Исполнение учеником произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Играя на ударной установке под фонограмму, учащейся наглядно знакомится и изучает разнообразие современных стилей и манеру исполнения в данном музыкальном направлении. Исполнение с аккомпанементом (фонограммой) укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В программе по классу ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для ударных инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе или современной группе.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи-с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

В программе предлагаются различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а так же экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Дополнительные сведения о формах и методах работы с учащимися в классах ударных инструментов педагоги могут получить в специальной методической литературе (смотрите список рекомендуемой литературы и учебных пособий в конце программы).

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Первый класс

 

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 

На ксилофоне:

-устройство инструмент а и правила обращения с ним; постановку рук,

- упражнения одиночными ударами (по одной пластине) в одном темпе, правильное и четкое симметричное движение рук, строго по центру клавиши (пластины), своевременное поочередное поднятие кистей и предплечья в момент удара, все упражнения играть двумя способами: кистями и с предплечьем;

- мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях с 1-м знаком четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе в 2 октавы;

-упражнения в гаммах; по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;

-простейшие упражнения и приемы развития исполнения тремоло;

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомления)

На малом барабане:

-устройство инструмента и правила обращения с ним;

-постановку рук; упражнения на глухом барабане или practice pad (тренажер): одиночные удары правой и левой рукой, кистевой удар, кистевой с пальцами и удар с помощью предплечья (плеточка), упражнение по два, три и четыре удара попеременно каждой рукой в умеренном темпе, упражнения на развитие техники кистей, постепенное ускорение и замедление, кратное увеличение темпа одиночных ударов;

-первый вид парадидла- [R L R R L R L L] в умеренном темпе;

- соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4 ( с акцентом на сильной доле такта);

- в сборниках под редакцией В. Штеймана и Т. Егоровой, Г. Бутова или С. Ветрова упражнения для малого барабана (первые разделы - на четверти, восьмые и шестнадцатые);

-одна - две пьесы на малом барабане.

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения*

 

Ксилофон:

Гамма соль мажор (фа мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении (две октавы)

Русская народная песня «Заинька»

Б. Барток «Пьеса»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 1

Белорусская полька «Янка»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма соль мажор (ми минор гармонический) и арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении (две октавы)

Д. Кабалевский «Клоуны»

М.Глинка «Андалузский танец»

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 3

Х. Вольфрат «Маленький барабанщик»

 

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма ре минор (ми минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении (две октавы)

М. Глинка «Андалузский танец»

Й. Гайдн «Анданте»

Г. Бутов «Грустная песенка»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 3

Х. Вольфрат «Маленький барабанщик»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма ре минор гармоническая (фа мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении (две октавы)

Р.Шуман «Смелый наездник »

К.М.фон Вебер «Хор охотников» из оперы «Вольный стрелок»

П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики)

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 5

И.Иордан «Охота за бабочкой»

Второй класс

 

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 

На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в тональностях до 2-х знаков четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе (2 октавы);

-упражнения в гаммах; по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;

- приемы исполнения тремоло и различные упражнения для его развития;

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление)

На малом барабане:

 

- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары правой и левой рукой, кистевой удар, кистевой с пальцами и удар с помощью предплечья («плеточка»); упражнение по два, три и четыре удара попеременно каждой рукой в умеренном темпе, а затем увеличивая темп (под метроном);

-второй вид парадидла- [R R L R L L R L] в умеренном темпе и далее ускоряя;

-упражнения на 4/4-первый такт четверти (попеременной левой и правой рукой), второй такт- восьмые в ровном, третий такт – шестнадцатые, в умеренном темпе, с ускорением и замедлением;

-дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4 (ala breve) в подвижном темпе;

- нота с точкой (пунктирный ритм, по возможности триоли восьмыми нотами в простейшем виде);

- К. Купинский с 1-5 этюд в указанном автором темпе, 6,7,8,9 и 10 этюды

- в сборниках под редакцией Штеймана и Егорова, Г. Бутова или Ветрова упражнения для малого барабана (разделы – пунктирный ритм, трехдольные размеры, синкопа);

- для более способных учеников знакомство с техникой up-down (второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара), а так же с рикошетной дробью - двойка на отскоке.

-одна - две пьесы на малом барабане.

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

Ксилофон:

Гамма ре мажор (си-бемоль мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Д. Кабалевский «Клоуны»

Ф. Госсек «Гавот»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 7

И.Иордан «Охота за бабочкой»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма ре мажор (си минор гармонический и мелодический) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Л.Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

А.Дворжак «Танец»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 10

Х. Мане «Пес и кот»

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма соль минор (си-минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Р.Шуман «Смелый наездник »

А.Дворжак «Танец»

П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики)

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 10

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма соль минор (си-бемоль мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 15

А. Глазунов «Раймонда»

Третий класс

Годовые требования

 

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 

 

 

На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 3-х знаков включительно; приемы исполнения тремоло;

-2-3 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление)

На малом барабане:

- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары по два, три, четыре, пять и шесть ударов попеременно каждой рукой, максимально увеличивая темп (можно под метроном); знакомство с ритмическими группами - квартоль, квинтоль и секстоль;

- освоение техники игры только пальцами (техника исполнения тремоло на литаврах), одиночные удары по шесть, девять и двенадцать ударов, тремоло одиночными ударами.*

-упражнения на координацию движений рук: третий и четвертый вид парадидла:

[R L L R L R R L] и [R L R L L R L R]

-знакомство с техникой up-down** (второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара) четвертый вид парадидла [R L R L L R L R] может помочь освоить эту технику;

-в медленном темпе двойки с акцентом на второй удар; эти «сложные двойки» постепенно ускорять и замедлять.

-простейшие виды исполнения «рикошетной» дроби (отдельно левой и правой отдробки, дробь восьмая нота - удар, дробь четвертная нота - удар)

-триоли восьмыми и шестнадцатыми нотами в размерах 2/4,3/4,4/4; примеры сочетания триолей с дуолями;

- в сборниках под редакцией В. Штеймана и Т. Егоровой, Г.Бутова или С.Ветрова упражнения для малого барабана (разделы – пунктирный ритм, трехдольные размеры, синкопа);

-форшлаг из одной и двух нот (двойной форшлаг одиночными ударами- RL R и LR L, а так же RR L и LL R), для более способных учеников – тройные форшлаги; в сборнике Г. Бутова раздел - форшлаги

- для более способных учеников упражнения на роллы (up-down)

- две пьесы на малом барабане.

 

 

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма ми-бемоль мажор (до минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

М. Балакирев «Полька»

Л. Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 34

Х. Мане «Маленькая серая кошечка»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма ми-бемоль мажор (до минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»

В. Моцарт «Рондо» С-dur

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 41

А. Глазунов «Град»

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

М. Мусорсгский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»

А. Лядов «Музыкальная табакерка» (колокольчики)

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 41

А. Глазунов «Град»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»

Ж.Ф.Рамо «Тамбурин»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 45

В. Гайков «Погоня»

Четвертый класс

 

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 

На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 4-х знаков включительно; доминантсептаккорд и вводный септаккорд;

-приемы исполнения тремоло;

- гамма терциями и октавами

-2-3 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одно произведение крупной формы.

На малом барабане:

Продолжение занятий над следующими упражнениями:

- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары по два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь ударов попеременно каждой рукой, максимально увеличивая темп (можно под метроном); септоль и тридцать вторые; тремоло одиночными ударами.

- освоение техники игры только пальцами (техника исполнения тремоло на литаврах), одиночные удары по шесть, девять и двенадцать ударов, тремоло одиночными ударами.

-упражнения на роллы (up-down): «двойки» с ускорением, переходом на ролловую дробь и возращением в первоначальный темп;

-упражнения на рикошетную дробь: «двойки» с отскоком максимальное ускорение, переход до дроби и назад в первоначальный темп; отдробы правой, потом левой четвертями, затем, в разных темпах и в различных динамических нюансах;

-трехдольные и сложные размеры

-форшлаг из трех нот (аппликатура - RLR L и LRL R, а так же RRL R и LLR L), для более способных учеников – форшлаги из четырех нот, по той же схеме аппликатуры; (см. в Нотной папке ударника Г. Бутова раздел – форшлаги, дробь);

-развитее навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, освоение приемов игры на оркестровых ударных инструментах (тарелки, большой барабан, бубен, тарелки, кастаньеты ит.д.)

-4-6 этюдов (см. в сборниках К. Купинского, , Г. Бутова, С. Ветрова, В. Штеймана, а также В. Снегирева-этюд №1, Осадчук –этюд №1, F. Albright - этюд №1)

- две пьесы на малом барабане.

 

 

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями

Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»

М.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 43

Х. Мане «Пес и кот»

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями

Д. Шостакович Танец из балета «Болт»

Ж. Бизе Менуэт из музыки к драме «Арлезианка»

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 64

Д. Палиев Этюд № 2 ( с ф-но)

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма ми-мажор (до диез-минор), гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

В. Моцарт Рондо C- dur (ред. Г. Бутова)

А.Рубинштейн «Мелодия» (ред. Е.Тверской)

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 55

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма ми-мажор (до диез-минор) гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

Будашкин Концерт для домры с оркестром (1 часть)

А.Рубинштейн Вальс-каприс

 

Малый барабан:

К.Купинский Этюд № 67

Р. Анико, С. Боде, Ф. Пассероне «Маленькие пьесы»-1 часть

 

Пятый класс

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 

На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до четырех знаков включительно; доминантсептаккорд и вводный септаккорд; гамму терциями и октавами;

- гамма терциями и октавами

- беглость исполнения и совершенствование приемов исполнения тремоло;

-2-3 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле)

-одно произведение крупной формы

 

для более способных учеников и поступающих

в средние специальные учебные заведения

 

-ознакомление с такими инструментами как виброфон и маримба

На малом барабане:

 

- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби(одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);

- сложные размеры

-форшлаг из четырех нот

(аппликатура - LRLR L и RLRL R, а так же RRLL R и LLRR L), (см. в Нотной папке ударника Г. Бутова раздел – форшлаги, дробь)

-развитее навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, знакомство с латино - американской перкуссией, особенности игры и манеры этно – музыки (бонги, конги, маракасы, гуиро, чокало, кабаса, ковбелл и т.д.)

- для более способных учеников изучение латино и афро-американских ритмов на ударной установке;

-4-6 этюдов (см. в сборниках К.Купинского, В.Снегирева –этюд №2, Осадчука-этюд№2, Г. Бутова,С. Ветрова, В.Штемана, этюды №2 - F. Albright)

- две пьесы на малом барабане.

 

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма си мажор (соль – диез минор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

И.Бах Скрипичный концерт № 1 (1 часть)

Дж.Россини Неаполитанская тарантелла

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 78

Д. Палиев-этюд №2 с ф-но

 

 

Для наиболее способных учеников

 

Ксилофон:

Гамма си мажор (соль – диез минор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

Лысенко Н. Украинский танец, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов или А. Бацини «Рондо гномов» как максимум, альтернатива - П.Сарасате «Цыганские напевы»

П. Чайковский «Русский танец» (ред. К. Купинского)

 

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 85

Гайков «Погоня»

 

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 

Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа-минор гармонический и мелодический), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и с обращениями (две октавы);

А. Вивавльди Скрипичный концерт ля - минор(1 часть)

И.Брамс Венгерский танец №5

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 85

К. Барлетт «Чай без сахара»

 

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа-минор гармонический и мелодический), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и с обращениями (две октавы);

Ф. Зуппе Увертюра к оперетте «Поэт и крестьянка»

А.Рубинштейн Вальс-каприс

 

Малый барабан:

F. Albright-этюд № 3

Митчел Питерс Этюд № 1

 

Экзаменационные требования и примерные экзаменационные программы

для учащихся, заканчивающих музыкальную школу по учебному плану

сроком обучения 5 лет

 

 

Ксилофон:

-Одна гамма мажорная и минорная (гармоническая и мелодическая), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и в обращении, в две октавы в тональностях до 4-х знаков (по выбору комиссии).

-Одно произведение крупной формы и одно - малой.

Для учеников, готовящихся к поступлению среднее специальное учебное заведение:

- все мажорные и минорные гаммы, в терцию и октаву;

- крупная форма и два разнохарактерных произведения (по выбору комиссии);

Малый барабан:

-один этюд К.Купинского

-пьеса (с ф-но или соло)

- дробь: рикошетная в различных динамических оттенках;

ролловая - «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу.

-форшлаги: из одной, двух, трех и четырех нот (различной аппликатурой)

-отрывок из оркестровой партии ( можно в сопровождении фортепиано)

 

 

Примерные экзаменационные программы

 

На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

На ксилофоне:

- одна гамма мажорная и минорная (гармоническая и мелодическая), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и в обращении, в две октавы до 4-х знаков(по выбору комиссии). Для более способных учеников и поступающих в музыкальное училище- все гаммы по установленной схеме плюс в терцию и октаву (по выбору комиссии).

- И. Бах Концерт ля минор для скрипки и фортепиано (ч.1)

- П. Чайковский «Русский танец» (ред. К. Купинского)

 

На малом барабане:

-К. Купинский Этюд № 62

-В. Гайков «Погоня»

- Оркестровые трудности для малого барабана, например: М.Равель «Болеро» или Д.Шостакович 7 симфония (при наличии нотного материала)

 

Для более способных учеников и поступающих

в среднии спецальные учебные заведения

 

На ксилофоне:

-все гаммы по установленной схеме плюс в терцию и октаву (по выбору комиссии);

-А. Бацини «Рондо гномов»

-П.Чайковский «Русский танец»

 

На малом барабане:

-рикошетная дробь и форшлаги в разных динамических оттенках

- этюд К. Купинского (по выбору комиссии )

-Д. Палиев Этюд №4 (в сопровождении фортепиано)

-Оркестровые трудности для малого барабана.

 

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ И НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Ксилофон (колокольчики, виброфон и маримба):

Акколаи Ж. Концерт №1 ля минор для скрипки и фортепиано

Андерсон А. «Пустячок»

Бацини А. «Рондо гномов»

Бах И.С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано, ч I

Бах И.С.Ария, Менуэт, Буре (переложение для виброфона)

Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром, исполнительская редакция В.Чунина

Бутов Г. Этюды для маримбы (ксилофона) - New York, 2009.

Венявский Г. Каприс ля минор

Вивальди А. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано, ч I

Вивальди А. Концерт соль мажор для скрипки и фортепиано, ч I, II иIII

Вивальди А. Шторм из сюиты «Времена года»

Виртуозные пьесы для ксилофона и фортепиано /обработка В.Снегирева - М,1974.

Виртуозные пьесы для ксилофона и фортепиано, выпуск 2

обработка В.Снегирева - М,1974.

Гайдн И. Дивертисмент ре мажор (переложение для виброфона)

Голденберг Морис Современная школа для ксилофона, маримбы и виброфона Голещанов Н. Скерцо для ксилофона и фортепиано-Музыка,1971

Goldenberg Morris «Modern school for xylophone, marimba, vibraphone»-New York,1950.

Доминчен К. Скерцо, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964.

Живкович Н. Пьесы для маримбы-соло,1992г.

Крестон П. (Paul Creston) Концертино для маримбы с оркестром

Косенок В. Скерцино, перелож. для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964.

Лысенко Н. Украинский танец, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964.

Минх Н. Парафраз на темы И.Дунаевского-М, 1966.

Моцарт Рондо соль мажор (ред. В.Штеймана)

Оркестровые трудности для колокольчиков /сост. В. Штейман – М,1958.

Прокофьев С. «Скерцо»

Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. В.Снегирев-М,1969

Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. В.Снегирев-М,1982

Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. С.Макаров-М,2002

Пьесы: переложение для ксилофона м фортепиано К.Купинский-М,1987

Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано /сост.В.Штейман - М.:1968.

Пьесы русских композиторов: перелож. для ксилофона и фортепиано В.Штейман и А.Жак-М,1964.

Пьесы русских композиторов,5 класс для скрипки и фортепиано.- М.: 1974.

Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано/сост.Е.Баранкина-М,1970.

Рзаев Г. Концертино для ксилофона с оркестром

Сарасате П. «Интродукция и тарантелла»

Сарасате П. «Цыганские напевы»

Сборник пьес для ксилофона и фортепиано, Тетр.1 /сот. В.Штейман ,А.Жак-М,1953

Сборник пьес для ксилофона и фортепиано, Тетр2 /сот. В.Штейман ,А.Жак-М,1954.

Сборник пьес для ксилофона : перелож.К.Купинского-М,1955.

Сборник пьес для ксилофона /сост. Ю. Кузьмин-М,1950.

Сборник пьес для ксилофона /сост. В.Баранкин-М,1971.

Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и

фортепиано/сост.К.купинский-М,1949.

Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано /

сост.В.Штейман-М,1963.

Снегирев в. Этюды для ксилофона

Учебный репертуар для ксилофона .1 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1975.

Учебный репертуар для ксилофона .2 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1976.

Учебный репертуар для ксилофона .3 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1977.

Учебный репертуар для ксилофона .4 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1978.

Учебный репертуар для ксилофона .5 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1980.

Фельцман О. Полька для ксилофона и фортепиано-М,1965

Финк З. «Бабочки»(маримба)

Хрестоматия для ксилофона /сост.В.Блок, В.Снегирев-М,1979

Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано,

выпуск 3 / сот.Ю.Уткин-М,1972

Чайковский П. «Русский танец» (ред.К.Купинского)

Чайкин Н. Концертная пьеса на темы американских народных песен для ксилофона и

фортепиано-Музыка,1965

Черненко Г. Этюд-каприс «Русский винегрет»

Шишаков Ю. Концерт для ударных инструментов с оркестром

Шостакович Д. Полька из балета «Золотой век» (ред.В.Снегирева)

Малый барабан (перкуссия):

Агостини-Этюды для малого барабана

Ахунов Е. Этюды для малого барабана – «Музыка»,1988

Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане.- Будапешт,1962

Барлетт К. «Чай без сахар»

Бутов Г. «В ожидании поезда»

Ветров С. Упражнения и этюды для малого барабана

Гайков В.«Погоня»

Капио Ч. «Обойма»

Cappio J. «The cats meow» ( Капио Ч. «Кошачий мяу»)

Маленькие пьесы для ударных инструментов/сост.В.Ловецкий- Композитор,2003

Митчел Питерс Этюды для малого барабана

Оркестровые трудности для малого барабана/сост.В.Штейман-М,1962.

Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана, - М,1956.

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана, - М,1957.

Осадчук В.Этюды для малого барабана-Музыка,1988.

Палиев Д. Этюды №1,2,,4,,6,10 (для малого барабана в сопровождении фортепиано)

Pratt S. «Guidepost» (Почтальон) - (м.б.)

Pratt S. «Licorice and Molasses» - (из сборника пьесы для малого барабана)

Пьесы для ударных инструментов / сост.В.Снегирев-М,1979.

Пьесы для малого барабана /сост.В.Снегирев

Ритмические упражнения для малого барабана /сост. В.Штейман и Т.Егорова

Сковер В. 70 этюдов для барабана-Польша,1964.

Снегирев В. Этюды дл малого барабана –М,1970.

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, в аранжировке В.Ловецкого - Композитор,1999.

 

Ансамбли:

Ансамбли для ударных инструментов, хрестоматия/сост.М.Пекарский-М,1988.

Играем в оркестре/сост.Л.Климова-Композитор,2002.

Оркестр в классе/сост.И.Лаптев- М,1980.

Оркестр в классе, выпуск 2 /сост.И.Лаптев- М,1991.

Произведения для ансамбля ударных инструментов,/сост.В.Гришин -М,1981.

Произведения для ансамбля ударных инструментов, выпуск 3-Музыка,1987.

Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, переложение для школьного оркестра

И.Г.Лаптева-М,2001

Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано : перелож. В.Снегирев-М.1967.

Пьесы и ансамбли /сост. Ж.Металлиди-М,1983.

Пьесы для ансамбля ударных инструментов/ сост. Г.Удовенко-Тула, 2008.

Сборник дуэтов для ксилофона /сот.В.Штейман-М,1972.

 

Ударная установка:

Acuna Alex - Drums and percussion

Баньян Л. Rhythm improvisation(школа парадидлов) - Будапешт 1985.

Галоян Э. Ритмические этюды - вариации для ударных, - М,1977.

Elder Bill - «Drumers guide to - hip-hop, house ,new jeck swing, hiphouse»

Cobham Billi - Drums by Design .

Lauritsen Craig – Drum Grooves, 1994.

Latham Rick «Advanced funk studies» , 10 этюдов для ударной установки,1980.

Lombardo John Rockin’ bass drum

Lombardo John Rockin’ bass drum, часть 2.

Макиевский С. Гармония ритма – Киев,2006.

Макиевский С. Техника игры на ударной установке, – Киев,1991.

Макуров А. Аранжировка мелодий на ударной установке,2007.

Mounier Flo – Extreme Metal Drumming 101(ударная установка)

Росетти Эд (Ed Roscetti) игра на ударных в стилях фанк и хип-хоп-М,2005.

Rabb Johnny - 30 days to better hands (ударная установка)

Reed Ted –Syncopation for the modern drummer, 1958.

Финк З. «Время молодых» - (ударная установка) соло

Shier Steve «Beats fills and solos’ for drums»,1993

Weckl Dave-Ultimate play-along for drums, 1993

(ударная установка с фонограммами - минус)

Weckl Dave-Ultimate play-along for drums, 1996

(ударная установка с фонограммами - минус)

Weckl Dave- In session, 1998

(ударная установка с фонограммами - минус)

 

Сборники:

Бутов Г. Нотная папка ударника-М, 2005.

Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах, ч I и II

Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах-Киев,1986.

Купинский К. Школа игры на ударных инструментах-М, 2000.

Макиевский С. Ритмика для всех, постановка барабанщика-Киев.2005.

Стойко Й Школа игры на ударных инструментах-Польша,1970.

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Младшие классы ДМШ /сост.В.Штейман и Т.Егорова-М,1991.

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Старшие классы ДМШ /сост.В.Штейман и Т.Егорова-М,1985.

 

Методическая литература:

Бутов Г. Методика игры на малом барабане,2010.

Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: автор Волков Н.-М, 2002.

Гинзбург Л. Методический очерк «о работе над музыкальным произведением» ,1953.

Инструменты духового оркестра / сост.Б.Кожевников-М,1984.

Исполнительство на духовых инструментах/сост. И.Пушечников-М1979

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры-Л,1973

Макиевский С. Ритмика для всех, постановка барабанщика-Киев.2005

Макуров А. Аранжировка мелодий на ударной установке, 2007

Михаил Вайман-исполнитель и педагог: авторы Л.Раабен, О.Шульпяков-Л,1984.

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.1-М,1964.

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.2-М,1966.

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.3-М,1971.

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.4-М,1976.

Методическое пособие для преподавателей. «Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ» / ред.- сост. Р.Степанова-М,1977.

Назаров И. «Основы музыкально- исполнительской техники и метод ее совершенствования»-Л,1969.

Нежинский О. Детский духовой оркестр «Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов»- М,1981

«Педагогические принципы Л.М.Цейтлина»: авторы Б.Беленький и Э.Эльбойм-М, 1990.