Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Модель одарённости в онтологии духовной реальности или новое методологическое основание феномена одаренности

А.А.Никитин

 

Одаренность как феномен представляет для научного познания исключительную сложность. На уровне обыденного сознания большинством людей одаренность понимается как «дар Божий», что уже наводит на мысль о трансцендентной природе данного феномена. Наука же этот феномен относит к предмету, который исследуется и объясняется психологией. Но предметом психологии является психика, которая рассматривается как продукт физиологии и интериоризированной социальности. Выготский, раскрывая природу высших психических функций, утверждал, что та или иная психическая функция формируется дважды: вначале в социуме, а затем в психике субъекта (интериоризация).

Но одаренность не является только психическим образованием. Она выражает себя в первую очередь, в творчестве, направленность, масштаб и качество которого определены духовно-нравственным строем личности, определяющим исходные позиции человека к жизни, другим людям, наличной действительности, главное жизненное целеполагание, вектор его устремлений и развития.

Психология духовности только начинает складываться. Прав В.И. Слободчиков, утверждающий, что на этом пути психологией еще мало чего достигнуто. Создание психология духовности – дело чрезвычайно трудное, поскольку духовность не является атрибутом психики – она через нее себя обнаруживает, использует ее как инструмент. Истоки духовности лежат в сверхличной сфере – духовной реальности, которая синонимами своими имеет такие понятия как «бытийная», «метафизическая» реальность, «актуальная бесконечность», «ценностный мир и др.

Психология, которая до настоящего времени занималась изучением и постижением одаренности, чаще всего выступает как механистическая психология, использующая методологию естественных наук, направленных на изучение предметного мира в пространстве и времени наличной действительности, в котором есть объект изучения и субъект его постигающий.

Методология естественных наук не годится для постижения человека, как «конечного и бесконечного существа» (Арсеньев А.С.), созданного «из праха земного и дыхания Божьего», феноменов, с ним связанных. Здесь требуется «инонаучность» (Аверинцев С.С.), методология которой опирается на все основания культуры, о чем в свое время говорил А.Ф. Лосев, а именно: на религиозную антропологию, ее огромный теоретический и практический опыт, философию, искусство, этику, психологическую и педагогическую антропологию. Такая методология начинает формироваться сегодня, используя все формы познания, а не только познание рационалистическое.

Неудовлетворенность научным объяснением феномена одаренности в настоящее время испытывают как сами ученые, так и люди, занимающиеся практической деятельностью, что, на наш взгляд, объясняется неверными исходными позициями при его изучении и понимании:

природа одаренности выводится чаще всего из деятельности, а не из действительности, которая, как утверждал Аристотель, существует до деятельности;

используется малопригодный научный инструментарий, прежде всего, методология.

В настоящее время в психологии из существующих парадигм и концепций одарённости можно выделить три главенствующие, определяющие подходы к её изучению и пониманию.

Первая из них – её можно назвать традиционной или основополагающей – опирается на деятельностный подход, согласно которому одарённость есть наличие способностей и качеств, затребованных и порожденных деятельностью, обеспечивающих успешность её выполнения (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Кириенко В.И., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.). В вышеназванной парадигме исходным пунктом в изучении данного феномена является деятельность и её структура, а одарённость есть производная от неё – субъективный аналог психологической структуры деятельности.

Суть «деятельностного подхода» состоит не столько в том, что те или иные способности развиваются или возникают при освоении той или иной деятельности, сколько в том, что деятельность в самых общих ее характеристиках выступает как «самодостаточная» сила, которая формирует и объясняет человеческую психику в целом.

Одаренность при деятельностном подходе изучается посредством естественно-научной механической психологии в «вещной» парадигме, когда но-

ситель одаренности выступает как «неличность» (Бердяев Н.А.), как объект, свойства и качества которого детерминированы генетическими или средовыми факторами, как продукт интериоризации, создаваемый по принципу «снаружи вовнутрь», а не «изнутри наружу». Одаренность рассматривается как «системное качество психики» («Рабочая концепция одаренности»), и становится предметом изучения и объяснения психологии. Но одаренность не является свойством психики, являющейся атрибутом физиологии и интериоризированной социальности. Для постижения феномена одарённости недостаточно психологического инструментария – феномен не вычерпывается психологией, поскольку он есть, в первую очередь, духовное образование, которое не укладывается в русло каузальной научной парадигмы, понятийный аппарат физиологии, психологии и педагогики.

Другая парадигма строится на личностном подходе (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Матюшкин А.М., Панов В.И., Попова Л.В., Савенков А.И., Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. и др.), когда одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество личности – социализированного субъекта.

Современная парадигма, которая находится в стадии разработки, связана с личностно-целевым или телеологическим подходом (Арсеньев А.С., Бахтин М.М., Зеньковский В., Ландау Э., Лосский О.Н., Мелик-Пашаев А.А., Мунье Э, Новлянская З.Н., Ражников В.Г.). Согласно этой парадигме, исходной позицией в изучении одарённости является не структура деятельности, а целостно-личностная характеристика человека, определяющая его отношение к миру. Истоком одарённости, согласно данной парадигме, является не деятельность и её структура, а действительность, включая духовную реальность, в которой укоренена личность, что есть признание нового источника происхождения личности и одаренности – причинности, идущей извне, но являющей себя «изнутри наружу».

В.В.Зеньковский, Н.О. Лосский, В. Штерн, А. Маслоу, Эм. Мунье, А.С.Арсеньев, А.А.Мелик-Пашаев признают существование источника развития личности, суверенного и «вненаходимого» (Бахтин М.М.) по отношению к наличной действительности. В.В.Зеньковский в своем труде «Проблема психической причинности», созданном более 100 лет назад, показывает, что причинность действует во всей психической жизни человека, но принципиально иначе, чем механическая причинность, на которую ориентировалась наука того времени и ориентируется сегодня. Она действует как конечная, или целевая причина (causa finalis) и ориентирована на будущее, реализуя внутренне присущие человеку цели. Эту причину В.В.Зеньковский определяет как «внутреннюю активность души», которая актуализирует для самого человека и телеологически преобразует все объективное содержание его опыта.

С утверждением В.В.Зеньковского согласуются выводы А.С. Арсеньева, сделанные в его труде «Философские основания личности»: «Должен существовать где-то, как-то и какой-то образ целого, к которому и направлено развитие, то есть та самая цель». Способности к творчеству, в котором наиболее полно проявляется одаренность, считает А.А.Мелик-Пашаев, своим происхождением обязаны некоему внутреннему источнику, трансцендентному познанию. Они не создаются как качества, отвечающие требованиям данной деятельности, а образуются как органы самореализации субъекта в формах той или иной деятельности, как осуществление потенций сверхличного творческого «Я».

В целевой парадигме мы выстраиваем концепцию и модель одаренности, взяв за отправную точку три формы ее сущностного выражения:

1) вектор устремлений личности, заданный целевой причиной к познанию природы реальности; к совершенствованию своей природы, овладению даром;

2) развитие как постепенное раскрытие формы высшего творческого Я личности;

3) результат деятельности – познание и освоение предметного мира, постижение человека, творение личностью самой себя и более совершенной действительности.

Все три формы детерминированы не только внешними причинами – генотипическими и средовыми факторами, – но, в первую очередь, целевой причиной, имеющей основанием духовную или метафизическую реальность.

Что же есть одаренность согласно данной парадигме?

Одаренность есть свойство личности, основанное на даре, на том, что дано даром, подарено свыше. Истоки дара находятся в сверхличной сфере – духовной (бытийной) реальности. Дар дан человеку для осуществления определенной миссии, движимой высоким целеполаганием в гуманистическом контексте. Суть миссии – совершенствование человеком себя самого и мира.

Дар в религиозном понимании есть способности и свойства, которыми Бог наделяет человека по своему «образу и подобию» для решения жизненной сверхзадачи – благодатного преображения (богоуподобления) им самого себя и действительности.

Человек соединяет в себе два мира, соответственно его творческая деятельность имеет двойную направленность – внутрь себя и на окружающий мир. Внутри себя человек призван достигать совершенства через уподобление Богу, а вне себя – преображать мир, так чтобы следы Божественного присутствия, Его замыслы и вечные цели ясно обнаруживались в потоке непрестанных изменений вселенной и постепенно осуществлялись. Таким образом, для человека первейшим предметом для творчества является он сам, его личность и его природа» (Протоиерей Леонов).

С позиций философии, дар дан свыше как способность к трансценденции, вхождению в сферу Духа, сверхсознания, в котором растворяется собственное «Я» личности, когда человек-творец становится демиургом – продолжателем плана Бога. В результате трансцендирования происходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, начинают действовать механизмы сверхсознания. В творческом состоянии человек может привносить трансцендентный смысл в наличную действительность и может извлекать его оттуда.

С позиций психологии, дар есть интеграция способностей в структуре личности, обуславливающая успешность выполнения деятельности.

С позиций педагогики дар, есть способность личности к максимальной самореализации.

Одаренность детерминирована целевой причиной, которая есть, по нашему мнению:

а) идеальная форма самой личности (ее образ существует в высшем Я духовного опыта);

б) идеальная форма той сферы действительности, в которой личность себя проявляет и которая является для нее пространством желанной и успешной деятельности;

в) идеальная форма деятельности, в которой реализуется одаренность.

Сообразно целевой причине личность наделяется одаренностью как энергетическим и деятельностным ресурсом для осуществления жизненно важной цели. Одарённость результативна. Эта результативность определена «целестремительностью» (Лосский Н.О.) одарённой личности к объективации собственной идеальной формы и действительности, в которой она самореализуется. Одарённость в данной парадигме определяется нами как телеологически детерминированные способности и качества личности, обеспечивающие решение жизненной сверхзадачи; как способность творческой личности к интеграции и трансформации общих способностей в специальные, обеспечивающие объективацию идеальной формы в наличной действительности, возможность высоких достижений.

Одарённость, согласно новой парадигме, порождает деятельность и ее структуру, но развивается и совершенствуется в самой деятельности, в которой приобретает новое качество и совершенную структуру.

Структуру одаренности можно представить в виде трех интегрированных образований («блоков»), включающих определенные способности и качества личности.

Основу одаренности составляет личность, которая, согласно определению А.С.Арсеньева, есть «телеологически детерминированный образ, порождённый актуальной бесконечностью человек, обладающий бесконечной внутренней свободой в принятии решений и действиях и одновременно индивидуальной, ни с кем не разделённой взятой на себя ответственностью за результаты этих решений и действий перед Богом, Миром, человечеством, которая может идти только от Центра и выражает себя голосом совести». Личность первична, она стоит «впереди» специалиста, например, художника, и это естественно – что бы что-то серьезное создать в любой сфере деятельности надо быть личностью, обладающей своим видением и пониманием мира, моральными принципами, высокими целями, познавательной активностью, интеллектом, воображением, волей, способностью к коммуникации и социальной адаптации. «Одаренность есть вовсе не безусловная ценность, но она ею становится лишь в том случае, если остальная личность идет с ней в ногу настолько, что талант может быть применен с пользой», – утверждал в одной из своих работ К.Г. Юнг.

Личность выступает в триединстве биологического (физиологического) психосоциального и индивидуально-персоналистического, которое также можно представить как единство телесного, душевного и духовного начал.

Телесное выражает себя, прежде всего, в анатомо-физиологических особенностях, которые нередко недооцениваются психологией, рассматрива-ющей одарённость как чисто психическое образование. А между тем, они могут выступать как дар природы, необходимый компонент одарённости, поскольку физические, в том числе внешние данные, имеют немаловажное значение, например, для летчика, космонавта, военного, спортсмена, музыканта, режиссёра, актёра, танцора, артиста цирка.

Телесное начало представлено не только физическими данными, физиологическими свойствами, но и нейрофизиологическими – взаимодействием трёх основных блоков головного мозга: 1) блока тонуса коры (энергетический блок мозга); 2) блока приёма, переработки и хранения информации, включающего аппарат задних отделов коры головного мозга; 3) блока программирования, регуляции и контроля за деятельностью, включающего аппарат, расположенный в переднем отделе больших полушарий с ведущей ролью в них лобных долей; величиной и активностью полушарий головного мозга, доминирующей ролью одного из них.

«Душевное» начало связано с богатством и многообразием психичес-ких свойств личности и, в первую очередь, с особенностями ее нервной сис-темы, которые выражаются, согласно учению И.П. Павлова, в таких её свой-ствах как сила, подвижность, уравновешенность и дополняются у Б.М.Теп-лова лабильностью и динамичностью. Характер психических реакций лич-ности зависит также от сензитивности – повышенной чувствительности к внешним раздражениям, возбуждения и торможения, темперамента – биоло-гически обусловленной личностной характеристики, от уровня психотизма, средний уровень которого отличает одарённых людей, высокий – граничит с шизофренией.

Психическая сфера личности представлена высшими психическими функциями, функциональными системами, отвечающими за способности личности, соответствующие им способы действия. Структура общих – «нейтральных» способностей охватывает все психические сферы личности. Перечислим их:

1. Когнитивная, включающая в себя такие способности и свойства как ощущение, восприятие (длительность, глубина, масштаб, сензитивность, сенсорные эталоны), внимание (устойчивость, концентрация, глубина, объем, распределение, переключение); память (образно-ассоциативная, эмоциональная, моторная, логическая, тактильная); мышление – конвергентное, дивергентное, практический интеллект (социальный и эмоциональный интеллект); воображение (репродуктивное – продуктивное; сновидное – реалистическое; пластическое – эмоциональное), фантазия.

2. Психомоторная: внешние формы движений, телесное их выражение; поведение, действие, деятельность; внутренние движения – ощущения, представления; адекватность двигательных реакций на сенсорные сигналы, соотнесенные с потребностями индивидуума; включённость крупных и мелких мышц.

3. Эмоциональная сфера: чувствительность, глубина, сила и длительность переживания; разнообразие эмоций, их разновидность (биологические и социальные; реактивные и рефлексивные; импрессивные и экспрессивные эмоции), степень их сложности, выражающейся в богатстве модальностей.

4. Психосоциальная сфера: эмпатия, интериоризация социальных отношений, усвоение социальных ролей, формы поведения, социально-типические черты характера.

5. Волевая сфера: направляющая, предвидящая воля; форма и характер проявления воли; волевые стратегии:

а) атакующее воздействие на предмет потребности, объект воздействия – открытое, мощное, императивное, грубое или культурное (западный тип воли «янь» – деспотический, завоевывающий, принуждающий);

б) восточный тип выражения воли (тип «инь») – гипнотизирующий, обволакивающий, подчиняющий усилием скрытым, но эффективным.

Характер личности также есть выражение её психических свойств и качеств: социально-типических, присущих социуму, в котором живёт личность, черты которого она впитывает; индивидуальных, обусловленных интравертивностью или экстравертивностью психологического типа, уровнем притязаний, представлениями об успешности, самооценкой, такими чертами как честолюбие, амбициозность, скромность, смелость, доброта, щедрость, оригинальность натуры.

Собственно личностные качества представляют собой сложную структуру, в которой следует выделить Я-концепцию личности с мотивационным рядом, обусловленным её ведущими потребностями – стремлением к познанию, самореализации, успешности. Величину личности во многом определяют масштаб цели, заданный личностными ценностями и смыслами, масштаб мышления и чувствования, воля и наличие жизненной энергии, жизненный опыт.

Жизненная цель порождает мотивацию деятельности, действий, поступков, опирающуюся на духовно-нравственный стержень личности, определяющий ее исходные позиции по отношению к миру. Основу этого стержня составляет органичность с миром – бытийным и предметно-пространст-венным (наличной действительностью), открытость новому опыту, любовь к жизни, природе, людям, сочувствие и сострадание к ним, признание некоей высшей силы, стоящей над человеком, являющимся не «венцом творения», а лишь одной из форм жизни. Величина духовного слоя определяет глубину и содержательность личности, богатство ее внутреннего мира.

Духовно-нравственная сфера основным духовным компонентом имеет эстетическое чувство – «способность человека воспринимать чувственно выраженную совершенную духовность» (Лосский Н.О.); нравственным компонентом – «чистую, неоскверненную совесть, не позволяющую человеку уклоняться от соблюдения нравственных законов мироздания» (Медушевский В.В.).

Ядро личности заключено в величине и своеобразии духовного слоя, эстетическом отношении к действительности, творческом потенциале, познавательной активности и исследовательском поведении, чувстве времени, в осознании чаяний и устремлений «креативного класса» современного общества (Р. Флорида); в отношении к себе, что и является условием рождения личности (высокая самооценка, стремление во всём ей соответствовать, непоколебимая вера в себя, самоуважение, осознание своей силы и воли, способности пройти трудный путь для достижения цели, мотивация успеха); в нравственном императиве, который обнаруживает себя в чутком и бережном отношении к природе как к живому существу, любви к ближнему, гражданственности, патриотизме, гуманизме, жизни по законам красоты, в чувстве юмора по отношению к себе и окружающим.

Суммируя сказанное, можно представить структуру «личностного компонента» одаренности следующим образом:

Духовно-нравственный строй личности, величина духовно-нравствен-ного «слоя».

Органичность, целостность личности, живущей в отношении Я-Мир, «субъект-субъект», «детскость» как идеальная форма этой органичности и целостности.

Преобладание в структуре личности высшего Я духовного опыта над Я обыденного сознания; жизнь на бытийном уровне действительности.

Духовный огонь как источник энергетического, волевого и деятельностного ресурса личности, её творческого «двигателя».

Интенция личности: ценности и личностные смыслы, целеполагание (жизненная сверхзадача), мотивация.

Наличие идеальной формы (целевой причины) во внутреннем бытие личности.

Высокий уровень общих способностей, в том числе, интеллекта и креативности как воли к познанию, выражению, форме.

Второй блок способностей и качеств одаренной личности связан с родом творческой деятельности, например, с искусством, предполагающим стремление человека выразить свое восхищение красотой мира, сотворить новую реальность художественными средствами, преобразовать мир по законам красоты или, по крайней мере, его улучшить; наличие художественного мышления, воображения, чувства формы, вкуса, высокой культуры.

Третий блок модели одаренности включает специальные «инструментальные» способности и качества, затребованные конкретной деятельностью, компетенции, образующие арсенал необходимых знаний, умений, навыков, практического опыта, свидетельствующих о высоком профессионализме субъекта, его «мастеровитости», уровне владения «искусством выражения» (Ильин И.А.).

Выше рассмотренные компоненты одаренности и структурные образования, ее составляющие, могут быть выражены в модели, данной ниже:

Рис. 1. Психологическая модель одарённости

Однако представленная психологическая модель одаренности не дает наглядной выраженности ее духовной сути, которая может обнаружиться при ином графическом выражении. То, что раньше было всего лишь догадкой, сегодня принимает форму научного видения, согласно которому одарённость предстаёт как отражение её метафизической первоосновы, получающей воплощение в психических и личностных свойствах и качествах человека:

Рис. 2. Метафизическая модель одаренности

Одарённость есть порождение Духа, её прообраз содержится в духовной реальности. Своё земное бытие одарённость получает как зеркальная проекция ее бытийного духовного пра-образа в личности человека, которому дан дар как ресурс для выполнения некой миссии, заданной свыше цели как жизненной сверхзадачи.

Основанием метафизической модели одарённости является личность, показывающая нам божественные истоки сущности человека, в основание которого находится духовно-нравственная сфера личности, её чистота и высота. Эта сфера задаёт уровень и масштаб цели личности, её главного целеполагания. Последнее определяет мотивацию, творческую активность и степень трансформации общих способностей, свойств и качеств личности в специальные, например, художественные способности и качества. Чистота и высота помыслов, желаний, намерений, согласующихся с божественными устремлениями и его нравственным законом, действующим во Вселенной, есть первое условие допуска к истинному знанию, к получению права быть избранным для осуществления высокой миссии. Важно не только получить это право, но и сохранить его, поскольку всей своей жизнью человек держит экзамен перед Богом, и если он следует закону и не нарушает его, ему даётся откровение, истина и духовная власть над наличной действительностью. Пример – Сергий Радонежский, Серафим Соровский, Андрей Рублёв, Моцарт, Бах, Бетховен, Павел Флоренский и многие другие выдающиеся личности.

Стороны нижнего треугольника есть наглядное выражение способностей к творчеству («мастер цели», по И.А.Ильину) и к воплощению творческого замысла («мастер средств», по И.А.Ильину). Продолжение катетов треугольника выводит нас за пределы земного бытия одарённости в метафизическую реальность, где она онтологически укоренена, откуда дар нам послан как ресурс, необходимый для участия в синергийном сотворчестве с Богом.

Точка соприкосновения вершин обоих треугольников есть целевая причина, которая одновременно является «истоком» одаренности (вершина верхнего треугольника) и ее конечной целью (вершина нижнего треугольника), к которой устремлена одаренная личность, стремящаяся овладеть высшим уровнем мастерства, позволяющим объективировать идеальную форму в наличной действительности.

Одарённость существует, развивается или раскрывается лишь тогда, когда существует связь между ней и её первообразом. Условием этой связи, развития (раскрытия) одарённости является сохранение духовно-нравствен-ной основы личности, определяющей её жизненную сверхзадачу и главное целеполагание. Утрата духовно-нравственного стержня личности приводит к утрате одарённости.

Метафизические основания дара:

- наделение человека Святым Духом – божественной чертой, роднящей его с Богом, делающей личностью;

- призванность человека Богом к сотворчеству с ним – синергийному творчеству, участию в творении самого человека и мира;

- наделение человека духовным огнём – источником энергетического, деятельностного и волевого ресурса;

- наделение его способностью видеть «очами Духа» (Ильин И.А.) идеальную форму («целевую причину») того сегмента действительности, на который личность направлена и который активирует все свойства и качества личности;

- наделение его высокими общими способностями, трансформируемыми в специальные способности отношением к действительности через призму идеальной формы, волей к выражению и волей к форме.

Духовно-нравственные основания одаренной личности

Органичный целостный человек, не выделяющий себя из природы, мироздания, находящийся в отношении «Человек-Мир».

Духовно-нравственный строй личности, в основе которого лежит эстетическое чувство – способность воспринимать чувственно-воплощённую совершенную духовность и чистая совесть, побуждающая следовать нравственным законам.

Доминирование в личности высшего «Я» духовного опыта над «Я» повседневного сознания.

Установка на то, чтобы «быть», а не «иметь», по Э. Фромму.

Обладание бесконечной внутренней свободой в принятии решений и действиях и, одновременно, индивидуальным чувством ответственности за всё, что происходит в мире.

Духовно-нравственное развитие человека связанно, прежде всего, с воспитанием, являющимся основой образования, направленным

– на совершенствование природы человека – духовной, физической, психической и социальной;

– на усвоение общечеловеческих и национальных духовно-нравст-венных ценностей, традиций, норм поведения;

– на формирование смысловых установок личности на основе её личностных смыслов;

– на самоопределение и самореализацию личности, в которой заинтересовано общество.

Мало получить дар – надо научиться им пользоваться, овладеть им, усовершенствовать его, чтобы стать мастером, соединяющим в высшей точке своего развития природу, устремления, знания, опыт, имеющиеся ресурсы – собственные и социума. А для это одаренность должна сочетаться с компетентностью, понимаемой сегодня как «интеграция системно организованных интеллектуальных, эмоциональных, рефлексивных, духовно-нравственных, волевых, коммуникативных свойств и качеств личности, позволяющих успешно организовывать и осуществлять деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах» (Джон Равен).

Дополнения:

1. Детскость: Развитие предполагает не только постоянные устойчивые изменения в человеке, но и сохранение некоего стержневого качества, которое позволяет личности себя идентифицировать и не раствориться в сменяемых фазах развития, собственных изменениях. В основе этого стержневого неизменного качества лежит детскость, являющаяся не проявлением инфантилизма, а свойством, присущим многим талантливым людям и гениям. Оно выражает себя в интеграции таких характеристик как

- целостность, органичность сознания ребёнка, не выделяющего себя из мира, который выступает для него как родственный живой организм;

- целостность личности ребёнка, представленной высшим «Я» духовного опыта; отсутствие «располюсованности» его внутреннего мира и сознания на а) обыденное (социализированное) и б) магическое (П.Флоренский), трансцендентное;

- способность воспринимать живую душу вещей как свою собственную или родственную через «выразительное»;

- наивность, свежесть взгляда на мир, свобода самовыражения без оглядки на мнение окружающих;

- игра как способ жизни, в котором постигается реальная действительность через её «вещественность» (предметность) и сущностные черты;

- отрицание наличной действительности посредством комического (карнавального) сознания; потребность в творческом переосмыслении мира взрослых проявляется не в сюжетно-ролевых играх, а в пародиях, комических играх, шалостях, в то время как в педагогике преобладают «серьёзные игры».

Качества, присущие детству, есть объективация «идеальной формы» личности, существующей в актуальной бесконечности. Они должны быть сохранены как стержневая и неизменная её сущностная часть. У многих людей существует бессознательная потребность к сохранению в себе детских качеств, которые будучи не востребованными, утрачиваются с возрастом или перерастают в формы асоциального поведения.