Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Духовность как критерий качества образования

Тема качества образования сегодня является центральной в российской образовательной действительности. Знаменательным событием в поисках оснований и ресурсов для повышения качества образования стало обращение к духовно-нравственной сфере личности. Свидетельством тому – недавно принятые на федеральном уровне Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программа социализации и воспитания учащихся начальной школы.

Концепция выражает серьёзную озабоченность государства состоянием духовно-нравственной сферы, которая всё более приходит в упадок, уступая место «ценностям-перевёртышам», подменяющим традиционные эстетические и этические нормы и принципы: красоту – уродством, нравственность – безнравственностью, добродетель – пороком, милосердие – жестокостью, сострадание – цинизмом, литературную речь – ненормативной лексикой. Последняя преподносится некоторыми представителями СМИ и «нового искусства» как «современная норма живого языка».

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального образовательного стандарта общего образования. Она представ-ляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразова-тельных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общест-венными организациями, религиозными объединениями, учреждениями допол-нительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное создание условий для духов-но-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция формулиру-ет социальный заказ современной общеобразовательной школе как определён-ную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспе-чит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональ-ных задач. В концепции дан современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответст-венность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федера-ции.

Отраден также тот факт, что концепция обращена к системе образования, понимаемого её авторами не как услуга, а как базовая функция государства, ответственного не только за физического Homo sapiens, но и «внутреннего человека» с его моралью, личностными ценностями и смыслами, стремлением к совершенствованию себя и окружающего мира, который производит инновационную экономику и другие полезные для всех нас вещи. Озабоченные медленным ростом материального благосостояния и экономики, мы начинаем забывать об этом человеке, постепенно превращаясь в машину потребления всяческих благ и услуг. А человек этот создан не только из «праха земного», но и «дыхания Божьего», дающего ему возможность постигать не только очевидную действительность, но и другие проекции Бытия, например, духовный мир, его красоту и гармонию, открывающуюся человеку через природу, искусство, религию, общение с другими людьми.

Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательными учреждениями собственных программ воспитания и социализации учащихся с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Названные документы вступают в противоречие с Концепцией 2020 в её образовательном блоке, предлагающей новую экономическую модель образованного человека: вместо однопрофильного узкого специалиста – многомодульный и многопрофильный «трансформер», быстро приспосабливающийся к новым экономическим условиям и требованиям деятельности; формирование профессионала-индивидуума, но не универсальной личности с многомерным миром и с бесконечными возможностями саморазвития и самореализации.

Вся современная культура, в которой мы выросли и существуем, носит весьма односторонний характер (ее называют рационалистической, левополушарной и т.п.). В этих условиях духовно-нравственный и творческий потенциал человека остается невостребованным, необязательным. Он пробивается вопреки всему только в редких случаях особой одаренности, а потому кажется редким и экзотическим по самой своей природе. А способности интеллектуального плана, которые востребованы школой, необходимы потому, что относятся к общим способностям. Образование в этой культурной ситуации сводится к профессиональной подготовке, которая учитывает лишь одно – наличие наклонностей у обучающегося к той или иной деятельности. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) считается лучшим, провозглашается главным и единственным критерием качества образования. Тому свидетельство – оценка работы общеобразовательных школ по результатам ЕГЭ, по количеству учащихся, поступивших в вузы; преподавателей - по уровню успеваемости учащихся и «проценту качества». Крен в сторону обучения увеличивается ещё и по причине увеличения объема информации, вводимой в содержание обучения, новых дисциплин, без усвоения которых ученик якобы будет неполноценным специалистом и человеком в будущем. Сегодня приходится объяснять чиновникам от образования и самим педагогам, что образование – это не цель, а средство, инструмент, который не только даёт общее представление о мире, природе, человеке, но благодаря которому человек научается воспринимать реальность, отличать подлинную действительность от мнимой, виртуальной, которую ему навязывают, в частности, средства массовой информации, постигать себя, наилучшим образом реализовывать свои способности и личностные качества. Прав Евгений Ямбург, утверждая, что традиционное для школы узкопрагматичное понимание качества образования становится всё более сомнительным. Знания, накладывающиеся на безнравственную основу, становятся социально опасными, когда узколобый фанатик получает блестящее образование и применяет его для воплощения абсурдной или бесчеловечной идеи. Современник А.С.Пушкина министр народного просвещения А.С.Шишков в своё время сказал: «Науки, изощряющие ум без веры и без нравственности не составят благоденствия народного… Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности».

Узкопрагматичное понимание качества образования объясняется также тенденциями, которые чётко обозначились в развитии человеческого общества в конце ХХ столетия и начале нового века, а именно, установку на то, чтобы «иметь», а не «быть» (Э. Фромм). Эта установка формируется в сознании людей, особенно молодёжи цивилизационной парадигмой развития общества, сменившей культурную парадигму. В цивилизационной модели общества главным критерием человеческих качеств является успешность. Культурная модель развития общества, уступившая свои позиции цивилизационной модели, видит главным условием успешности формирование «человека культуры», который стремится к тому, чтобы, в первую очередь, «быть», а не «иметь», направлен на совершенствование самого себя, реализацию своего высшего Я. Отсюда – приоритет духовности в жизни общества, нравственности, культуры эмоций, поведения, интерес к высокому искусству, трансцендирование, критический взгляд на действительность, которую надо изменить, дотягивать до «потребного будущего». Ещё сравнительно недавно в обществе культивировался интеллект, разносторонние знания, тонкий вкус, богатый чувственный и эмоциональный опыт, ироничное отношение к массовой культуре – она не была главной духовной пищей. В педагогике использовались преимущественно неутилитарные технологии, направленные на совершенствование внутреннего человека, его духовно-нравственного содержания.

В цивилизованной модели развития общества акцентируется установка не на культуру, а на цивилизацию с её комфортностью, материальным благополучием; установка на человека, направленного во вне, прагматично относящегося к вещам, людям, обществу, умножающего материальные блага; заботящегося, прежде всего, о теле, удовлетворении физиологических потребностей и потребностей в острых ощущениях. Культивируются способности, ориентированные на внешние действия, на социальную успешность, коммуникацию, практический, социальный интеллект, смекалку, предприимчивость, стремление получить «всё и сразу». Прежние предикторы успеха – интеллект, знания и креативность – не работают; духовность и нравственность мешают, ограничивают в средствах, замедляют темп продвижения к успеху. Главные предикторы успеха сегодня – межличностное общение, социальный опыт, владение всеми видами коммуникации, чутьё на новое, интуиция. В педагогике превалируют утилитарные технологии, направленные на усиление адаптации человека к внешнему миру, повышение уровня его выживаемости.

Общество сегодня меняется в значительной степени. Эти изменения носят нередко весьма разумный характер. Сейчас уже очевиден базовый принцип, управляющий этими изменениями. Движущей силой прогресса, инновационной экономики стала креативность, играющая ключевую роль в обществе, которое получило название «информационное». Глубокие и устойчивые преобразования нашей эпохи коренятся не в технологии, а в обществе и культуре. Значительные перемены, происходящие в современном мире, приводятся в действие возрастанием креативности в качестве определяющей черты экономической жизни. Движущей силой креативности является потребность личности добиться внутреннего удовлетворения от самореализации своих высших потенций. «Творческие люди – от художников и писателей до ученых и разработчиков свободного программного обеспечения – руководствуются внутренними мотивами. Можно констатировать сегодня смещение интересов и потребностей – от потребления товаров к потреблению разных видов опыта. Во многих своих проявлениях образ жизни креативного класса сводится к напряженному поиску новых форм опыта. В человеке, открытом новому опыту, различные стимулы не провоцируют защитный процесс… он воспринимает их свободно, без искажения. Где бы ни коренился стимул – во внешней среде, в том влиянии, которое форма, цвет или звук оказывают на чувствительные нервы, или в глубинах психики, он легко находит путь в сознание» – утверждает автор книги «Креативный класс» Ричард Флорида.

В основе творчества, производящего инновации, лежит духовность. И становится ясно, что помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого существует не менее важная задача воспитания человека духовного, открытого мировому человеческому опыту, связанному с чувственным, интеллектуальным и духовным освоением мира.

В религии и философии всегда существовала идея двух миров, с которыми соприкасается человек – «мира дольнего» и «мира горнего». Отсюда расщепление человеческой сущности на две части – на «Я» обыденного сознания и на высшее «Я» духовного опыта. В сознании человека оба Я выступают попеременно. В одном человеке преобладает первое Я; в другом – второе. Высшее Я обращено к Богу, Вечности и Бесконечности. Оно связано с творчеством, реализацией высших потенций человека, с его главным целеполаганием, даёт человеку возможность обрести масштаб и полноту бытия, выводит из «мира дольнего» в мир «вершинный», где человек обретает блаженство, благодать, «пик-переживание» (А. Маслоу).

Пифагор и Платон вывели в человеке на передний план его высшее духовное Я, соединённое с Космосом, выступающее в гармонии художественно-эстетичес-кого, познавательного и духовно-нравственного начал. Аристотель вывел в человеке на передний план эмпирическое Я обыденного сознания, приспосабливающееся к наличной действительности. Средневековье отодвинуло мирское Я на второй план, выведя на передний план Я высшей духовности, не замутнённое телесными страстями и влечениями.

Эпоха Возрождения попыталась соединить духовное и телесное в гармонии сосуществования, уравняв в правах оба Я. Чувственно-телесное становится необходимым условием существования духовного и прекрасного. Идеальная чувственная красота становится носителем духовно-нравственных качеств, но безгрешная телесность средневековья всё более уступает место чувственно-земной телесности, торжеству прекрасной, вызывающей эротические чувства плоти. Эрос становится мощной, непреодолимой силой – главным творческим импульсом творчества в науке и искусстве. Личность художника-творца в системе космического и общественного универсума должна была охватывать взором всё мироздание, в центре которого она находилась и могла, подобно Адаму из трактата итальянского гуманиста, идеолога эпохи Возрождения Пирандолы, свободно творить себя, поднимаясь до уровня своего создателя. Личность, осознавшая свою свободу и безграничность возможностей, обрела невиданный масштаб мышления, чувствования и практической деятельности, свидетельствующих о духовном всемогуществе. Возрождение фактически приравняло личность человека-творца к Богу, дав мощный толчок секуляристским тенденциям в искусстве и общественной жизни, постепенно нивелировав религиозный компонент творчества, его первичную духовную основу. Подобное представление о творческой личности вызревало в трактатах философов, мыслителей эпохи, таких как Эразм Роттердамский, развивший учение святого Павла о «внешнем» и «внутреннем» человеке, отдавший приоритет человеку «внутреннему», преодолевающему порочные страсти бренной плоти и прислушивающемуся к зову души – промежуточной «инстанции» между телесным и духовным как проявлением божественной силы в человеке. Эпоха Возрождения не презирала плоть подобно средневековью, а утверждала в большинстве своих учений идеал гармоничного человека, существующего в триединстве души, духа и тела. В последующие эпохи научное познание склоняется всё более к эмпирическому Я повседневной реальности.

Способности, как утверждает современная психология, есть проявление доминирующего в субъекте отношения к миру, определяющего желанную сферу реализации высшего творческого Я; есть свойства и качества психики личности, выступающей во множественности проявлений единого качества, характеризующего личность как художника, учёного, политика, бизнесмена и т.д., когда способности выступают как органы самореализации личности. Одарённость – это обладание идеальной формой той области действительности, к которой устремлена человеческая природа и которая представляет собой пространство желаемой и успешной деятельности. Эта форма всецело завладевает субъектом, заставляет отречься от Я обыденного сознания и служить Я духовного опыта, всецело посвящающего себя материальному воплощению этой формы в наличной действительности.

Духовно-нравственный стержень, его величина и прочность определяют масштаб таланта. «Утрата духовности оборачивается потерей таланта» – утверждает известный российский исследователь психологии одарённости Д.Б.Богоявленская. Гениальность – это, прежде всего, запредельный масштаб человеческой, а точнее, богочеловеческой цели. Масштаб цели определяет мотивацию, оборачивающуюся созидательной мощью. А это возможно лишь при наличии духовно-нравственного стержня, на котором зиждется личность и по которому восходит к высшему бытию. Основу этого стержня составляет открытость миру, новому опыту, любовь к жизни, природе, людям, сочувствие и сострадание к ним, признание некоей высшей силы, стоящей над человеком, являющимся не «венцом творения», а лишь одной из форм жизни.

Духовно-нравственный стержень – основополагающее начало в человеке, обуславливающее успешность занятий любым делом и жизненную успешность по следующим причинам:

1) он является причиной творческой активности в стремлении человека сделать мир лучше не только для себя, но и для всех людей;

2) избавляет человека от самонадеянности и представления о себе как о «венце творения», которому «всё дозволено», дарует ему чувство соборности, позволяет ощутить себя частью природы как целостного живого, одухотворённого организма, с которым он чувствует онтологическое родство;

3) делает человека открытым для диалога с другими людьми, окружающим миром для обретения нового опыта.

Одарённая личность, испытавшая духовное просветление, является храни-телем и производителем духовности, транслирует через себя основные экзис-тенциональные ценности, созидает более совершенную действительность.

Установка образования на личность предполагает иную его стратегию: нацеленность на внутреннего человека – человека культуры, на расширении пространства внутренней его свободы, на формирование его личностных смыслов и главного жизненного целеполагания, на которое должны работать знания, чувственный и эмоциональный опыт. Отсюда иные акценты в образовании:

  1. стремление дать ребёнку, молодому человеку представление о целостной картине мира, помочь сформировать собственное мировоззрение;

  2. предметом обучения, воспитания и развития в таком образовании становится, в первую очередь, не содержание конкретной дисциплины, а личность – её ценности, смыслы, мотивации, структура психической жизни, включающая способности, свойства, качества, компетенции, необходимые для деятельности (практической и умственной), а сам предмет становится не целью обучения, а средством формирования какой-то грани личности;

  3. нацеленность образования на развитие креативности как главного свойства личности, её активной жизненной позиции, стремления к полной самореализации;

  4. богатство, разнообразие и полнота духовной жизни, высокий вкус, требова- тельность к качеству духовной пищи.

Подобное понимание факторов, обеспечивающих качество образования в его истинном понимании, предполагает ориентацию на личность, в структуре которой первое место отведено духовно-нравственным ценностям и смыслам, на которые накладываются знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения естественных и гуманитарных наук (дисциплин). Собственно воспи-тательный процесс может осуществляться в процессе изучения этих дисцип-лин, но в контексте личностной парадигмы, целостной картины мира, а не в изолированном спецификой той или иной науки его фрагменте.

Особое место должно быть отведено в школе, среднем и высшем звене эстетическому воспитанию, роль которого выражается в художественном освоении действительности, обнаружении и утверждении красоты во всех её проявлениях – природе, искусстве, человеческих деяниях и отношениях. Эстетическое восприятие опирается на чувство прекрасного – эстетическое чувство, которое изначально присутствует в человеке, есть его сущностное свойство, проявляющееся в узнавании красоты «как высшего качественного состояния бытия» (Н. Бердяев). Оно – выражение потребности человека в гармоничном существовании с внешним миром, желания жить в согласии с ним, испытывая радость, удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне. Эстетическое чувство связано с богатством эмоциональных красок, переживаний, формирующих целостное впечатление от эстетического восприятия действительности, которое получает репрезентацию в действии, образах и языке. Эстетическое чувство, переживание и впечатление есть первоначальная стадия эстетического отношения человека к действительности, за которой следует представление о ней, опирающееся на рефлексию – мыслечувствование этой действительности. Результатом этой рефлексии становятся эстетические взгляды, позиции, концепции, убеждения, идеалы.

Эстетическое отношение к действительности есть, по определению А.А.Мелик-Пашаева,

- родовая способность человека относится к миру (объектам, явлениям) с родственным вниманием;

- первооснова занятий художественным творчеством, психологическая первооснова художественных способностей.

В эстетическом отношении к действительности первично эмоционально-оценочное отношение и вторично включение сознания - анализ, синтез, обобщение, позиция.

Путь к изменению качества образования за счет увеличения духовно-нравственного компонента лежит в амплификации (обогащении) образова- ния, и, в первую очередь, общего. Его обогащение может осуществляться в двух направлениях – по горизонтали и вертикали. Педагогическая наука и практика понимает под «горизонтальным» обогащением введение новых предметов, элективных курсов, факультативов, дополняющих учебный план.

Сюда же следует добавить дополнительное образование художественно-эстетической, религиозной, экологической и патриотической направленности, которое либо присутствует в школе, занимая вторую половину дня, либо дополняется деятельностью учреждений дополнительного образования, которые учащиеся посещают в свободное от основной учёбы время.

«Вертикальное» обогащение предполагает изменение содержания дисциплин учебного плана школ и методов их освоения путём введения проблемного, исследовательского обучения, проектных методов, изучения основ наук в духовно-нравственном контексте – мировоззрении, господствовавшем в ту или иную эпоху, выявления причин прогресса и угрозы цивилизации и культуре, борьбы идей в научной среде и во внутреннем мире конкретной личности. Творческие способы усвоения знаний неизбежно включают личностный потенциал ученика, обнаруживают его человеческую позицию в естественно-научной и гуманитарной сферах.

Особо следует сказать о религиозном образовании, введение которого в школу до недавнего времени понималось как нарушение её светского характера. Изучение основ религий как неотъемлемой части мировой культуры не есть нарушение светского характера образования. В дореволюционной России в светских школах преподавался Закон Божий, и это не считалось нарушением их светского статуса. Нарушение светскости может возникнуть лишь в том случае, когда учащимся навязывается практическое постижение особенностей культовых обрядов и религиозных отправлений, что не является целью таких дисциплин как основы православной культуры или религиоведение. Религия является одним из пяти оснований культуры (религия, философия, искусство, наука, этика) и ограждение от неё привело к печальным последствиям сегодня, когда мы, утратив идеологию, коммунистическое мировоззрение, не предложили подрастающему поколению новой духовно-нравственной основы.

С духовным бытием, по справедливому замечанию Д.В.Григорьева – заместителя главного редактора журнала «Народное образование», соотносимы не традиционные методы воспитания, а личностно-обогащающие способы совместного бытия педагога и детей друг с другом: в познавательной сфере – со-зерцание, со-средоточение, со-отнесение, со-поставление, со-мнение; в эмоциональной сфере – со-участие, со-переживание, со-чувствие, со-страдание; в поведенческо-волевой сфере – со-зидание, со-трудничество, со-действие, со-противление, со-ревнование. Овладение субъектами образовательного процесса способами совместного бытия и есть главный критерий качества образования.

 

Аннотация

В статье подчёркивается первичная значимость для целей образования духовно-нравственной сферы личности. Государственный заказ на создание инновационной экономики требует нацеленности образования на формирование творческой личности, ядром одарённости которой являются духовность и нравственность. В становлении духовно-нравственной личности большую роль играют художественно-эстетическое и религиозное воспитание. Главным критерием качества школьного образования автор статьи предлагает считать степень овладения участниками образовательного процесса личностно-обогащающими способами совместного бытия в познавательной, эмоциональной и поведенческо-волевой сферах.

 

Никитин Алексей Алексеевич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры инструментального исполнительства, теории и истории музыки Хабаровского государственного института искусств и культуры, директор МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей», председатель общественных советов по культуре и образованию при администрации г. Хабаровска, Почётный член Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, член-корреспондент АПСН.

 

680000, Хабаровск, Муравьева-Амурского, 15, Центр эстетического воспитания детей. Телефоны\факс 32-76-11, 31-16-85, 8(914)4130889 

E-mail: art-center@mail.ru, arts-center@yandex.ru