Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Автономные образовательные учреждения: проблемы, опыт, решения

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", с которого началась в России история автономных учреждений, был направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также на создание условий федеральным органам исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг. Ранее органы власти осуществляли содержание бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества их продукции, а количество учреждений, входящих в их перечень, весьма велико: на федеральном уровне по состоянию на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25287 учреждений, на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года - 302660 учреждений.

В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к повышению эффективности, что было вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов, что усугублялось высокой степенью закрытости управления большинства бюджетных учреждений. Большинство бюджетных учреждений получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности. Так, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3786 учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме финансового обеспечения более 40%, 1030 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов. Указанные учреждения в основном относятся к таким сферам как образование, здравоохранение, наука и культура.

В предыдущие годы для решения основных проблем развития бюджетной сети был предпринят ряд действий, среди которых следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и утверждение Правительством Российской Федерации в 2007-2009 гг. постановлений, необходимых для реализации данного закона. В Хабаровском крае также был принят ряд постановлений, направленных на перевод бюджетных учреждений, в первую очередь, здравоохранения, культуры и образования в автономные.

В городе Хабаровске автономные учреждения системы образования существуют уже три года. Первым автономным образовательным учреждением стал «Данс» - муниципальное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска. Следующим за ним учреждением, обретшим статус автономного, стал Центр эстетического воспитания детей, которым руководит автор данной статьи. Сегодня автономные учреждения пополнились другими учреждениями ведомств образования и культуры.

Что же представляет собой автономное учреждение и что дает ему его статус? Надо сказать, что подобный тип учреждений существует только в России. Автономное учреждение – это промежуточная форма между государственным (муниципальным) и негосударственным (частным) учреждением. Оно не является государственным учреждением, не смотря на то, что финансируется из бюджета, который принимает форму субсидии, обеспечивающей финансирование муниципального задания. Последнее обсчитывается на основе потребностей муниципального образования, норматива расчёта подушевого финансирования, количества учащихся учебного учреждения, особенностей условий его функционирования. Все расходы образовательного учреждения не могут быть включены в норматив подушевого финансирования, который представляет собой минимально допустимый объём финансовых средств, необходимый для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным стандартом. Методика расчёта НПФ берет за основу

1) имеющийся в муниципалитете объём средств, выделяемых на образование;

2) обоснованной себестоимости обучения одного ученика исходя из объёма учебной нагрузки, уровня оплаты труда, стоимости необходимого учебного оборудования;

3) определения стоимости человеческого капитала, полученного на выходе – окончании школы или УДО. Финансирование автономных учреждений осуществляется в объеме, минимально обеспечивающем выполнение муниципального задания, включающем фонд оплаты труда, налоги, коммунальные услуги, обеспечение средств безопасности (пожарная сигнализация, «тревожная кнопка», видеонаблюдение). При этом, стабильность финансирования из бюджета во многом зависит от работы учреждения: сохранения контингента по направлениям деятельности, выполнения образовательных программ. Сокращение контингента неминуемо ведет к сокращению объема субсидии.

  Главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, свободно ими оперировать, имущество, уход от ФЗ № 94, избавляющий учреждение от необходимости участия в конкурсах и тендерах, возможность брать кредиты в банках, участвовать в финансовых операциях.

  Переход в автономное учреждение требует ряда условий: хорошей материальной базы, условий обучения, образовательной среды, привлекательной и комфортной для обучающихся, дополнительных стабильных источников финансирования, перспективы развития, известной доли самостоятельности в осуществлении собственной образовательной политики, коллектива единомышленников, а не равнодушной к судьбе учреждения «наемной силы».

  К серьезным не решаемым в настоящее время вопросам относятся следующие проблемы:

1. Краткосрочность муниципального задания (на год), что лишает учреждение уверенности в завтрашнем дне.

2. Заключения договора с учредителем сроком на год.

3. Страх администрации и коллектива учреждения перед возможностью сокращения муниципального задания, способного привести к потере площадей, земельных участков и, в конечном счете, к ликвидации учреждения.

4. Стремление некоторых чиновников от образования упразднить автономно существующие учреждения дополнительного образования путем их интеграции в общее образования, в школу, где дополнительное образование перестает быть образованием, а превращается в досуговую кружковую деятельность.

5. Перспектива стать полностью хозрасчетным учреждением, что вполне вероятно при динамично прогрессирующем «уходе» государства из, казалось бы, сугубо государственной сферы, какой является сфера образования.

  Безусловно, положительным фактором в жизни автономных образовательных учреждений является повышение ответственности перед государством, учащимися и родителями за качество образования. Снижение качества образования неминуемо приводит к потере контингента, сокращению нагрузки и рабочих мест. Как руководитель автономного образовательного учреждения, прямо скажу, что коллектив ЦЭВД это чувствует и старается добросовестно и творчески работать, поскольку при ином отношении к делу все его работники могут оказаться «на улице», тем более в условиях возрастающей конкуренции среди муниципальных учреждений, бьющихся за каждого ребенка, и частных учреждений, растущих как грибы после дождя.

 

А.А.Никитин