Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Образовательная программа дополнительного образования детей «Воображалия»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

ХАБАРОВСКА

МАУ ДОД «ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

ГОРОДА ХАБАРОВСКА

 

 

 

 

«утверждено»

на заседании

Педагогического совета

МАОУ ДОД «ЦЭВД»

А.А.Никитин

20 декабря 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« Воображалия »

(изобразительное искусство, для детей 3-5 лет)

 

 

Разработала

педагог доп. образования

Кармацкая Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2015

Пояснительная записка

Согласно концепции непрерывного художественного образования дошкольный возраст рассматривается как основной, базовый период в художественном развитии человека, как «период первоначального фактического складывания личности» (А. М. Леонтьев). Как ступень становления творческого потенциала ребёнка, когда он делает первые шаги в мире искусства, важность которых несомненна как для его общего развития, так и дальнейшего эстетического воспитания, художественного образования.

Важнейшим средством периода первоначального складывания личности, связанным с художественно-эстетическим воспитанием, является художественная деятельность, включающая изобразительную и представленную в дошкольном возрасте такими видами занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Данные виды в силу своих особенностей способствуют отражению в зримых образах впечатления «маленького художника» об окружающем мире, формируя тем самым у него эмоциональную сферу, обусловливая в его душе эмоциональный отклик к воспринимаемому и изображаемому. Всё это делает изобразительную деятельность значимой в эстетическом, нравственном, умственном развитии детей дошкольного возраста, что позволяет эффективно её использовать в реализации предназначения Центра эстетического воспитания детей (ЦЭВД) и студии общего эстетического развития (СОЭР) как её структурного подразделения – создание условий восприятия детьми от 3 до 5 лет красоты окружающего мира во всех её проявлениях – в природе, рукотворной действительности, искусстве, человеческих отношениях; формирование способностей восторгаться и наслаждаться этой красотой; приобщение их к основным видам художественного творчества, на основе познания выразительности музыкального звука, линии, цвета, движения, танца, художественного слова, различных материалов (включая природный).

Реализация данного направления с использованием изобразительной деятельности определили специфику, цель, задачи и методику организации художественной деятельности по образовательной программе дополнительного образования детей «Воображалия» (далее программа).

Специфика её обусловлена тем, что она реализуется в рамках образовательной метапрограммы Студии общего эстетического развития (далее СОЭР) рассчитанной на 3-х летнее обучение, включающей в себя такие направления обучения, как: «английский язык», «слово», «ритмика», «музыка», «заниматика», «изобразительное искусство» (ИЗО), которые призваны комплексно и интегративно формировать у детей дошкольного возраста целостное представление о картине мира и себя в ней.

На этом основании, являясь частью метапрограммы СОЭР программа «Воображалия» направлена на развитие у ребёнка дошкольного возраста эмоционального отклика на прекрасное и безобразное, обогащение его духовного мира ценностным восприятием мира, развитие творческого воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к изобразительному искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Специфика и предназначение СОЭР определили цель программы   формирование и развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и духовно-нравственной сфер личности ребёнка 3 – 5 лет, способности его к самореализации и саморазвитию средствами изобразительного искусства.

Основная цель программы имеет подцели, направленные на формирование и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста представленных в модели выпускника СОЭР с учётом их психических особенностей, выступающих, согласно ФГОС нового поколения, целевыми ориентирами в образовании.

Подцелями программы определены:

  воспитание личности, способной владеть базовыми эмоциями; различать красивое   некрасивое, доброе – злое, плохое – хорошее;

  формирование способностей к познанию окружающего мира; оперированию сенсорными эталонами; к ассоциациям, сравнению предметов, явлений; к образному мышлению;

  развитие способностей эмоционального восприятия окружающего мира, эстетического отклика на природные явления, к творческой деятельности и коммуникации;

  воспитание ценностно-смыслового поля студийца на основе уважительного отношения к культуре своего народа; умений создавать собственную картину мира, получать удовольствие от творческого процесса.

Задачами программы являются:

  1. Задачи, направленные на воспитание личности студийца, они связаны с формированием определённых сфер личности, таких как

  1. Эмоциональная сфера личности, включающая способности

  владеть базовыми эмоциями в основных модальностях и их внешними формами выражения; переживать встречу с прекрасным, выразительным; душевная чуткость, отзывчивость, эмпатия, эстетическая чуткость;

  1. Рефлексивная сфера личности, включающая способности

  чувствовать и различать красивое - некрасивое, доброе - злое, плохое - хорошее; адекватно эмоционально реагировать на прекрасное, выразительное;

  1. Когнитивная сфера личности, включающая способности:

  к чувственному познанию Мира; познанию, любознательности; опираться на сенсорные эталоны; рассуждать, мыслить, оперируя бытовыми и художественно-эстетическими понятиями; к ассоциативному восприятию объектов и явлений действительности; пластическому и эмоциональному воображению – репродуктивному и творческому; к образному мышлению; рассуждению, логическому мышлению, оперированию бытовыми и художественно-эстетическими понятиями.

  1. Адаптивной сфера личности, включающая способности:

- соотносить свои потребности с потребностями других людей; опираться на моральные нормы, социальные эталоны поведения; усваивать социальный опыт;

5. Формирование деятельностной и коммуникативной сфер личности, включающей способности:

- представлять себя как устойчивый личностный концепт и действовать в соответствии с ним; к творческой деятельности как средству познания себя и мира; выстраивания деятельности как последовательность операций; «погружаться» в деятельность; к коммуникации; восприятии культуры своего народа и общения с её носителями.

  1. Задачи, направленные на развитие студийца как творца

  1. Развитие творческих способностей миролюбящей, альтруистической направленности:

- любви к миру и себя в нём, открытию своей души к добру и красоте; уважительного отношения к членам своей семьи, друзьям;

  1. Развитие творческих способностей себя-созидающей направленности:

- к гармоничному развитию своей личности; пониманию собственной значимости в микро социуме; полихудожественной деятельности (наличию общехудожественной одаренности); наполнению эстетическим содержанием своего внутреннего мира; обогащению своего эстетического опыта;

3. Развитие творческих способностей миро-созидающей направленности:

- к созданию субъективной картины мира; художественно-творческому выражению; видению образа будущего творческого продукта; созданию новой эстетической реальности; овладению алгоритмом творческой деятельности; экспериментированию с материалом действительности и материалом искусства; оцениванию продуктов своего творчества; получать удовлетворение от процесса творческой деятельности.

  1. Задачи, направленные на формирование студийца как «художника»

  1. Формирование способностей познания культуры и творящих на ее основе художественную деятельность:

- понять и принять значимость, ценность и особенности отечественной и зарубежной культуры; трансформировать действительность в художественный образ и воплощать его в материально-чувственной форме.

Программа рассчитана на 3 года обучения, её содержательный материал, включающий темы связанные с возрождением русских традиций, изучением известных зарубежных культур, интегрируется с темами таких предметов как слово, музыка, ритмика, английский язык. Это обусловливает специфику проведения занятий на содержательном уровне – их межпредметность, где ведущая тема занятия сопряжена с темами других программ, реализующихся в СОЭР, т.е. на всех предметах параллельно изучается единая тема в одно время. Такой подход к содержанию занятий направлен на погружение ребёнка в мир изучаемой культуры путём многоаспектного её раскрытия, выявления её особенностей исходя из специфики каждого предмета. Межпредметность и интегративность в проведении занятий по данной программе прогнозирует успешное овладение детьми знаний, представлений о мире с помощью различных изобразительно-выразительных средств.

Организация образовательного процесса по данной программе базируется на использовании следующих принципов обучения:

  1.  
    1. Уважения личности ребёнка, гуманизма (восприятия личности ребёнка как ценности, уважительного отношения к его высказываниям по рассматриваемым проблемам).

    2. Культуросообразности (построению педагогического процесса на основе конкретных образах, получаемых через зрительные, моторные, тактильные ощущения путём использования культурного наследия (художественно-национальных ценностей прошлых поколений) и овеществлённых источников, несущих в себе художественные традиции).

    3. Доступности, природосообразности и индивидуализации (использовании культуры родной среды, нации, общества, страны, региона).

    4. Активности личности, её субъектности (необходимости соблюдения логических связей в организации педагогического процесса при вовлечении детей в художественную деятельность).

    5. Системности и последовательности (признание свободы в выражении личности в сочетании с разумной требовательности, соотнесённой с задачами развития).

    6. Наглядности (проявляемой не только в демонстрации образцов для подражания, но и демонстрируемой направления собственной инициативы в поисках творческих решений).

    7. Веры в возможности ребёнка (предвидение возможного развития каждого ребёнка, содействие ему в творческом самоутверждении).

Принципы организации педагогического процесса по данной программе определили использование следующих образовательных подходов:

  культуросообразного, направленного на аксиологию образования (ценностную основу), инкультурацию (приобщение к духовным ценностям и смыслам культуры), социализацию;

  природосообразного, направленного на формирование мировоззрения, исповедующего необходимость учитывать природные задатки ребёнка, опираться на них при проектировании занятий и взаимодействии в общении с ним в образовательном процессе;

  индивидуального подхода, основанного на работе с каждым студийцем в зависимости от его возрастных, физиологических и психологических особенностей, уровня интеллектуально-творческого развития; этот принцип предполагает дифференцированный подход к подбору заданий, методов обучения, смены видов деятельности, стиля общения;

  творчески стимулирующего подхода, определяющего выбор творчески-занимательных заданий, распределения ролей при создании коллективного проекта.

Программа предусматривает использование в обучении педагогических технологий соотносимых с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста:

1. Игровые технологии, построенные на том, что игра есть генетическая основа природы детского творчества. Использование игровых форм в методике образовательно-творческого процесса является стержневой основой работы с детьми, ибо игра способна на уроке быстро вовлечь детей в изобразительную деятельность, вызвать эмоциональный настрой и установить тесный контакт с детьми, расположить их к активной работе.

2. Создание проблемных ситуаций с рисованием сказок. Сущность технологии кроется в том, что педагог в перспективном видении от начала занятия и до его логического конца под каждую тему продумывает сказочную проблемную ситуацию, решение которой нужно найти с помощью изобразительных средств при активизации воображения и фантазии.

3. Погружение в культуросообразную среду с помощью проведения интегрированных занятий. Для лучшего погружения и освоения той или иной темы, проводятся занятия совместно с педагогами других предметных областей, в частности: ИЗО-английский язык, ИЗО-музыка-ритмика и др.

Реализации поставленных задач в программе способствует ряд практических методов, форм и средств обучения:

Основной формой освоения содержания программы является урок – занятие, проводимое на основе принципа художественной драматургии в зависимости от планируемых результатов осуществления художественного творчества. А так как генетической основой художественного творчества является игра со средствами изображения, сюжетно-ролевая и др., то каждое занятие проводится в игровой форме как индивидуально, так и коллективно. При этом, опираясь на возрастные особенности детей, сама игра и её содержание опирается на реальные потребности и интересы дошкольников в общении и познании основ изобразительного искусства. На этой основе каждый урок, обусловленный необходимостью реализации и достижения поставленных целей и задач организуется и проводится на уровне, доступном детям определённого возраста и ориентирован на желания детей от темы к теме погружаться в сказочный мир творчества, воображения и фантазии. Такой подход к организации уроку как открытию «нового» делает его разно вариативным, увлекательным, занимательным, соответствующим требованиям развивающего обучения в основе которого лежит идея самопознания (познания своих возможностей), самовыражения (пробы своих сил в художественном творчестве), саморазвития (желания развивать созидательные способности, в том числе, вне студии).

Обозначенный подход к организации урока определил необходимость использования в нём кроме традиционных, соответственно и современных методов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста воображения, мышления, мастерства с использованием широкого экспериментирования с красками, бумагой, пластилином:

  погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);

  постижение нового (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);

  сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);

 наглядный (поэтапная демонстрация учителем приёмов работы); репродуктивный (воспроизводящий);

  иллюстративный (демонстративное сопровождение объяснения наглядным материалом);

  проблемный (ставящий проблему во время занятия и определяющий совместный поиск её решения);

  эвристический (руководящий способами решения сформулированных проблем на занятии);

  частично-поисковый (направленный на развитие познавательной активности и самостоятельности детей, его суть в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности студийцев   работу со схемами, привлечение воображения, памяти и др.);

  творчески-проектный (определяющий суть творческих работ   соединения всех полученные знаний и умений с собственной фантазией и образным мышлением), формирует у ребенка творческую и познавательную активность;

  организационно-конкурсный (содействующий участию студийцев в проводимых художественных выставках и конкурсах рисунков).

Освоение учебной программы дисциплины предполагает использование следующих форм обучения:

  индивидуальной самостоятельной работы при выполнении учащимися специально подобранных заданий, соответствующих их возрасту и уровню подготовки;

  фронтальной (учебной деятельности учащихся на уроке за ИЗО, при выполнении общей установки для всех);

  совместной работы при выполнении определённого задания;

  групповой (учебной деятельности учащихся в малых группах);

  коллективной работы при создании общей работы.

Так как в студии обучаются дети дошкольного возраста, то содержание дидактических единиц программы дозируется с учётом требований ФГОС дошкольного образования, основу которых составляют целевые ориентиры, представляющие собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они хоть не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), но анализ их развития позволяет судить о качестве освоения данной учебной программы.

Имея ввиду, что детский рисунок созданный ребёнком является продуктом творчества, в котором обнаруживается уровень развития его психологических новообразований подвластных формированию и изменению со стороны изобразительной деятельности, то программа предусматривает критерии оценки детских художественных работ по возрастам, опираясь на общие характерные для творчества, так и специальные – возрастные.

Общие критерии:

  1. Эмоциональная составляющая изображаемого в рисунке: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.

  2. Пространственное решение изображаемого в картинной плоскости: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения – отражает особый изобразительный почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.

  3. Композиционное решение изображаемого: равновесная заполняемость листа, ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов – отражает уровень наблюдательности ребенка и владения изобразительными навыками.

  4. Пластичность в изображении: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.

  5. Наличие колорита в рисунке: цветовое решение (тёплое, холодное с использованием родственных и родственно-контрастных цветов) – является проявлением «чувства цвета» отражённом либо в темпераментном, эмоциональном, лаконичном обращении с цветом или демонстрацией богатства сближенных оттенков.

  6. Наличие индивидуального стиля, проявляемого в своеобразной манере исполнения и характера выражения своего отношения.

  7. Качество детской продукции, проявляемое в индивидуальной и коллективной значимости работы (отражает уровень роста личностно-творческих результатов и степень удовлетворённости зрителей).

Специальные критерии:

Критериями младшего дошкольного возраста (3-4 года) определены:

Наличие в рисунке эмоциональной невербальной реакции на продукты своего творчества; выражение отношения к действительности через работу; наличие выразительности художественных образов; разнообразие техник, используемых в работе; умение владеть элементарными формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные (цилиндр); способность соотносить предметы по величине в художественных образах; проявляемый интерес к художественным произведениям, выраженный прежде всего в эмоциональном отклике детей; степень эстетически-активного восприятия произведений на уровне эмоций и чувств; восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений; уровень усвоение простых закономерностей построения произведений на основе алгоритма, представленного педагогом.

Критериями среднего дошкольного возраста (4-5 лет) определены:

Умение строить композицию образа, соблюдая элементарные композиционные закономерности (формат, линия горизонта, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика); использование разнообразных техник в работе; уровень усвоенных простых закономерностей построения произведений на основе алгоритма, представленного педагогом; разнообразие цветового и композиционного решения; восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений; проявленная искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытанных детьми при использовании художественных эталонов; стилистическое единство художественного образа; умение видеть, выделять цвета спектра и гармонично сочетать их в художественных образах; наличие разнообразия в художественных образов, создаваемых детьми; наличие выразительности художественных образов; эстетически-активное восприятие, на уровне эмоций и чувств, произведений; наличие интереса к созданию собственных выразительных образов на основе восприятия рассмотренных произведений; умение владеть формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм) и объемные (цилиндр, шар, куб, конус, призму, многогранник, полусферу, пирамиду); умение определять выразительные средства, необходимые для передачи образа, с помощью педагога и самостоятельно.

Критериями старшего дошкольного возраста (5-6 лет) определены:

Наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты собственного творчества, умение критически подходить к оценке своей работы; разнообразие цветового и композиционного решения; выражение отношения к действительности через работу; наличие выразительности художественных образов; разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми; умение видеть, выделять цвета и их оттенки, получать самостоятельно различные цвета, гармонично сочетать их в художественных образах; способность отражать зависимость предметов по величине в художественных образах; умение строить композицию образа, соблюдая законы (закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов); правила и приемы композиции (формат, размер, масштабность, точка зрения, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика, свет и тень, тон, прием изоляции); владение традиционными техниками живописи и рисунка; разнообразие нетрадиционных техник, используемых в работе; стилистическое единство художественного образа; наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

 

Критерии доступности восприятия и изучения произведений искусства детьми дошкольного возраста:

Способность анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать произведения с целью выявления отдельных качеств или свойств; умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения; способность передавать свои чувства и эмоции в собственных выразительных образах, самостоятельно соотносить свое эмоциональное отношение к создаваемому образу и характер самого образа; способность чувствовать новое при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий.

Критерии оценки как детского рисунка так и анализа произведений искусства в зависимости от темы урока, сложности заданий, возрастных особенностей детей варьируются, обобщаются и анализируются по показателям с целью дальнейшего корректирования содержания видов деятельности и выстраивания (по необходимости) индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Тематический план 1-3 года обучения

 

Название раздела

Кол-во

часов

Теорет

Практ

 

1.

2.

 

3.

4.

5.

Первый год обучения (3-4года)

«Осень золотая» (сентябрь, октябрь)

«Поздняя осень, начало зимы» (ноябрь, декабрь)

«Мир вокруг меня» (январь, февраль, март)

«Весна» (апрель, май)

«Сказочное лето» (май, июнь)

 

 

18

16

 

22

14

10

 

9

8

 

11

7

5

 

9

8

 

11

7

5

 

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

Второй год обучения (4-5)

«Мой город в золотом убранстве» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

«Здравствуй зимушка зима» (декабрь)

«Русские сказки» (январь, февраль)

«Родина моя - Россия» (март, апрель)

«Счастливый мир детства» (май)

«Здравствуй лето» (июнь)

 

 

26

 

10

14

18

8

8

 

6,5

 

2,5

3,5

4,5

2

2

 

19,5

 

7,5

9,5

13,5

6

6

 

1.

 

2.

3.

 

4.

 

5.

Третий год обучения (5-6)

«Хабаровский край» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

«Зимние праздники» (декабрь, январь)

«Путешествие по миру» ( февраль, март)

(Северный полюс, Бразилия, Италия, Африка)

«Путешествие по миру» (апрель, май)

(Страны АТР – Япония, Китай, Корея)

«Творческие композиции» (май)

 

26

 

16

16

 

16

 

8

 

6,5

 

4

4

 

4

 

2

 

19,5

 

12

12

 

12

 

6

 

 

 

Методическое сопровождение программы

Методическое обеспечение программы включает в себя разработанные авторские иллюстративные пособия, диски, видеокассеты, аудиозаписи, дидактические игры, конспекты бесед, собранный натурный материал, детские рисунки, выполненные в течение прошлых 5 лет обучения.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей в художественной драматургии урока используются следующие этапы и виды деятельности:

1. Завязка и кульминация, соотносимые с выходом на тему и далее на проблему урока. Этапы урока связаны с эмоциональным настроем и раскрытием сути изучаемого учебного материала. Для чего используется видео и аудио ряд с широким применением иллюстративного материала, методических пособий, дидактических игр, художественных произведений, педагогического рисунка. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, техниками, а также с основными приёмами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, конфетти, калька, дерево, пуговицы, краски, мелки, фломастеры, карандаши, кисти, природный материал (шишки, сучки, ветки, мох, пластилин, глина и многое другое.

2. Развязка, связанная с практической деятельностью с изучением новых способов художественной деятельности, использованию новых материалов и инструментов. Творческие задачи, которые дети решают на данном этапе урока осуществляются как самостоятельно, совместно с преподавателем, так и коллективно.

3. Эпилог и последствия, соотносимые с подведением итога урока и объяснения домашнего задания, связанного с наблюдением, познанием окружающих явлений природы, погоды и др.

Основными методическими приёмами, используемые в занятиях, являются:

1. Планируемый подход к проведению урока, предполагающий, что каждый урок есть организованное мероприятие, имеющее свои структурные компоненты, причинно-следственную взаимосвязь с предыдущими и последующими уроками.

2. Актуализация и мотивация познавательной и художественной деятельности соотносимой с возрастными особенностями детей, их темпераментом, характером, интересами, личностными особенностями с применением игровых форм, сказочных сюжетов, музыкальных и поэтических фрагментов.

3. Сменяемость видов деятельности, создающей комфортные условия умственного, творческого, эмоционального развития в том числе с соблюдением требований здоровья ребёнка (охраны и сохранности здоровья).

Программа первого года обучения детей 3-4 лет

Дошкольный возраст (3–4 года) характеризуется существенными изменениями в характере и содержании деятельности ребёнка в отношениях с взрослыми и сверстниками. Три года — возраст, который рассматривается как определенный рубеж его развития с момента рождения. Кризис трёх лет завершает период «слияния» с матерью, малыш всё больше начинает осознавать собственную «отдельность». В этом возрасте основными потребностями являются — потребность в общении, уважении и признании. Основным и самым важным видом деятельности является игра.

Возрастные особенности детей 3-4 лет накладывают определённый отпечаток изобразительную деятельность детей, у них появляется интерес к лепке, рисованию, конструированию, наличествует рассудочный процесс мышления, который при содействии педагога активно формирует ассоциативный составляющий основу образного мышления. Начинают формироваться пространственные представления, формируются понятия «основная цветовая гамма» (цвета радуги), «основные геометрические формы» (круг, треугольник, квадрат), понятие «больше – меньше».

Формирование этих понятий строится на основе приобщения детей к наблюдению за окружающей действительностью, освоения способов работы с различными художественными материалами, вовлечения детей в сотворчество и взаимодействие в коллективе сверстников, что в том числе, обусловило задачи первого года обучения:

  воспитание личности, способной эмоционально реагировать на явления и проявления окружающей природы и важных событий в культурной жизни студии;

  формирование способности переживать встречу с прекрасным, выразительным; способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры;

  формирование умений радоваться процессу творчества, получать от него удовольствие, умений пользоваться своими возможностями;

  формирование умений рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные); навыков рисования кистью (смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); умений создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

  формирование умений воспроизводить и воссоздавать свойства предметов, явлений, людей, их «эмоциональный тон»; развитие познавательного интерес к художественной деятельности, включающей изобразительную;

  развитие способностей к обладанию эмоциональной чувствительностью, душевной чуткостью и отзывчивостью; способностей переживать встречу с прекрасным, выразительным; чувствовать и различать красивое-некрасивое, доброе-злое, плохое-хорошее;

  развитие самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения узнаваемых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

  создание условий путём наблюдения в природе и уголке живой природы формирования представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

Учебно-тематический план

1 год обучения (3-4года)

п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Раздел «Осень золотая»

(сентябрь, октябрь)

18

9

9

1.1

«Волшебные листочки и королева кисточка» (акварельные краски, паетки, восковые мелки)

1

0,5

0,5

1.2

«Золотые подсолнушки» (цветная бумага, клей пластилин)

1

0,5

0,5

1.3

«Солнечный зайчик» (заготовки зайчиков, клей, цветная бумага)

1

0,5

0,5

1.4

«Осенние листочки» (заготовки осенних листочков, акварель, восковые мелки)

1

0,5

0,5

1.5

«Грибная полянка» (пластилин, цветная бумага, клей)

1

0,5

0,5

1.6

«Фрукты для ежат» (заготовки цветной бумаги, клей, восковые мелки)

1

0,5

0,5

1.7

«Гроздья рябины» (гуашь, ватные палочки, цветная бумага)

1

0,5

0,5

1.8

«Заюшкин огород» (цветная бумага, клей, заготовки)

1

0,5

0,5

1.9

«Овощи на грядках» (пластилин, досточки, картон, стеки)

1

0,5

0,5

1.10

«Мухоморы» (заготовки из цветной бумаги, гуашь, ватные палочки, клей)

1

0,5

0,5

1.11

«Клубочки для котят» (заготовки котят, восковые мелки, акварель, клей, цветная бумага)

1

0,5

0,5

1.12

«Серые тучки и солнышко» (шпажки, цветные заготовки солнышка, лучики и облака, фломастеры)

1

0,5

0,5

1.13

«Волшебный лес» (Коллективная работа - губка поролоновая, гуашь, цветная бумага, клей)

1

0,5

0,5

1.14

«Консервируем банки» (заготовки банок, салфетки, восковые мелки)

1

0,5

0,5

1.15

«Тарелочка с ягодами» (цветные заготовки тарелочек, пластилин)

1

0,5

0,5

1.16

«Вот какой у нас арбуз» (заготовки арбуза, гуашь, ватные палочки, кисти, пластилин)

1

0,5

0,5

1.17

«Зонтик для мишутки» (заготовки зонтика и мишки, фломастеры)

1

0,5

0,5

1.18

«Поможем жучкам спрятаться в травке» (акварельные краски, восковые мелки, цветные заготовки жучков)

1

0,5

0,5

2

«Поздняя осень, начало зимы»

(ноябрь, декабрь)

16

8

8

2.1

«Колючая сказка» (пластилин, иголочки, цветная бумага, клей)

1

0,5

0,5

2.2

«Покормим птичек» (пластилин, пшено, заготовки птичек, гуашь, кисти)

1

0,5

0,5

2.3

«Тучка и дождик » (восковые мелки, акварельные краски, заготовки, кисти, ватные палочки)

1

0,5

0,5

2.3

«Тучка и дождик » (восковые мелки, акварельные краски, заготовки, кисти, ватные палочки)

1

0,5

0,5

2.4

«Геометрические фигуры » (цветные заготовки фигур, клей, цветная бумага, фломастеры)

1

0,5

0,5

2.5

«Как зайка к зиме готовился» (заготовки зайчат, вата, клей, пластилин, ватная палочка, гуашь)

1

0,5

0,5

2.6

«Шарфик и рукавички для зайчат» (цветная бумага, клей, паетки, пластилин)

1

0,5

0,5

2.7

«Укроем снегом дома и улицы» (гуашь, кисти, заготовки цветной бумаги, клей)

1

0,5

0,5

2.8

«Первый снег» (гуашь, кисти, ватные палочки, фломастеры)

1

0,5

0,5

2.9

«Шубка для барашка» (заготовки барашков, салфетки, клей)

1

0,5

0,5

2.10

«Пушистая шубка для котенка» (цветная бумага, заготовки котят, клей)

1

0,5

0,5

2.11

«Кошка, которая гуляла сама по себе» (акварельные краски, восковые мелки, силуэт кошки)

1

0,5

0,5

1.12

«Серые тучки и солнышко» (шпажки, цветные заготовки солнышка, лучики и облака, фломастеры)

1

0,5

0,5

2.12

«Нарядная елочка» (заготовки елок, паетки, пластилин, клей, геометрические фигуры)

 

1

0,5

0,5

2.14

«Дед мороз» (заготовки из цветной бумаги, вата, гуашь)

1

0,5

0,5

2.15

«Снеговики» (акварельные краски, восковые мелки)

1

0,5

0,5

2.16

«Снегурочка» (ажурные салфетки, силуэт снегурочки, клей, блестки, гуашь, паетки в виде снежинок)

1

0,5

0,5

3

«Мир вокруг меня»

(январь, февраль, март)

22

11

11

3.1

«Мои домашние питомцы» (акварельные краски, восковые мелки, заготовки животных)

1

0,5

0,5

3.2

«Мишка на воздушном шаре» (заготовки из цветной бумаги, клей, пластилин)

1

0,5

0,5

3.3

«На полянку на лужок, тихо падает снежок» (гуашевые краски, ватные палочки)

1

0,5

0,5

3.4

«Аквариум» (заготовки из картона рыб, пластилин, стеки, паетки)

1

0,5

0,5

3.5

«Снегири» (черные маркеры, акварель, пластилин)

1

0,5

0,5

3.6

«Моя любимая чашка» (заготовки чашек, восковые мелки, акварель, паетки пластилин, ажурные салфетки)

1

0,5

0,5

3.7

«Звездное небо» (заготовки звезд, пластилин, паетки, бисер, стеки)

1

0,5

0,5

3.8

«Машины» (аппликация, заготовки машин, клей)

1

0,5

0,5

3.9

«Веселый паровозик» (заготовки паровозика, цветные карандаши, клей)

1

0,5

0,5

3.10

«Домик для мышки» (гуашь, ватные палочки, ватные шарики)

1

0,5

0,5

3.11

«Домики» (заготовка домика, акварельные краски, восковые мелки)

1

0,5

0,5

3.12

«Пингвины» (ватные диски, заготовки пингвинов, гуашь)

1

0,5

0,5

3.13

«Чаепитье для зайчат» (коллективная работа – заготовки, гуашевые краски, паетки, пластилин)

1

0,5

0,5

3.14

«Мартовские коты» (акварельные краски, восковые целки, цветная бумага, клей)

 

1

0,5

0,5

3.15

«Цветочки для мамы» (заготовки корзины и цветов, крепированная бумага, клей, паетки, пластилин)

1

0,5

0,5

3.16

«Весенние акварели» (акварельные краски, восковые мелки)

1

0,5

0,5

3.17

«Сказочный замок феи весны» (акварельные краски, восковые мелки, фломастеры)

1

0,5

0,5

3.18

«Черепашки» (бумагопластика, заготовки, клей, фломастеры)

1

0,5

0,5

3.19

«Фартук для мамы» (фломастеры, паетки, цветные карандаши, пластилин, ажурные салфетки)

1

0,5

0,5

3.20

«Купила мама Леше, отличные калоши» (гуашь, фломастеры, цветная бумага)

1

0,5

0,5

3.21

«Красивые тарелочки» (пластилин, гуашь, заготовки тарелок)

1

0,5

0,5

3.22

«Вербочка» (вата, клей, цветная бумага)

1

0,5

0,5

4

«Весна»

(апрель, май)

14

7

7

4.1

«Птицы на ветках» (пластилин, стеки, пшено)

1

0,5

0,5

4.2

«Подснежники» (заготовки подснежников, цветная бумага, клей)

1

0,5

0,5

4.3

«Новые иголочки для ежика» (заготовки ежиков, восковые мелки, цветная бумага)

1

0,5

0,5

4.4

«Теремок» (акварельные краски, заготовки теремка, восковые мелки, зверята)

1

0,5

0,5

4.5

«Первые листочки» (цветная бумага, клей, фломастеры, восковые мелки)

1

0,5

0,5

4.6

«Медвежонок проснулся» (пластилан, стеки, заготовки медвежат)

1

0,5

0,5

4.7

«Весенняя жар птица» (акварельные краски, восковые мелки)

1

0,5

0,5

4.8

«Божьи коровки» (заготовки цветной бумаги, клей)

1

0,5

0,5

4.9

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» (цветная бумага, клей, мелки, акварельные краски)

1

0,5

0,5

4.10

«Морское дно» (маркеры, акварельные краски, цветная бумага)

 

1

0,5

0,5

4.11

«Большая стирка» (цветная бумага, веревочки, фломастеры)

1

0,5

0,5

4.12

«Мимоза» (салфетки желтые, клей, цветная бумага, восковые мелки)

1

0,5

0,5

4.13

«Цирк приехал» (заготовки животных, фломастеры, акварельные краски)

1

0,5

0,5

4.14

«Дрессированные животные» (пластилин, клей, паетки, цветная бумага)

1

0,5

0,5

5

«Сказочное лето» (май, июнь)

10

5

5

5.1

«Утята» (акварельные краски, восковые мелки, заготовки уточек, клей)

1

0,5

0,5

5.2

«Новые крылышки для бабочки» (пластилин, паетки, заготовки бабочек, шпажки)

1

0,5

0,5

5.3

«Курочка с цыплятами» (ватные шарики, цветные заготовки, восковые мелки, пластилин)

1

0,5

0,5

5.4

«Пушистый цыпленок» (акварель, цветные заготовки, восковые мелки)

1

0,5

0,5

5.5

«Одуванчики» (салфетки жёлтые, заготовка горшочка, цветные заготовки)

1

0,5

0,5

5.6

«Улитки» (пластилин, стеки)

1

0,5

0,5

5.7

«Подарок для ежика» (акварельные краски, восковые мелки)

1

0,5

0,5

8.5

«Лягушата» (заготовки лягушек, клей, веревочки)

1

0,5

0,5

5.9

«Золотая рыбка» (пластилин, паетки, акварель)

1

0,5

0,5

5.10

«Слоники» (восковые мелки, паетки, цветная бумага)

1

0,5

0,5

 

Итого

80

40

40

 

Содержание разделов

Раздел I «Осень золотая» (сентябрь, октябрь) – 18 ч.

Цель: формирование умений организовывать своё рабочее место; овладение первичными знаниями о художественных материалах, их свойств и работы с ними.

Содержание: Способы организации рабочего места; художественные материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, резинка), их свойства и способы работы с ними. Приемы правильного удерживания карандаша (кисти) при рисовании. Природные и погодные явления, особенности и признаки осени (погода осенью бывает разной - солнечная, дождливая, пасмурная, хмурая, ветреная, понятие «состояние погоды»). Понятие «цвет осенних цветов» и основные цвета. Отличие фруктов и овощей. Знакомство с формой предметов (круг, квадрат, треугольник).

Практические работы: рисование осенних листочков, тучки и дождика, фруктов и овощей (исполнение в различных техниках, лепка, аппликация, краски), грибов, ягод, животных (смешанная техника – восковые мелки, акварель, аппликация),насекомых и т.д.

Раздел II «Поздняя осень, начало зимы» (ноябрь, декабрь) – 16 ч.

Цель: формирование умений организовывать своё рабочее место; овладение первичными знаниями о художественных материалах, их свойств и работы с ними.

Содержание: Способы организации рабочего места, работа с художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, резинка), их свойства и способы работы с ними. Природные и погодные явления, их особенности, понятие «поздняя осень» и «зима» (дождь грустный и веселый, снег какого цвета, настроение природы). Изучение повадок диких животных зимой, как они готовятся к зиме. Подготовка к новому году (подарки родителям).

Практические работы: рисование поздней осени, зимы, рисование дождика, снега, снежного города и домов, животных (акварельные и гуашевые краски, восковые мелки), украшение шарфика и елочки (аппликация, паетки, пластилин) и т.д.

Раздел III «Мир вокруг меня» ( январь, февраль, март) – 22ч.

Цель: формирование творческих способностей и расширение представлений об окружающем мире, многообразии взаимосвязей в нем.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Основные цвета и оттенки (розовый, голубой, серый). Природные и погодные явления природы, весны и зимы (наблюдение за природой, цветовая гамма зимой и весной, настроение природы). Домашние животные (кошки, собаки, кролики и т.д.). Изучение формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Практические работы: рисование домашних животных, птиц, цветов для мамы, весенних акварелей, вербы, замков фей весны. Украшение в технике аппликации тарелочки, фартука для мамы и калоши и т.д.

Раздел IV «Весна» (апрель май) – 14 ч.

Цель: формирование понятий о характерных признаках весны и ее приметах.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Признаки и приметы весны, представления об понятии «просыпается» природа и животные (наблюдение за природой, просмотр видео роликов и иллюстраций о животных, насекомых). Геометрические фигуры и техника их изображения.

Практические работы: рисование животных, насекомых, цветов и пейзажа. Лепка рыб. Выполнение в технике аппликации весенних листьев, цирка, божьих коровок т.д.

Раздел V «Сказочное лето» (май, июнь) – 10 ч.

Цель: формирование понятий о лете, разнообразии красок и цветов лета.

Содержание: Признаки лета (знакомство с насекомыми, цветами, просмотр видео файлов о лете). Способы создания несложных сюжетных композиций с повторением изображения одного предмета. Понятие «композиция листа», расположение изображений по всему листу. Методика подбора цветов, соответствующих изображаемому предмету.

Практические работы: рисование бабочек, слоников, солнышка, первой травки. Выполнение в технике аппликации лягушат, одуванчиков, курочки с цыплятами и т.д.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

знать:

  способы организации рабочего места;

  приёмы работы разными художественными материалами;

  понятие «основные» и «составные» цвета;

  понятие «геометрические фигуры» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

  знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить

  знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой;

уметь:

  проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам;

  изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;

  подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;

  изображать простые геометрические фигуры и закрашивать не выходя за контур;

  отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

  лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки;

  создавать изображения предметов из готовых фигур;

  украшать заготовки из бумаги разной формы;

владеть:

  навыками правильного пользования при рисовании карандашами, фломастерами, кистью и красками;

  навыками подбора цветов, соответствующих изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратного использования материалов.

Программа второго года обучения детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Обусловлен тем, что ребёнок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него усиливается потребность в наличие друзей, резко возрастает интерес к окружающему миру. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Он постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Это даёт ему возможность совершенствования своих способностей к изобразительной деятельности.

Ребёнок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет, причём игра становится более сложной   сюжетно-ролевой, моделирующей и групповой; развитие воображения входит в очень активную фазу. Это помогает ребёнку жить в мире сказок, фантазий; способствует созданию «целого» мира как в своей голове, так и на бумаге. В мечтах, разнообразных фантазиях он получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

С учётом специфики возрастных особенностей детей данного возраста определены задачи второго года обучения (4-5 лет):

  формирование умений радоваться процессу творчества, получать от него удовольствие, умение пользоваться своими возможностями; сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, аппликация и т.д.);

  формирование способности переживать встречу с прекрасным, выразительным; интереса к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка); интереса к изобразительной деятельности;

  расширить тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в ок воспитание личности, способной эмоционально реагировать на явления и проявления окружающей природы и важных событий в культурной жизни студии;

  развитие способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке); познавательный интерес к художественной деятельности, включающей изобразительную; способности чувствовать и различать красивое и некрасивое, доброе-злое, плохое-хорошее в окружающей жизни, художественной литературе;

  обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками на­родных умельцев, архитектурные сооружения, учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор;

  поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

  учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный);

  знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным распо­ложением изображения на листе бумаги.

  проявлять уважение к художественным интересам и работам других ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;

  в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому;

  создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве листа бумаги, мелкие   для прорисовывания деталей, ритмичные   для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.



Учебно-тематический план

2 год обучения (4-5года)

 

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

«Мой город в золотом убранстве» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

26

6,5

19,5

1.1

«Воспоминания о лете» (заготовки ракушек, маркеры, акварель, патки)

2

0,5

1,5

1.2

«Волшебный мостик над городом» (акварельные краски, клей, заготовки птичек, фломастеры)

2

0,5

1,5

1.3

«Ковер из осенних листьев» (восковые мелки, заготовки листьев и вазы, паетки, пластилин, акварельные краски)

2

0,5

1,5

1.4

«Корзина с грибами» (заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры)

2

0,5

1,5

1.5

«Осенние чудеса» (заготовки из цветной бумаги, пластилин, гуашь, восковые мелки и клей)

2

0,5

1,5

1.6

«Волшебный чудо лес осенью» (фломастеры, ножницы, простые карандаши, цветная бумага)

2

0,5

1,5

1.7

«Живой мир осенью» (пластин, иголки от сосны, восковые мелки, клей)

2

0,5

1,5

1.8

«Белочка» (заготовки белочки, гуашь, поролон, акварельные краски, восковые мелки)

2

0,5

1,5

1.9

«Котята» (заготовки котят, ножницы, гуашь, тонкие кисти, ватные палочки, клей)

2

0,5

1,5

1.10

«Полет над городом на воздушном шаре» (акварель, восковые мелки, ножницы, клей, заготовки медвежонка и зайки)

2

0,5

1,5

1.11

«Мой город осенью» (ножницы, гуашь, заготовки цветной бумаги и клей)

2

0,5

1,5

1.12

«Гроздья рябины ярко краснеют» (акварель, восковые мелки, гуашь, ватные палочки)

2

0,5

1,5

1.13

«Осенний дождик» (акварельные краски, восковые мелки, заготовки зонтиков)

2

0,5

1,5

2

«Здравствуй зимушка зима» (декабрь)

10

2,5

7,5

2.1

«Сказка о зиме» (гуашь, ватные палочки, заготовки, кисти, лист А3)

2

0,5

1,5

2.2

«Веселые снеговики» (заготовки снеговиков, клей, фломастеры)

2

0,5

1,5

2.3

«Иллюстрации к басням Крылова» (гуашь, кисти, заготовки лисички)

2

0,5

1,5

2.4

«Елочка, елка лесной аромат» (цветная заготовка елочки, фломастеры, акриловый контур, клей с блёстками, паетки, пластилин)

2

0,5

1,5

2.5

«Новогодняя открытка» (цветная бумага, клей, блестки)

2

0,5

1,5

3

«Русские сказки» (январь, февраль)

14

3,5

10,5

3.1

«Избушка ледяная и лубяная» (ножницы, цветная бумага, клей, заготовки зайки и лисы, фломастеры)

2

0,5

1,5

3.2

«Умка» (восковые мелки, акварельные краски, цветная бумага, ножницы)

2

0,5

1,5

3.3

«Сказочные пингвины» (гуашь, палитры, ножницы, цветные заготовки)

2

0,5

1,5

3.4

«Мороз рисует узоры на окне»(акварельные краски, восковые мелки, клей с блестками, заготовки оконных рам)

2

0,5

1,5

3.5

«Снежная ночь» (гуашь, заготовки, блестки)

2

0,5

1,5

3.6

«Подарки для снегурочки» (заготовки рукавичек и шапочек, серебряные и золотой маркер, гуашь, пластилин, блестки)

2

0,5

1,5

3.7

«Зимняя сказка» (тонированная бумага, гуашь, белые глеевые ручки, блестки, вата)

2

0,5

1,5

4

«Родина моя - Россия»

18

4,5

13,5

4.1

Жители наших лесов «Сова» (ножницы, цветная бумага, клей, восковые мелки)

2

0,5

1,5

4.2

«Лисичка» (пластилин, заготовки лисы, восковые мелки, ножницы)

2

0,5

1,5

4.3

«Бурый мишка» (восковые мелки, пластилин)

2

0,5

1,5

4.4

«Зайка» (ножницы, простые карандаши, фломастеры, цветная бумага)

2

0,5

1,5

4.5

«Русская матрешка» (заготовки матрешек, акварель, восковые мелки)

2

0,5

1,5

4.6

«Ярмарка дымковских игрушек» (заготовки лошадки, фломастеры)

 

2

0,5

1,5

4.7

«Русская березка» (акварель, заготовки белой бумаги, черные фломастеры, клей)

2

0,5

1,5

4.8

«Синее чудо гжель» (заготовки чашек и чайников, гуашевые краски голубых и синих оттенков)

2

0,5

1,5

4.9

«Чародейка мастерица, золотая хохлома» ( акварель, фломастеры, цветная бумага, клей)

2

0,5

1,5

5

«Счастливый мир детства» (май)

8

2

6

5.1

«Салют над городом» (тонировфнная бумага, гуашь, восковые мелки)

2

0,5

1,5

5.2

«Клоун» (силуэт тела клоуна, цветная бумага, клей, ножницы)

2

0,5

1,5

5.3

«Дом моей мечты» (тонированная бумага, клей, цветная бумага, гуашь)

2

0,5

1,5

5.4

«Одуванчики» (гуашь, ватные палочки, мелки)

2

0,5

1,5

6

«Здравствуй лето» (июнь)

8

2

6

6.1

«Зверята» ( цветная бумага, клей фломастеры, пластилин)

2

0,5

1,5

6.2

«Черемуха» (гуашь, акварель, восковые мелки)

2

0,5

1,5

6.3

«Клубника» (цветная бумага, клей, восковые мелки)

2

0,5

1,5

6.4

«Золотой Петушок» (восковые мелки, акварель)

2

0,5

1,5

 

Итого

84

21

63

 

Содержание разделов

Раздел I « Мой город в золотом убранстве» (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 26ч.

Цель: Формирование представлений об осени, ее признаках, явлениях и богатстве красок.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Признаки и явления природы, представления об осени (изменения в природе - пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, изменения в одежде людей, на улице, город осенью), рассмотреть и научиться правильно изображать деревья, фрукты, овощи, листья, а так же разговор о том, как животные готовятся к зиме (просмотр видео роликов про осень). Основные цвета и оттенки, цвета осени, теплая цветовая гамма.

Практические работы: рисование воспоминаний о лете (смешанная техника), радуги, осенней корзинки (аппликация и восковые мелки), грибов и фруктов, осеннего пейзажа и животных. В технике аппликации выполнить ночной город, гроздья рябины (пластилин и акварель) и т.д.

Раздел II «Здравствуй зимушка-зима» (декабрь) – 10ч.

Цель: формирование представлений о зиме, ее признаках и цветовой гаммы.

Содержание: Признаки и явления природы, представления о зиме (изменения в природе – холодно, мороз, первый снег, изменения в одежде людей, на улице). Холодная цветовая гамма. Деревья зимой и зимний пейзаж. Морозные узоры на окнах и разноцветный снег. Традиции празднования нового года. Изготовление новогодних подарков.

Практические работы: рисование снеговиков, елочки, новогодних открыток и т.д.

 

Раздел III «Русские сказки» (январь, февраль) -14ч.

Цель: ознакомление с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Содержание: Понятие «Русские сказки» («Избушка ледяная и лубяная», «Снегурочка», «Теремок» и т.д.). Природа зимой, наблюдение, признаки, явления, цветовая гамма, морозные узоры на окнах, разнообразные снежинки. Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка).

Практические работы: рисование морозных узоров, зимнего пейзажа, рукавичек (аппликация и фломастеры) и т.д.

Раздел IV «Родина моя - Россия» (март, апрель) – 18ч.

Цель: формирование представлений о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах, символике.

Содержание: Понятие «народные промыслы», «русская матрёшка», «хохломская роспись», «дымковская игрушка», «гжель» – их характерные особенности, цветовая гамма, происхождение. Жители нашего леса (лиса, медведь, заяц) – повадки, характерные особенности, окраска. Русская берёзка, строение, цвет, форма. Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка).

Практические работы: рисование узоров на дымковских игрушках, матрешках, посуде (хохломская и гжельская роспись) и т.д.

Раздел V «Счастливый мир детства» (май) – 8ч.

Цель: формирование представлений о природных и погодных явлениях и способностей отражения их в рисунках.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Поздняя весна. Первые цветы и насекомые. Основные цвета и оттенки (холодные и теплые).

Практические работы: рисование салюта, клоуна и т.д.

Раздел V «Здравствуй лето» (июнь) – 8ч.

Цель: формирование представлений о лете, разнообразии растительного и животного мира и возможностей их образного отражения в рисунках.

Содержание: Признаки и явления природы, цветы, насекомые. Краски и цвета лета (настроение у погоды, радуга, дождь, солнце). Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка).

Практические работы: рисование животных, цветов, насекомых.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения:

знать:

  способы организации рабочего места;

  особенности разных художественных материалов;

  основные и дополнительные цвета, теплые и холодные, контраст, нюанс;

  особенности изобразительных материалов;

уметь:

  выделять главное в изображении;

  наблюдать, фантазировать, выражать в рисунке впечатления

  оценить свою работу, сравнить с другими;

  проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства;

  выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);

  создавать изображения предметов, сюжетные изображения, использовать разнообразные композиционные решения, различные композиционные материалы;

  использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;

  выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

  лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы;

  создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

владеть:

  навыками грамотного пользования художественными материалами;

  навыками аккуратного вырезания ножницами.

Программа второго года обучения детей 5-6 лет

Возраст 5-6 лет   это старший дошкольный возраст, является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% всех черт личности ребёнка закладывается в возрасте 5-6 лет. Поэтому это тот возраст, когда можно понять, каким будет человек в будущем.

Ребёнок 5-6 лет как губка впитывает всю познавательную информацию, этот вывод строится на научно доказанном факте, что ребёнок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. К тому же этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, развитию которых придаёт усложнённость игровых форм, содержание познавательного материала. Мыслительные связи становятся более логическими, ребёнку приходится больше думать и рассуждать. В процессе восприятия художественных произведений он эмоционально откликается на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.

Задачи третьего года обучения (5-6лет):

  формировать способность к творческой деятельности как средству познания мира и себя; умения радоваться процессу творчества, получать от него удовольствие, умение пользоваться своими возможностями; умения воспроизводить в памяти и воссоздавать в творческой деятельности свойства предметов, явлений, людей, их «эмоциональный тон»;

  формировать эстетические чувства и способности их оценивать;

  развивать способности узнавать культуру своего народа, отличать её от культуры других народов, общаться с соотечественниками на её основе; мыслить образами, например, воспринимать лист бумаги как трёхмерное пространство – «окно во внешний мир»;

  знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений;

  поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

  совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

  совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков;

  поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

  выделять средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев (линия, цвет. Форма, композиция, движение); виды изобразительно искусства (пейзаж, портрет, натюрморт); проявлять интерес к живописи, к книжной графике;

Учебно-тематический план

3 год обучения (5-6 лет)

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

«Хабаровский край» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

26

6,5

19,5

1.2

«Волшебные листочки» (акварельные краски, восковые мелки, цветная бумага, клей, паетки-блестки, пластилин, листы А3)

2

0,5

1,5

1.2

«Осенняя корзинка» (цветная бумага, простые карандаши, ножницы, заготовки корзины, трафареты фруктов, восковые мелки)

2

0,5

1,5

1.3

«С высоты птичьего полета» (акварель, восковые мелки, Листы А3, заготовки зайчат)

2

0,5

1,5

1.4

«Волшебная птица осень» (Листы А3, акварель, восковые мелки, ножницы,цветная бумага)

2

0,5

1,5

1.5

«Золотая пора» (листы А3, гуашь, восковые мелки, акварель, губки)

2

0,5

1,5

1.6

«Осенний натюрморт» (Листы формата А3, цветная бумага, ножницы, восковые мелки, акварель, гуашь, ватные палочки)

2

0,5

1,5

1.7

«Мой город осенью» (листы А3, акварель, гуашь, цветная бумага, маркеры)

2

0,5

1,5

1.8

«Айога» (Лист формата А3, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей)

2

0,5

1,5

1.9

«Айога» (цветная бумага, образцы и шаблоны узоров, простой карандаш, ножницы, клей)

2

0,5

1,5

1.10

«Золотые купола» (лист А3, восковые мелки, акварель)

2

0,5

1,5

1.11

«Амурский тигр» (лист А3, акварель, восковые мелки)

2

0,5

1,5

1.12

«Озеро лотосов» (пластилин, заготовки картона и цветной бумаги, стеки)

2

0,5

1,5

1.13

«Амур - батюшка» (восковые мелки, акварель, листы А3, заготовки из цветной бумаги)

2

0,5

1,5

2

«Зимние праздники» (декабрь, январь)

16

4

12

2.1

«Белые снежинки, кружатся летят» (Лист А3 тонированный, глеевые ручки белые, маркеры золотые и серебряные, тонкие кисти, гуашь, пластилин, паетки)

2

0,5

1,5

2.2

«Птица зима» (Листы А3, восковые мелки, акварель, клей с блёстками, серебряные и золотые маркеры, блестки)

2

0,5

1,5

2.3

«Зимняя сказка» (листы А3, гуашь, клей с блестками)

2

0,5

1,5

2.4

«Новогодняя открытка» (цветная бумага, клей, шаблоны, блестки и паетки)

2

0,5

1,5

2.5

«Снегири» (лист А3, простые карандаши, резинки, палитра, гуашь)

2

0,5

1,5

2.6

«Зимние забавы» (Лист А3, простой карандаш, резинка, фломастеры, маркеры, акварель)

2

0,5

1,5

2.7

«Зимний пейзаж» (тонированная бумага, клей, салфетки, вата, паетки)

2

0,5

1,5

2.8

«Снежная баба и снеговик» (лист А3, цветная бумага, гуашь, восковые мелки)

2

0,5

1,5

3

«Путешествие по миру» ( февраль, март) (Северный полюс, Бразилия, Италия, Африка)

16

4

12

3.1

«Замок снежной королевы» (восковые мелки, акварель, паетки, пластилин, фольга, клей, серебряные маркеры)

2

0,5

1,5

3.2

«Портрет снежной королевы» (простые карандаши или восковые мелки холодных оттенков, клей с блесками, паетки, пластилин)

2

0,5

1,5

3.3

«Путешествие по Бразилии » (рисование колибри – акварель, восковые мелки, цветная бумага)

2

0,5

1,5

3.4

«Обезьяны» (восковые мелки или гуашь, ножницы, клей)

2

0,5

1,5

3.5

Путешествие по Италии «Чиполино» (цветная бумага, ножницы, клей)

 

2

0,5

1,5

3.6

«Буратино и домик для Мальвины» (заготовки из цветной бумаги, фломастеры и маркеры, восковые мелки)

2

0,5

1,5

3.7

Путешествие по Африке (цветная бумага, восковые мелки, заготовки животных, клей, акварель)

2

0,5

1,5

3.8

«Пальмы» (лист А3, восковые мелки, акварель, цветная бумага ножницы)

2

0,5

1,5

4

«Путешествие по миру» (апрель, май)

(Страны АТР – Япония, Китай, Корея)

16

4

12

4.1

«Страна Восходящего солнца» (рисование чайного домика – восковые мелки, акварель, цветная бумага, клей)

2

0,5

1,5

4.2

«Японские свитки» (лист в виде свитка, акварельные краски, восковые мелки)

2

0,5

1,5

4.3

«Сады с Японии » (лист А3, акварель, восковые мелки, палитра, гуашь)

2

0,5

1,5

4.4

«Японская куколка» (цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры)

2

0,5

1,5

4.5

«Огненный дракон» (лист А3, акварель, заготовки драконов, пластилин, паетки, фломастеры)

2

0,5

1,5

4.6

«Панда» (черный маркер, акварель, лист А3)

2

0,5

1,5

4.7

«Волшебный веер» (2 листа А4, цветные карамдаши, клей)

2

0,5

1,5

4.8

«Китайские свитки» (лист в виде свитка, акварельные краски, восковые мелки)

2

0,5

1,5

5.

«Свободные темы» (май)

8

2

6

5.1

«Сказочный цветок» (маркеры, акварель)

2

0,5

1,5

5.2

«Птица счастья» (маркеры, паетки, акварельные краски, пластилин)

2

0,5

1,5

5.3

«Кошки мышки» (цветная бумага, фломастеры)

2

0,5

1,5

5.4

«Волшебные кошки» (акварель, гуашь, восковые мелки, маркеры)

2

0,5

1,5

 

Итого

82

20,5

61,5

 

Содержание разделов

Раздел I «Хабаровский край» (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 26ч.

Цель: формирование общего представления о истории и культуре Хабаровского края, его географическом положении, государственной символике и изобразительных возможностей отражения его природных явлений.

Содержание: Жанры изобразительного искусства – натюрморт и пейзаж. Хабаровский край – история, культура, природа (образы деревьев, животных населяющих нашу дремучую тайгу). Признаки осени и её цветовая гамма. Коренные жители Дальнего востока – нанайцы (их обычаи, традиции, национальная одежда). Понятие «нанайские сказки», их чтение. Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка).

Практические работы: рисование осенних пейзажей, птиц осенью (акварель, гуашь, восковые мелки), осенней корзинки, фруктов и овощей (аппликация, мелки, пластилин), осеннего натюрморта, амурского тигра, лепка лотосов. Выполнение в технике аппликации нанайского костюма и т.д.

Раздел II «Зимние праздники» (декабрь, январь) – 16ч.

Цель: формирование общего представления о зимних праздниках обычаях и традициях и изобразительных возможностях их образного отражения на картинной плоскости.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Признаки и явления природы, представления о зиме (изменения в природе – холодно, мороз, первый снег, изменения в одежде людей, на улице, зимние игры и забавы). Холодная цветовая гамма. Деревья зимой и зимний пейзаж. Традиции празднования нового года и рождества. Изготовление новогодних подарков и рождественских подарков.

Практические работы: рисование зимних пейзажей, снежинок, птиц. Изготовление новогодних поделок (аппликация, пластилин, салфетки, паетки, клей с блестками).

Раздел III «Путешествие по миру» (Северный полюс, Бразилия, Италия, Африка) (февраль март) – 16ч.

Цель: формирование общего представления о культуре, традициях, растительного и животного мира на Северном полюсе, в Бразилии, Италии и Африке и возможностей их образного отражения на картинной плоскости.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Северный полюс, Бразилия, Италия, Африка - культура, традиции, национальные костюмы, праздники, растительный и животный мир. Джанни Родари «Приключения Пиноккио» и «Приключения Буратино». Жанр изобразительного искусства – портрет (характерные особенности и способы изображения). Теплые и холодные цвета, законы композиции.

Практические работы: рисование снежной королевы и её замка, колибри, обезьян, Чиполино, буратино, животных Африки и т.д.

Раздел IV Путешествие по миру» (страны АТР – Япония, Китай, Корея) (апрель май) – 16ч.

Цель: формирование общего представления о культуре, традициях, растительного и животного мира в странах АТР – Японии, Китае, Корее и изобразительных возможностях их образного отражения на картинной плоскости.

Содержание: Способы работы художественными материалами (гуашь, акварельные краски, фломастера, карандаши, кисти, восковые мелки, цветная бумага, резинка). Страны АТР – Япония, Китай, Корея - культура, традиции, национальные костюмы, праздники, растительный и животный мир. Японские и китайские сказки. Понятие свиток и искусство оригами.

Практические работы: рисование чайного домика, японских и китайских свитков, сакуры, панды, дракона, изготовление японской куколки и веера и т.д.

Ожидаемые результаты 3-го года обучения:

знать:

  особенности разных художественных материалов;

  основные и дополнительные цвета, теплые и холодные, контраст, нюанс;

  жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет)

уметь:

  соотносить изображаемые объекты по величине; грамотно располагать их относительно линии горизонта, соблюдать пропорции;

  смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, сочетать выразительность деталей;

  изображать предметы и явления, используя умение передавать из выразительно путем создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратно закрашивая, использования разнообразных материалов: карандашей, красок (гуашь, акварель), восковых мелкой, фломастеров и т.д.

  изображать предметы и явления сочетая некоторые изобразительные материалы, работать в смешанной технике;

  рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигур;

  передавать в рисунке своеобразную выразительность образов; смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;

  передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на картинной плоскости в соответствии с содержанием;

  создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать всё многообразие усвоенных приёмов;

  правильно держать ножницы и вырезать различные сложные элементы; аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

владеть:

  разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;

  разными способами работы кистью и другими художественными материалами.

Список литературы

Ашикова, С. Подружись с карандашами/ С.Ашикова// Дошкольное воспитание – 2004. - №4, с. 19- 23

Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е.Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.

Давыдова, Г.Н.– Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н.Давыдова. – М., 2007.

Доронова, Т.Н Обучаем детей изобразительной деятельности / Т.Н.Доронова. – М., 2005. – 96 с.

Доронова, Т.Н.– Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н.Доронова. 1992г.

Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2009г.

Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С.Комарова – М., Мозаика – Синтез, 2006

Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования/ Т.С.Комарова – М., Педагогическое общество России, 2005.

Лыкова, И.А. – Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. / И.А.Лыкова. – М.: 2011г.

Лыкова, И.А.– Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы / И.А.Лыкова. – М.: 2010г.

Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А.Лыкова. – М.: 2010.

Основные требования к составлению образовательной программы. //Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003г.№28-02-484/16

Третьякова, Н.Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н.Г.Третьякова.   М. : Академия Развития, 2009. - 128 с.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А.Фатеева.  М.: 2004г.

Шайдурова, Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам / Н.В.Шайдурова.   М.: Детство-Пресс, 2009. - 64 с.

Швайко, Г.С. Занятия по ИЗО в детском саду / Г.С.Швайко. – М.: 2008.

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С.Швайко – М., Владос, 2003.