Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Критерии и методы оценки детской художественной одарённости, используемые в практике российских педагогов и психологов

Одной из серьезных проблем выявления детской художественной одаренности является проблема измерения и оценки уровня ее развития по основным компонентам модели, предложенной автором данной статьи, включающей три структурных блока: личность, художника-творца («мастера цели», по И.А.Ильину) и художника-исполнителя («мастера средств», по И.А. Ильину). 

В каждом рассматриваемом блоке психологи и педагоги по-своему расставляют приоритетные способности, качества, знания и умения. Так, А.А. Мелик-Пашаев в личностном блоке выделяет в качестве «предмета» оценивания духовно-нравственный аспект личности – то, с чем она подходит к эстетическому восприятию действительности, на чём строит отношения с ней. Показателем наличия у ребёнка эстетического отношения к действительности у А.А. Мелик-Пашаева является эмоционально-оценочная характеристика предмета или явления, ещё не помещённого в контекст художественной задачи; у О.Л. Ивановой – способность видеть в окружающей действительности «выразительное», рассматривать мир с использованием эстетических и этических категорий, вербально выражать отношение к людям, их поступкам, вещам и явлениям; у Т.А. Барышевой – эстетическая эмпатия, включающая в себя все виды и аспекты этой способности: эмоциональное погружение в реальный, воображаемый мир и мир искусства, диалог с этими мирами, трансцендентное переживание; у В.Г. Ражникова – способность опознавать и переживать эстетические и художественные эмоции, вызываемые предметом или явлением.

Критериями оценивания уровня развития эстетического отношения к действительности являются у А.А. Мелик-Пашаева количественные и качественные показатели вербальных характеристик предметов. К количественным показателям относится число данных предмету характеристик. Критериями их количественного анализа становятся три типа определений: 1) безоценочно-описательный; 2) эмоционально-оценочный; 3) образный (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картинки). К качественным критериям относятся следующие признаки, отличающие художественно-одарённую личность: повышенная эмоциональность; отсутствие безоценочных определений, описание внешних особенностей в «снятом» образном виде, внутренняя непротиворечивость; тяготение к созданию целостного образа-харак-тера вокруг единого эмоционального стержня, законченность, независимость стратегии описания от конкретной вещи, богатство образов-ассоциаций.

В.Г. Ражников также использует количественные и качественные критерии как показатель эстетического отношения к действительности. Количественные признаки у него выражены многообразием модальностей внутри одного настроения, которые составляют эмоциональный фонд ребёнка, а качественные – их калибровкой (степенью выраженности в цифровом выражении – от 1 до 10) и способностью ученика правильно выбрать соответствующий «калибр» модальности тому или иному произведению искусства или явлению действительности.

О.Л. Иванова предлагает следующие критерии оценки уровня развития эстетического отношения к действительности:

1) интерес к эстетически выразительным объектам действительности, вычленение их с помощью эстетических категорий, своеобразие восприятия произведений искусства;

2) проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности;

3) понимание и оценивание действительности с позиций «хорошо-плохо», «добро-зло»;

4) ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников;

5) уровень развития цветовосприятия;

6) способ построения образов восприятия.

Критерии являются важнейшим инструментом для создания методик оценивания результатов развития детской художественной одаренности. Надо заметить, что в педагогической практике не распространено использование психологических тестов – педагоги считают более объективным показателем развития ученика его соответствие одному из трёх–пяти условно обозначенных уровней. Так, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником, в протоколе. Результатом анализа протокола является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные определения. Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости.

О.Л. Иванова, наблюдая за тем, как ученик воспринимает действительность, относит его эстетическое отношение к ней к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее образ, развивающийся в ходе рождения замысла.

Общепринятыми критериями оценки креативности ученика в данный период являются 1) способность к трансформации «сырой» действительности в художественный образ в конкретном материале; 2) инициативность и самостоятельность; 3) оригинальность замысла; 4) его разработанность;

5) гибкость в его формировании и реализации.

А.А. Мелик-Пашаева для оценки литературного дарования ребёнка в качестве критерия предлагает «образ героя», который может соответствовать одному из четырёх уровней: первый уровень в творчестве ребёнка представлен «внешним героем», в котором выявлены некоторые физические характеристики, данные бесстрастным наблюдателем; второй уровень – это «внешне-внутренний герой», в описании которого акцент сделан на его внутреннем мире; третий уровень – «внутренний герой» – персонаж с многообразной пластикой эмоциональной жизни, воплощённой в материале живого интонационно богатого слова; четвёртый уровень – «сложный герой», в котором на первый план выступает индивидуальное ценностное целое внутренней жизни героя – сложной и противоречивой.

Для оценки творческой инициативы в формировании замысла О.Л. Иванова предлагает три уровня: низкий, средний и высокий. На первом уровне инициатива отсутствует – ребёнок повторяет предложенный педагогом образец. Замысел рождается только в процессе практической деятельности. На среднем уровне ученик для решения поставленной задачи использует известные варианты, ранее предложенные педагогом. Для третьего уровня характерно наличие инициативы. Замысел получает вербальное выражение до воплощения его в материале и развивается в процессе его осуществления. Для оценки оригинальности творческого замысла и продуктов деятельности О.Л.Иванова использует три уровня. Высшему уровню соответствуют одарённые дети, способные создавать творческий замысел на основе сознательной переработки материала действительности с опорой на индивидуальный опыт. Оригинальность замысла у них проявляется в высказываниях до его осуществления.

Для выявления уровней владения формой в литературном творчестве А.А.Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская предлагают оценивать их по таким критериям как её целостность и завершенность; в изобразительном искусстве О.Л.Иванова предлагает оценивать форму по следующим критериям: эмоциональность изображения, выразительность формы, отражение «Образа мира» в композиционной организации листа и опыте осмысления действительности в рисунке, волевая активность в достижении результата, отражение уровня знаний и умений в продуктах изобразительной деятельности. В каждом виде искусства педагоги адаптируют эти критерии с учётом его языка и материала и предлагают свои способы оценивания уровня развития детской художественной одарённости.

Уровень развития детской художественной одарённости у учащихся может быть оценен по показателям, соответствующим основным компонентам ядра детской художественной одаренности, включающим эстетическое отношение к действительности, творческие и исполнительские компетентности.

Таблица 1.

Критерии развития детской художественной одарённости

1. Эстетическое отношение действительности.

 

1. 1. Восприятие действительности (включая искусство), его выражение в вербальных характеристиках (эмоционально-оценочная характеристика предмета восприятия – степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона)

 

Низкий

уровень

Преобладание безоценочно-описательных характеристик

 

 

Средний

Преобладание эмоционально-оценочных характеристик

 

Высокий

 

Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)

 

1. 2. Проявление эстетической эмпатии по отношению к миру,

искусству, предметам, людям

 

Низкий

уровень

Ребёнок негативно или безразлично относится к окружающим его людям, природе, не способен к сочувствию, состраданию, диалогическому общению с людьми, природой, игрушками, предметами. В художественной деятельности изображает или выражает негативные отношения между героями

 

Средний

 

Ребенок одушевляет предметы и эмоционально выражает к ним своё отношение, отзывчив на чужую боль или радость, любит общаться с друзьями

 

Высокий

 

 

 

Ребенок отличается чуткостью, отзывчивостью, стремлением помочь, поделиться с окружающими тем, что имеет. Общителен и коммуникабелен, может уступить в споре, чтобы не создать конфликтную ситуацию. В творчестве фиксирует эмоциональные отношения между героями

 

1. 3. Способ построения образов восприятия

 

Низкий

уровень

 

Преобладает аналитическое восприятие. Ребёнок выделяет в предмете отдельные его свойства. В творческом акте представляет отдельные части целого, не ощущая целостную форму

 

Средний

 

Ребёнка отличает обобщённое восприятие. Он воспринимает то, что находится в его зрительном поле. В воображении преобладает видение обобщённой формы предмета отображения без детальных подробностей

 

Высокий

 

Ребёнка отличает целостное видение предмета – синтез аналитического и обобщённого восприятия, которое становится основой образа, развивающегося в процессе разработки и реализации замысла. Ребёнок в воображении видит целое прежде его частей, которые в дальнейшем выявляются в рождающемся образе

 

1.4. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

 

Низкий

уровень

Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей

 

 

Средний

Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки

 

Высокий

 

Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам

 

2. Развитие воли к выражению (творческой компетентности)

 

2.1. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи

Низкий

уровень

 

Не понимает или не принимает поставленную педагогом задачу, действуя по собственному желанию, реализуя свой замысел на уровне возрастной нормы

Средний

Понимает поставленную задачу и строго следует инструкции педагога, стараясь выполнить ею лучшим образом. Если не хватает знаний, умений, способов действия, обращается за помощью к педагогу и другим детям

Высокий

 

Понимает и принимает задачу, выходит за рамки задания, обогащая первоначальное образное решение

2. 2. Творческая инициатива в формировании замысла

Низкий

уровень

Творческая инициатива отсутствует, ребёнок действует по образцу, выполняя заданный минимум

Средний

Ребёнок использует известные ему варианты, предложенные педагогом в качестве возможного решения поставленной задачи

Высокий

 

 

Проявляет творческую инициативу в трактовке предложенной темы, развивает её в серии работ, сделанных по собственному желанию

2. 3. Оригинальность замысла и его содержательность

Низкий

уровень

Замысел создаётся в соответствии с усвоенными способами художественной деятельности. Герой (персонаж) представлен лишь внешними чертами

Средний

Ученик выходит за рамки стереотипных решений с помощью педагога. В творчестве наличествует «внешне-внутренний герой», в описании которого акцент сделан на его внутреннем мире

Высокий

Сюжеты и образы оригинальны. В содержании работ наличествует сложный герой с индивидуальным внутренним миром

2. 4. Гибкость замысла.

Низкий

Ребёнок реализует единственный вариант замысл.

Средний

Ребёнок предлагает несколько вариантов замысла, трансформируя первоначальный вариант

Высокий

Имеет большое количество вариантов решения художественной задачи, как в словесной форме, так и виде эскизов

3. Владение материалом и художественной формой

 

3. 1. Самостоятельность в выборе материала

 

Низкий

 

Ребёнок не обнаруживает инициативы в выборе материала, использует материал, предложенный педагогом

 

Средний

Выбирает материал в соответствии с поставленной педагогом задачей или собственным замыслом

 

Высокий

Выбирает материал, руководствуясь замыслом и чувством материала, стремясь к максимальному выражению образа

 

3. 2. Отражение «образа мира» в содержании (эмоционально-ценностное отношение к предмету отображения, художественные эмоции, богатство ассоциаций, универсализм мышления) и структуре творческого продукта

 

Низкий уровень

В содержании работ не выражено эмоционально-ценностное отношение к предмету отображения; бедность ассоциаций и художественных эмоций; структура в её процессуальном или пространственном виде не отвечает требованиям замысла; слабое владение способами построения формы

 

Средний

В содержании работ наличествует эмоционально-ценностное отношение к отображаемому предмету; замысел получает оформление в соответствующем материале, структуре, способах его развития

 

Высокий

В содержании работы ярко выражены позиция ребёнка к отображаемому предмету, эмоционально окрашенное отношение к нему посредством художественных эмоций, данных в различных модальностях, владение способами построения формы, необходимым набором выразительных средств и техник

 

 

3.3. Волевая активность в достижении результата деятельности

 

 

Низкий

уровень

Для завершения работы необходима практическая помощь взрослого; у ребёнка отсутствует стремление увидеть законченный результат своих творческих усилий, осваивать новые способы деятельности

 

 

Средний

 

Для завершения работы необходим дополнительный стимул, моральная поддержка окружающих. Ребёнок осваивает новые способы, если они не требуют значительных волевых усилий

 

Высокий

Ребёнок стремиться закончить работу, получить художественный результат; проявляет настойчивость в стремлении выполнить работу как можно лучше; с удовольствием осваивает новые способы деятельности, техники и технологии в создании художественной формы

 

 

3.4. Уровень владения знаниями, умениями и навыками

 

Низкий

уровень

Знания, умения и навыки не носят инструментальный характер, не соотносятся с замыслом и образным выражением. Ученик начинает оперировать имеющимися знаниями и навыками только после подсказки педагога

 

Средний

 

Ученик умело пользуется знаниями, умениями навыками, но в пределах имеющегося опыта с использованием стандартных способов деятельности

 

Высокий

Ученик творчески пользуется имеющимися знаниями, умениями, стратегиями и способами деятельности, обогащает их, трансформирует, создаёт собственные способы действии; обладает чувством материала, формы на основе чёткого видения внутренней – идеальной формы; с удовольствием демонстрирует свои достижения другим людям

 

 

Для измерения уровня развития индивидуальной детской художественной одарённости применима ниже предлагаемая методика со следующим алгоритмом действий:

1) тестирование детей по вышеприведённым таблицам критериев детской художественной одарённости для определения уровня развития по каждому критерию её компонентов;

2) графическое выражение уровня по каждому критерию (см. рисунок данный ниже);

3) суммирование баллов, выведенных в результате тестирования ребёнка по критериям каждого компонента детской художественной одарённости;

4) выведение среднего балла по каждому компоненту детской художественной одарённости;

5) суммирование баллов по каждому компоненту и выведение в баллах уровня развития художественной одарённости каждого ребёнка.

Наблюдение за развитием учащегося позволяет получить количест-нный – цифровой результат. Каждый критерий оценивается по трёхуровне-вой шкале. Максимальный балл по каждому уровню составляет 2 балла, мак-симальная сумма баллов по этой шкале равняется 6 баллам.

Графическое выражение результатов тестирования каждого ребёнка может быть отражено в рисунке, подобном тому, что дан ниже, представляющем собой круг, разделённый на 12 секторов (по числу критериев в трёх компонентах детской художественной одарённости). Секторы в круге объединены в три блока по 4 сектора в каждом. Первый ряд секторов – с 1 по 4 – относится к личностному компоненту, ориентированному на выявление уровня развития эстетического отношения к действительности; второй ряд – с 5 по 8 – относится к творческому компоненту; третий ряд с 9 по 12 секторы – к творчески-исполнительскому.

Внутри большого круга располагается еще два круга. Малый круг, расположенный близко от центра окружности, относится к низкому уровню развития; средний круг – к среднему уровню; большой круг – к высшему. В соответствии с результатами тестирования вычерчивается график, охватывающий все секторы круга, соотносящиеся с основными компонентами детской художественной одаренности. Ниже приведён в качестве примера результат тестирования одного из учащихся дошкольного возраста Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска Пети Д.:

 

 

Рис. 1. Результат тестирования Пети Д.

Согласно полученному графику, наиболее ярко выражен у мальчика третий компонент детской художественной одарённости – исполнительский, где все четыре критерия показывают достаточно высокий средний балл) – 4,42 балла (3 + 5,7 + 4 + 5 = 17,7 : 4 = 4,42). Это показатель выше среднего уровня. Менее всего выражен второй – творческий компонент, средний балл которого 3. Первый компонент выражен средним баллом 3,7. Суммируя итоговые баллы трёх компонентов, мы получаем показатель уровня развития детской художественной одарённости, равный 3,7, что говорит об уровне, приближающемся к среднему (4 балла).

 

Литература

 

  1. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие / Т.А. Барышева. – СПб., 2002.

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991.

  3. Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.

  4. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5. – С. 6.

  5. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора наук /А.А.Мелик-Пашаев. – М.: 1994.

  6. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: 1995.

  7. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Кудина, Г.Г., Чубук, Н.Ф. Психологические основы художественного развития

/ А.Мелик-Пашаев. – М.: МГПУ, 2006.

  1. Никитин, А.А. Художественная одарённость. Монография / А.А. Никитин. – М.: Классика-ХХ1, 2010.

 

 

 

 

 

Аннотация

В статье рассмотрены критерии и методы оценки детской художественной одаренности, получившие распространение в современной российской психологии и педагогической практике. Эти критерии и методы соотнесены с основными компонентами ядра детской художественной одаренности, составляющими ее модель: личностными свойствами и качествами, необходимыми для эстетического отношения к действительности, способностью создавать творческий замысел и воплощать его в адекватной форме.

 

Ключевые слова:

детская художественная одаренность, модель художественной одаренности, эстетическое отношение к действительности, креативность, воля к форме, эстетическая эмпатия, эмоционально-ценностное отношение, образ мира, образ героя, творческая инициатива, оригинальность и гибкость замысла.

 

Annotation

 

Criteria and methods of an estimation of children's art endowments, which are extended in modern Russian psychology and pedagogic, are described in this article. These criteria and methods are corresponded with the main components of the goal of children's art endowments. The model of the endowments consists of personal properties and qualities, needed to aesthetical attitude to the reality and the ability to create a creative plan and to embody it in the adequate form.

 

Key words

children’s art endowments, the model of art endowments, aesthetical attitude to the reality, creativity, will to the form, aesthetical empathy, the emotionally-valuable relation, Image of the world, image of the hero, the creative initiative, originality, readiness and flexibility of a plan.

 

 

Автор статьи Никитин Алексей Алексеевич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры инструментального исполнительства, теории и истории

музыки Хабаровского государственного института искусств и культуры, директор Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска, член–корреспондент АПСН.

Дом. адрес: 680030, Хабаровск, Ленина 42, кв. 41. Тел. сот. 8 9144130889.

E-mail: nikitinarts2011@yandex.ru, сайт: www.art-center.khabonline.com