Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

О современных подходах к постижению феномена одарённости

Интерес к исследованию одаренности в российской науке то разгорается, то угасает. В настоящее время можно смело прогнозировать возрастание научно-го и практического интереса к одарённости по причине ужесточившейся конку-рентной борьбы государств в условиях глобализации и интеграции, доступа к сырьевым и информационным ресурсам друг друга. В этой конкурентной борь-бе решающим фактором становится максимальное использование всех имею-щихся ресурсов и, прежде всего человеческого капитала, который сегодня яв-ляется главной ценностью государства, нации, а в нём – «креативного класса» (Р.Флорида) как главного стратегического ресурса, обеспечивающего государ-ству конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохране-ния лидирующих позиций во всех жизненных сферах.

«Креативный класс» составляют одарённые творческие люди, благодаря которым осуществляется прогресс, развитие культуры и цивилизации. Максимальное использование творческого потенциала нации делает проблему одарённости сегодня исключительно актуальной, решение которой позволит не только её успешно идентифицировать, но и развивать в полной мере. Для России актуальность исследования одарённости имеет чрезвычайно важное значение по причине малочисленности человеческих ресурсов, которые надо разумно использовать, чтобы не скатиться на обочину цивилизации.

Для осмысления ситуации с постижением одарённости важно знать, где мы сегодня находимся на пути познания данного феномена и в какой степени адек-ватны наши подходы к его постижению. Теоретическое осмысление одарённос-ти приобрело вроде бы чёткую форму – научный мир сегодня рассматривает её в многофакторной модели и понимает как системное качество личности, как ин-тегративное личностное образование, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, возможность высоких достижений. Однако, в онтологическом аспекте данный феномен ускользает от большинства исследователей как фантом при, казалось бы, успешном его теоретическом постижении.

 

О двух альтернативных парадигмах одарённости

Из всех существующих в настоящее время в психологии парадигм и концеп-ций одарённости можно выделить две главенствующие, определяющие под-ходы к её изучению и пониманию. Первая из них – её можно назвать традици-онной или основополагающей – опирается на деятельностный подход, соглас-но которому одарённость есть наличие способностей и качеств, затребованных деятельностью, обеспечивающих успешность её выполнения. Исходная позиция в изучении данного феномена – деятельность и её структура, а одарённость есть производная от неё – субъективный аналог психологической структуры деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Высокий уровень способностей, затребованных деятельностью и наличествующих у субъекта есть одарённость в данной парадигме.

Другая парадигма, которая находится в стадии разработки, связана с иным – личностно-целевым или телеологическим подходом. Согласно этой парадиг-ме исходной позицией в изучении одарённости является не структура деятель-ности, а целостно-личностная характеристика человека, выражающаяся в его отношении к миру (А.С. Арсеньев, М.М. Бахтин, В.Зеньковский, В.А.Крутецкий, Н.О.Лосский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.Г. Ражников). Одарённость в данной парадигме определяется как телеологически детерминированные способности и качества личности, обеспечивающие решение её жизненной сверхзадачи; как способность целостной, органичной, духовно-нравственной личности к трансформации и интеграции общих способностей в специальные, обусловленной целевой причиной и обеспечивающей успешность выполнения деятельности, возможность высоких в ней достижений.

 

Эта способность порождается

  1. духовно-нравственным строем личности;

  2. наличием духовного огня – источником энергетического, деятельностно-

го и волевого ресурса одарённой личности;

  1. органичностью, целостностью, отношением Я-Мир, «субъект-субъект»;

  2. идеальной формой той сферы действительности, существующей в актуальной бесконечности (целевая причина - causa finalis), к которой направлена личность, её высшие интересы и потребности, которая является мотивацией личности, самореализующейся в той или иной деятельности;

  3. целеполаганием личности, мотивацией;

6) творческой направленностью и активностью, стремящейся к объективации идеальной формы, существующей в высшем творческом «Я» личности;

7) потребностью в определённой деятельности.

 

Одарённость, согласно новой парадигме, порождает деятельность и её струк-туру, но развивается в самой деятельности, где приобретает новое качество и специализированную совершенную структуру. Мало обладать даром – надо им овладеть, совершенствовать его и превратить в послушный инструмент для осуществления высокой цели, выполнения жизненной сверхзадачи.

Основания одарённости в данной парадигме:

1) целостно-личностная характеристика человека (органичность, духовно-нравственная сфера, познавательная активность, интенция, доминирование высшего Я духовного опыта над обыденным сознанием – продуктом «общепринятой реальности», преобладающая в сознании сфера действительности и деятельности, духовный огонь как энергетический ресурс, способность к трансценденции, детскость), дающая представление о нём как о личности и деятеле;

2) отношение к действительности: целостное, органичное – в отношении «субъект-субъект» («Я-Мир», по А.С. Арсеньеву) в отличие от неорганичного – в отношении «субъект-объект»;

3) целеполагание как стремление индивидуума реализовать жизненную сверхзадачу, осуществить смелую мечту, достичь невозможного, например, в искусстве – желание присвоить душой, духом и мыслью выразительное явление, запечатлеть его и передать другим в виде художественного образа, преображающего человека и мир;

4) мотивация как потребность (познавательная, самореализация, мотив ус-пешности), устойчивое желание постичь и передать истину, выразительное в яркой совершенной форме и тем самым реализовать себя;

5) творческая направленность и активность (авторская позиция) как стремление воплотить в жизнь идеальную форму, существующую в актуальной бесконечности (А.С.Арсеньев) и бессознательной сфере личности;

6) избранная деятельность как средство достижения цели - то, чего требует

целеполагание и мотивация;

7) способности и качества личности – общие и специальные - как инстру-

мент её самореализации, образующийся благодаря целевой причине, целеполаганию личности, её взаимодействию с действительностью, мотивации, творчеству, реализующей их деятельности.

Общие (нейтральные) способности у одарённых людей отличает высокий уровень, гибкость, способность к трансформации и интеграции. К общим спо-собностям следует отнести, в первую очередь, духовно-нравственную сферу, сенсорную и эмоциональную чувствительность, духовный огонь – источник энергетического, деятельностного и волевого ресурса одарённой личности, познавательную активность, интеллект, включая практический с его компонентами – эмоциональным и социальным интеллектом, креативность. Способности к деятельности (специальные способности), как утверждает современная психология, есть проявление и форма самореализации личности, есть трансформированные отношением к действительности, целеполаганием, идеальной формой, творчеством общие способности и качества личности, определяющие характер и структуру деятельности.

Таким образом, не деятельность формирует способности, а способности формируют деятельность и её структуру. Способности, как утверждает В.Д. Шадриков, существуют до деятельности, а, следовательно, до деятельности существует и одарённость.

Структура одарённости

  1. Духовно-нравственный строй личности, величина духовно-нравст-венного слоя.

  2. Органичность, целостность личности, живущей в отношении Я-Мир, «субъект-субъект», «детскость».

  3. Преобладание в структуре личности высшего Я духовного опыта над Я обыденного сознания.

  4. Духовный огонь как источник энергетического, волевого и деятельностного ресурса личности, её творческого «двигателя».

  5. Интенция личности и её целеполагание (жизненная сверхзадача), мотивация.

  6. Наличие идеальной формы (целевой причины) самой личности и сегмента действительности, который привлекает личность, во внутреннем её бытии, сознании и подсознании.

  7. Высокий уровень способностей, включающих интеллект и креативность (волю к выражению и волю к форме).

 

Одарённость как высокий уровень компетентности

На наш взгляд, наиболее целесообразным и перспективным подходом к построению концептуальных моделей одарённости с научной точки зрения является подход, согласно которому одарённость рассматривается как высокий уровень компетентности, понимаемой как способность субъекта эффективно действовать в тех или иных условиях. Использование при построении модели одарённости компетентностного подхода возможно и целесообразно ещё и потому, что сами понятия «одарённость» и «компетентность» оказываются во многих отношениях идентичными: и то и другое рассматривается как целостное интегративное личностное образование, в которое органично встраиваются способности (компоненты компетентности по Дж. Равену), свойства, знания и умения. Наиболее распространённые трёхмерные модели одарённости и компетентности, например, модель одарённости Рензули и модель компетентности Джонсона почти совпадают; много схожего имеется в структуре одарённости и компетентности, в частности, мотивация является их основополагающим компонентом.

В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», изданной в Лондоне в 1984 году, даётся развёрнутое толкование компетентности: «Это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, …эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [239, С.23]. Дж. Равен виды компетентности идентифицирует как мотивированные способности.

По мнению И.А. Зимней [108], компетенция проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека и рассматривается как целостное личностное качество, основывающееся на определённом уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных способностей, на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с её реализацией; на совокупности необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных качеств, таких как целеустремленность, организованность, ответственность.

Компетенции, соответствующие той или иной деятельности, педагогика и психология подразделяют на ключевые, базовые и специальные. Структуру ключевых компетенций, применительно к одарённости, составляют личностные качества, присущие человеку, занимающемуся той или иной деятельностью, определяющие её содержательность, уровень, духовно-смысловую значимость. Базовые компетенции связаны с родом деятельности, например, с искусством, предполагающим эстетическое отношение к действительности, стремление вы-разить свое восхищение красотой предметного мира, сотворить новую реальность художественными средствами, преобразовать мир по законам красоты или, по крайней мере, его улучшить; наличие художественного мышления, воображения, чувства формы, вкуса, высокой культуры. Специальные компетенции связаны с конкретным видом деятельности и составляют арсенал необходимых знаний, умений, навыков, практического опыта, свидетельствующих о высоком профессионализме субъекта, его «мастеровитости», уровне владения «искусством выражения» (И.А.Ильин).

Структуру ключевых компетенций в одарённости любого профиля, как уже было сказано, составляет личность, поскольку она первична, стоит «впереди» специалиста, например, художника, и это естественно – что бы что-то серьезное создать в любой сфере деятельности надо «кем то быть» – быть личностью, об-ладающей своим видением и пониманием мира, моральными принципами, вы-сокими целями, обусловленными смыслами и ценностями, вбирающими в себя не только личностные смыслы, но также национально-этнические, гражданские и общечеловеческие.

Личность выступает в триединстве биологического (физиологического) психосоциального и индивидуально-персоналистического, которое также можно представить как единство телесного, душевного и духовного начал. Телесное выражает себя, прежде всего, в анатомо-физиологических особенностях, которые нередко недооцениваются психологией, рассматривающей одарённость как чисто психическое образование. А между тем, они могут выступать как дар природы, необходимый компонент одарённости, поскольку физические, в том числе и внешние данные имеют немаловажное значение, например, для летчика, космонавта, военного, спортсмена, музыканта, режиссёра, актёра, танцора, артиста цирка. Телесное начало представлено не только физическими данными, физиологическими свойствами, но и нейрофизиологическими – взаимодействием трёх основных блоков головного мозга: 1) блока тонуса коры (энергетический блок мозга); 2) блока приёма, переработки и хранения информации, включающего аппарат задних отделов коры головного мозга;

3) блока программирования, регуляции и контроля за деятельностью, включающего аппарат, расположенный в переднем отделе больших полушарий с ведущей ролью в них лобных долей; 4) величиной и активностью полушарий головного мозга, доминирующей ролью одного из них.

«Душевное» начало связано с богатством и многообразием психических свойств личности и, в первую очередь, с особенностями его нервной системы, которые выражаются, согласно учению И.П. Павлова, в таких её свойствах как сила, подвижность, уравновешенность и дополняются у Б.М.Теплова лабильностью и динамичностью. Характер психических реакций личности зависит также от сензитивности – повышенной чувствительности к внешним раздражениям, возбуждения и торможения, темперамента – биологически обусловленной личностной характеристики, от уровня психотизма. Средний уровень последнего отличает одарённых людей, высокий – граничит с шизофренией.

Психическая сфера представлена высшими психическими функциями, функциональными системами, отвечающими за способности личности, соответствующие им способы действия. Структура общих – «нейтральных» способностей, являющихся выражением высших психических функций, охватывает все психические сферы личности. Перечислим их:

1. Когнитивная, включающая в себя такие способности и свойства как ощущение; восприятие (сенсорика) – длительность, глубина, масштаб, сензитивность, сенсорные и эстетические эталоны; внимание (устойчивость, концентрация, глубина, объем, распределение, переключение); память (образно-ассоциативная, эмоциональная, моторная, логическая, тактильная); мышление – конвергентное, дивергентное, практический интеллект (социальный и эмоциональный интеллект); воображение (репродуктивное – продуктивное; сновидное – реалистическое; пластическое – эмоциональное), фантазия.

2. Психомоторная: внешние формы движений, телесное их выражение: поведение, действие, деятельность; внутренние движения – ощущения, представления;

адекватность двигательных реакций на сенсорные сигналы, соотнесенные с их отношением к индивиду, его потребностям, включённость крупных и мелких мышц.

3. Эмоциональная сфера:

чувствительность, глубина, сила и длительность переживания;

разнообразие эмоций, степень их сложности (биологические и со-циальные, реактивные и рефлексивные эмоции, импрессивные и экспрессивные).

4. Психосоциальная сфера:

эмпатия;

интериоризация социальных отношений, усвоение социальных ролей;

формы поведения;

социально-типические черты характера.

5. Воля, энергетика:

воля – направляющая, предвидящая;

форма и характер проявления воли; волевые стратегии:

а) атакующее воздействие на предмет потребности, объект воздействия – открытое, мощное, императивное, грубое или культурное (западный тип воли «янь» – деспотический, завоевывающий, принуждающий);

б) восточный тип выражения воли (тип «инь») – гипнотизирующий, обволакивающий, лишающий воли другого, подчиняющий его усилием скрытым, но эффективным.

Характер личности также есть выражение её психических свойств и качеств: социально-типических, присущих социуму, в котором живёт личность и черты которого впитывает; индивидуальных, обусловленных интра-вертивностью или экстравертивностью её психологического типа, уровнем притязаний, представлениями об успешности и самооценкой, такими чертами как честолюбие, амбициозность, скромность, смелость, доброта, щедрость, оригинальность натуры или чертами-антиподами.

Собственно личностные качества представляют собой сложную структуру, в которой надо выделить Я-концепцию личности с мотивационным рядом, обусловленным её ведущими потребностями – стремлением к познанию, самореализации, преобразованию окружающего мира, успешности. Творческая личность нередко мотивирована чувством долга, к которому побуждает её полученный дар, и чем он выше, значительнее, тем острей это чувство и чувство ответственности за свой талант или гений.

Величину личности во многом определяют масштаб её цели, заданный личностными ценностями и смыслами, отвечающий им масштаб мышления и чувствования, воля и наличие жизненной энергии – необходимый ресурс творческой деятельности, жизненный опыт. Ядро личности заключено в величине и своеобразии духовного слоя, творческом потенциале, позна-вательной активности и исследовательском поведении, чувстве времени, в осознании чаяний и устремлений «креативного класса» современного общес-тва (Р.Флорида); в отношении к себе, что и является условием рождения лич-ности (высокая самооценка, стремление во всём ей соответствовать, непоко-лебимая вера в себя, самоуважение, осознание своей силы и воли, способнос-ти пройти трудный путь для достижения цели, мотивация успеха); в нравст-венном императиве, который обнаруживает себя в чутком и бережном отно-шении к природе как к живому существу – «материнскому лону» личности, любви к ближнему, социальном мессианстве, гражданственности, патриотиз-ме, гуманизме, устремлённости к духовности, жизни по законам красоты – высшего качественного состояния бытия» (Бердяев Н.А.); в чувстве юмора по отношению к себе и окружающим.

В структуре личности содержится ряд «инструментальных» свойств и качеств, таких как коммуникативность, трудолюбие, оперативность в принятии решений, большая работоспособность, дисциплинированность, способность к самоорганизации, перфекционизм, вера в себя, способность к саморегуляции.

Базовые компетенции включают в себя способности и качества, присущие человеку-творцу в конкретном виде деятельности, например, художнику, каким бы видом искусства он ни занимался. В структуру его базового блока входят «надвидовые» способности, связанные с восприятием действительности, её созерцанием, проникающим в суть объектов и явлений, с «авторской» и «читательской» позицией: наблюдательность, сенсорная и эмоциональная чувствительность, потребность в расширении чувственного, эмоционального и когнитивного опыта, цепкая память на целое и детали, эстетитическое чувство, переживание и представление, художественное воображение, эмпатия, рефлексия, способность преобразовывать жизненные впечатления в художественные образы, в материал того или иного вида искусства, знания, включающие философию и эстетику – фундамент художественного мышления, – теорию, историю искусства, владение поэтической материей, художественное мышление, сочетающее конвергентное и дивергентное мышление, практический интеллект с его компонентами – социальным и эмоциональным интеллектом, интуиция, обладание идеальной формой, эстетическими и художественными эталонами, вкус,

Третий структурный блок образуют компетенции, интегрирующие профессиональные способности, качества, знания, умения и опыт, отличающие специалиста, способного претворить в совершенную форму свой замысел.

Выше рассмотренные структурные образования, составляющие одарённость, могут быть выражены в следующей её модели:

Рис. 3. Модель одарённости А.А.Никитина


Основанием этой модели является личность; стороны треугольника соответствуют двум другим граням одарённости – специализированной «творческости» и профессиональной компетентности, владению ремеслом своего дела. Данная модель одарённости свидетельствует о динамичности этого интегративного образования, устремлённого к вершине – мастеру, достигшему акме, творческой зрелости, гармоничного равновесия его человеческой природы, устремлений и реальных возможностей.

Отношение к действительности и одарённость

Личность является основанием одарённости согласно её новой парадигме. Известные отечественные психологи всегда подчёркивали её первостепенную роль в структуре одарённости. «Одарённость не отождествляема с качествами одной функции, хотя бы даже и мышлением, она есть синтетическое, комплексное свойство личности. Она характеризует личность в соотношении с более конкретными условиями деятельности, которые сложились в результате исторического процесса, создавшего определённые формы разделения труда», – полагал С.Л. Рубинштейн [16, с.22]. Основанием одарённости, по утверждению А.А.Мелик-Пашаева, является целостно-личностная характеристика, выражающая отношение человека к действительности, доминирующей в его сознании сфере действительности как пространству желанной и успешной деятельности. Следует добавить, что действительность существует прежде деятельности, что заметил в своё время Аристотель в своей «Метафизике», и, следовательно, в действительности мы находим истоки и корни многих явлений и феноменов.

Отношение человека к действительности, в свою очередь, определяется тем, с чем он подходит к ней, через какую систему ценностей, духовно-нравственную призму она преломляется в его сознании.

Что понимает психология под выражением «отношение к действительности»?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать, что есть действительность. Последняя выступает как 1) наличная действительность – окружающий нас вещный мир; 2) субъектная действительность (психическая и духовно-нравственная сферы); 3) метафизическая (трансцендентная) реальность, непосредственно нам не явленная, а открывающаяся через созерцание природы, любовь, религию, миф, игру, философию, искусство, медитацию, магию, обряд; 4) искусство как новая реальность – явление, принадлежащее всем уровням действительности; 5) материал деятельности – природный, искусственный; материал искусства, его качества и свойства (слова, речь, звуки, ритмы, краски, символы, движения, жесты, дерево, камень, металл и т.д.), который содержит чувственно воплощённый образ, элементы выразительного и приобретает свойства человека, с ним взаимодействующего. Так, например, эстетическое отношение к действительности есть

притяжение к ней, любовное созерцание, страсть, одержимость, душевный и духовный резонанс, а также неприятие её, отрицание;

деятельность другого – высшего Я, осознанное переживание им своего онтологического родства с миром; снятие различий и противоречий между объектом и субъектом, внутренним и внешним, человеком и природой, их любовное слияние в материи и форме;

диалог с выразительным и говорящим бытием;

обладание идеальной формой действительности и стремление её объективировать;

специфическая восприимчивость человека к форме, способность чувственно воспринимать выразительный лик предметов, через который человек схватывает сверхчувственное – невидимое и неслышимое;

отношение к миру, которое удерживает человека в позиции «напряжённой вненаходимости» к воспринимаемому предмету (М.М. Бахтин).

Эстетическое отношение к действительности выражается, прежде всего, в особой эстетической реакции на окружающий мир, которая есть результат

1) восприятия – перцепции и апперцепции, видения эстетического объекта в разных ракурсах: а) как «знакомого» в «незнакомом»; б) как «незнакомого в знакомом», что предложил создатель синектики У.Гордон; 2) переживания как проявления сенсорной и эмоциональной чувствительности – важнейшего условия эстетического восприятия мира; 3) психомоторики, внешне выражающей эмоциональную реакцию человека, вызываемую восприятием действительности; 4) эстетической эмпатии, включающей в себя все её виды и аспекты: эмоциональное погружение в воспринимаемый мир или мир художественного произведения, диалог с ним, чувствительность к изменяющимся процесссам, способность прогнозировать перспективу развития эмоциональных состояний;

5) рефлексии – одновременно чувственного и мыследеятельностного процесса, обогащающего внутреннее бытие человека, порождающего впечатление и отношение к предмету восприятия на основе личностных смыслов.

Отношение к действительности предполагает наличие двух членов – инди-видуума и действительности, различные варианты взаимодействия этих сторон, притяжения их другу к другу; два типа одарённости: одарённость, подчинённая действительности, которая делает из обладателя одарённости своего раба (Данила-мастер, известный американский шахматист Бобби Фишер), и одарённость, подчиняющая себе действительность, делающая из её обладателя хозяина жизни, вершителя своей судьбы и человеческих судеб (Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Наполеон, А.Эйнштейн, Б. Тесла, Э. Фромм).

В первом случае действительность, а точнее её конкретная сфера притягивает к себе индивидуума и поглощает его целиком, а он всецело, покорно отдаётся ей и деятельности, с которой она связана. Эта сфера действительности и деятельности не просто доминирует в его сознании, она вытесняет все остальные сферы, что происходит, как правило, с вундеркиндами, которые получили дар, направленный на конкретную деятельность. Эта деятельность, не сообщающаяся с другими жизненными сферами, вычерпывает со временем имеющийся потенциал личности, особенно юной, более не прирастающий. Источник одарённости постепенно иссякает, оставляя опустошённым её носителя (пример – учащиеся специальных школ для одарённых детей, в частности, Центральной музыкальной школы г. Москвы).

Деятельность в этом случае подобна Хозяйке Медной Горы, которая порабощает одарённого человека, делает из него своего раба. Хрестоматийный пример – Сальери – человек, сознательно себя ограничивший только музыкой, а Моцарт – «гуляка праздный», жизнелюб, ищущий везде и во всём «выразительное» во всех видах и формах, его вдохновляющее и питающее, притягивающий и присваивающий «выразительное» как материал для собственных творений.

Во втором случае личность притягивает к себе действительность и присваивает её. Действительность входит в личность как органичная часть структуры её сознания. В этом случае мы имеем дело с органичной целостной личностью, воспринимающеё себя как часть мира, и мир, как часть себя самой. В какой-то период жизни та или иная сфера действительности начинает преобладать в её сознании, доминировать над другими сферами, концентрируя внимание на той или иной деятельности. В этой сфере личность формируется, складывается, обретает компетентность и опыт творческой деятельности. В этой сфере запускается механизм самореализации личности, её познавательная активность, реализуется мотив успешности. В сознании органичной личности всегда присутствуют другие сферы деятельности, чаще смежные, но иногда и весьма далёкие. Например, Ньютон был не только физиком, но и реформатором денежной системы Англии, чем он особенно гордился. Одарённые люди этого рода становятся хозяевами действительности и деятельности, они владеют своим даром, а не дар владеет ими. Они реализуются, как правило, не в одной деятельности, а в нескольких, расширяя поле жизнедеятельности, стремясь познать как можно больше вещей и явлений. Такие люди с полным правом могут сказать: «Всё во мне и я во всём». Это и есть истинное отношение к действительности, чувство родственной сопричастности к ней. Это есть истинная одарённость в её высшем проявлении.

Одарённый человек второго типа (высшего уровня) во взаимоотношениях с действительностью является центром притяжения – на него работают центростремительные силы, притягивающие к нему информацию, факты, явления материал, идущий в переработку; на одарённого человека первого типа – центробежные силы, распыляющие его энергию вовне, расточая его потенциал. Одарённый человек, поглощая сырую действительность, возвращает миру новую совершенную действительность, замещающую первую, преображая её в соответствии с идеальной формой, существующей в актуальной бесконечности, носителем которой он является.

 

Об универсальной природе одарённости

Рассмотрение одарённости в личностно-целевой парадигме позволяет говорить об её универсальной природе.

Н.О. Лосский пишет: «Бог, творя личность, дает ей сверхкачественную творческую силу». [ 8, с.81] Сверхкачественную – значит универсальную и не предрешающую за самого человека конкретную область ее применения в эмпирической действительности. Мы знаем, что ребенок в благоприятных условиях готов раскрыть разнообразные творческие возможности, в этом смысле он гораздо универсальнее взрослого. Вероятно, всякое проявление «жизни изнутри наружу», при соответствующем руководстве, может стать началом пробуждения «творческого я».

Человек не может обладать большим комплексом разнообразных специальных способностей на все случаи жизни – природа не может быть расточительной. Она распорядилась иначе – дала человеку комплекс общих нейтральных способностей как необходимое психологическое условие выполнения деятельности. Высшие психические функции, их универсализм, реализующие их функциональные системы порождают эти общие способности, которые трансформируются в той или иной сфере действительности и конкретной деятельности в специальные способности. Специальные способности есть общие нейтральные способности, трансформированные отношением к миру и потребностью выразить это отношение в той или иной деятельности. А одарённость есть способность к оперативной трансформации и интеграции общих способностей в специальные способности в структуре творческой личности, мотивированной высшими потребностями, реализуемыми посредством конкретной деятельности. Этот вывод подтверждает В.Д.  Шадриков в своей статье «Способности и одарённость»: «При множестве способностей, реализующих деятельность, реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей. Онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и её мотивацией. В процессе профессионализации изменяется компонентный состав структуры способностей, определяющих успешность деятельности, повышается степень связи способностей с профессионально-важными качествами. Одни и те же способности могут входить в разные подсистемы. Исходя из сказанного, можно представить деятельность с позиций реализующей её системы способностей, как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет своё оперативное проявление. Мотивация деятельности включается в функциональную систему каждой способности, обеспечивая единую оперативную направленность способностей. Благодаря единой направленности функционирования системы способностей, процессы принятия решений и программирования, представленные в каждой способности, также приобретают соподчинённость в соответствии с мотивацией деятельности. В результате формируется функциональная метасистема одарённости» [16, с.25].

Одарённость в своём изначальном виде у индивидуума, ею обладающим, не может быть общей (общую одарённость мы связываем с ведущими формами деятельности) или специальной. Она, вероятней всего, есть универсальное качество духовно-нравственной творческой личности, способность становиться «притворщиком» в любой деятельности, быть в ней успешной. Одарённость обнаруживает себя как специальная одарённость в конкретной сфере деятельности, но это вовсе не значит, что она способна проявить себя только в этой сфере – она может обнаружить себя в любой другой деятельности, к которой человек будет мотивирован, которая станет способом достижения цели, удовлетворения его высших потребностей. Таким образом, одарённость есть не специальный или специализированный дар, а дар универсальный, что противоречит сегодняшним общепринятым представлениям о ней. Бытующее выражение «Талантливый человек талантлив во всём» оказывается верным и с научной точки зрения.

Одна из базовых идей – идея универсальности интеллектуально-творческих способностей, которые, будучи сформированными на относительно небольшой содержательной базе, могут быть перенесены в любую деятельность.

 

Результатом этого вывода может стать новое определение рассматриваемого феномена: одарённость есть универсальное свойство духовно-нравственной творческой личности, выражающее себя в телеологически детерминированных способностях и качествах, обеспечивающих решение жизненной сверхзадачи.

 

Одарённость и мотив успешности

При рассмотрении одарённости нельзя обойти стороной такой важный её аспект как «мотив успешности», связанный с целеполаганием личности, мотивацией её деятельности, и взгляды на него психологов и педагогов. Последние подразделяются на два лагеря. Представители первого лагеря относятся к мотиву успешности как к фактору, негативно влияющему на одарённость, подменяющему её высшие цели ложным целеполаганием. Сторонники второго лагеря отводят едва ли не главное место в структуре одарённости «мотиву успешности», актуализируя его значение сегодня, когда ценится находчивый, предприимчивый ум.

Главным показателем одарённости для представителей первого лагеря яв-ляется нацеленность личности на познание мира как самоценную деятельность. В структуре одарённости они выделяют такие способности и свойства как доминирование высшего творческого Я, развитие интеллекта, обширные и глубокие знания, богатство чувств, тонкий вкус, креативность, глубокое понимание процессов, происходящих в мире, но при этом не предполагается активное социальное функционирование. Главное – процесс познания. Он и есть главная самоценная деятельность. Можно быть талантливым, умным, но социально бездеятельным. Это является нормой в данной парадигме одарённости. Предмет познавательной деятельности существует не как средство для достижения побочных целей; обнаруженная закономерность не приобретает практической служебной функции. Творчество – это действие по ту сторону «царства необходимости». Главные предикторы успеха – интеллект, знания (академическая успешность), креативность. Наличие способностей и знаний – гарантия успешности, полноценной жизни. В педагогике используются преимущественно неутилитарные технологии, направленные на совершенствование внутреннего человека, его духовно-нравственного содержания.

Для данной парадигмы одарённости характерно негативное отношение к мотиву успешности ввиду его отрицательного влияния на творчество. Так, известный российский исследователь одарённости Д.Б.Богоявленская разделяет в познании человеком действительности познавательное действие и познавательную деятельность. Первое часто связано с целью добиться успеха, когда эта цель подменяет собой более высокую цель – познавательную деятельность, при которой познавательный мотив является ведущим. Познавательная деятельность есть непрерывный процесс познания, а познавательное действие зачастую связано с решением утилитарных проблем.

Творчество как высшая заинтересованность в познании мира выступает, по мнению Л.С. Рубинштейна, как деятельность, и как созерцательность. «Такая идеальная цель выключает человека из борьбы своекорыстных интересов. Познавательный процесс становится не просто ведущим, а доминирующим, подавляющим все побочные мотивы», – утверждает Д.Б. Богоявленская [4, с.67].

В настоящее время начинает преобладать иной взгляд на мотив успешности в структуре одарённости: нацеленность на успех – академический, материальный, социальный, карьерный, профессиональный, творческий, деятельностно-практический – выступает как важнейший фактор проявления этого феномена. Показатель одарённости – результат эффективного социального функционирования. Главные предикторы успеха – не интеллект, знания (академическая успешность) и креативность, а социальная компетентность – опыт, способность к межличностной коммуникации, эмоциональный и социальный интеллект. Одарённость идентифицируется лишь в результативной практической деятельности, имеющей социальную ценность и высокую стоимость. В педагогике превалируют утилитарные технологии, направленные на усиление адаптации человека к внешнему миру, повышение уровня его выживаемости.

Авторы множества книг по психологии и педагогике бизнеса Р.  Кийосаки и Ш.Л. Лектер провозглашают мотив успешности главенствующим в структуре личности: «Сегодняшняя система образования устарела и не ориентирует на ус-пешность, а дает ложные ориентиры, не развивает индивидуальность ребенка. Богатство дает свободу – это есть главный критерий успехасвобода выбора… Чтобы стать богатым, не нужны деньги – нужны идеи т.е. то, что лежит за пре-делами денег. «Формула победы» – стратегия жизни, которая должна меняться в различные периоды жизни. Активы – гарантия финансовой безопасности и финансовой свободы. Три формулы победы должны сменять друг друга: успеш-ность в учебе, в профессиональной и финансовой деятельности. Успешны не те, у кого лучшие отметки в аттестате, а те, у кого лучше формула победы, свежие идеи, кто умело использует информационные потоки, условия рынка и Интер-нет. Человек находит в реальном мире то, что находит в своих мыслях» [5, с.46].

Понимание успешности в рамках прежней парадигмы одарённости базирует-ся на модели «человека культуры» (интенция личности по Э.Фромму – «быть», а не «иметь»), его нацеленности на совершенствование самого себя (при этом не обязательно социально функционировать!), реализацию своего высшего Я. Отсюда – приоритет духовности, нравственности, культуры эмоций, поведения, интерес к высокому искусству, трансцендирование, критический взгляд на действительность, которую надо менять, дотягивать до «потребного будущего». Культивируется интеллект, разносторонние знания, тонкий вкус, богатый чувственный и эмоциональный опыт, ироничное отношение к массо-вой культуре – она не главная духовная пища.

Успешность сегодня выражается в акцентировании мирского Я наличной действительности: установке не на культуру, а на цивилизацию с её главным целеполаганием «иметь», а не «быть» (по Э. Фромму) – на комфортность, мате-риальное благополучие, прагматичное отношение к вещам, людям и обществу, бесконечное увеличение потребления за счёт природных ресурсов, формирова-ние потребителя с искусственными потребностями, превышающими реальные потребности, но приносящими другим прибыль.

Модель личности сегодняшнего дня – цивилизованный индивидуум, на-правленный вовне на поиск ресурсов, нового опыта и возможностей, умножа-ющий материальные блага, заботящийся, прежде всего, о теле, удовлетворении физиологических потребностей и потребности в острых ощущениях. Культивируются способности, ориентированные на внешние действия, на социальную успешность, коммуникацию, практический, социальный интеллект, смекалку, предприимчивость, стремление получить «всё и сразу».

По форме выражения успешность классифицируется по трём основаниям:

1) по социальной характеристике – на личностную успешностьполноцен-ное становление и развитие личности с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей; социальную успешностьорганичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества; профессиональную успешностьразвитость универсальных учебных, трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии;

2) по сфере достижений – академическая, профессиональная, деятельностно-практическая, творческая, карьерная, материальная, социальная (статус, дол-жность, чин, звания, награды);

3) по степени и качеству проявления – внешняя и внутренняя, объективная и субъективная, подлинная и мнимая, официальная и неофициальная, с позиций

типа культуры («западного» и «незападного») и менталитета, негативная (скандальная) и позитивная; сиюминутная и долговременная; локальная и глобальная.

Складывающаяся в настоящее время новая парадигма одарённости должна учитывать обе выше рассмотренные парадигмы, поскольку «мотив успешнос-ти» нельзя игнорировать. Он является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью и исследовательским поведением. Он находится рядом с ними, поскольку успешность – это, в первую очередь, осознание инди-видуумом собственного роста, признание друзей, коллег, публики, социума, которое окрыляет, воодушевляет и приносит удовлетворение даже тогда, когда не даёт материальной выгоды. Разумней говорить не о том, должен ли «мотив успешности» входить в структуру одаренности или нет, а говорить о первичной или вторичной роли этого мотива в её структуре. Мы не можем игнорировать мотив успешности ещё и потому, что одарённость сегодня идентифицируется и оценивается по результатам деятельности, а не только по потенциалу и векто-ру устремления одарённой личности.

 

О взглядах на развитие одарённости

 

В педагогической психологии понятие «развитие» формулируется по разно-му. В наиболее общей форме оно толкуется как регулярные и относительно стойкие изменения в строении тела, нервной системы, мышления и поведении

(Н. Ньюкомб), как процесс формирования физических и психических новообра-

зований. Движущей силой развития человека, по мнению ряда психологов и пе-дагогов, является биогенетический закон (Э. Геккель Э., А. Гезелл), согласно которому развитие есть развёртывание биогенетической программы в соответ-ствие с возрастными периодами, стадиями созревания свойств и качеств инди-видуума, их раскрытия. Фазы созревания индивидуума представляют собой последовательность форм, сменяющих друг друга, раскрытие возможностей, заложенных в человеке природой и не зависящих от влияния среды. Средовые факторы важны, но они не играют непосредственной роли в последовательном развёртывании (раскрытии) морфологических, психических структур и спосо-бов действия. Воспитатель не должен вынуждать ребёнка следовать заранее составленной программе развития, не учитывающей этапы естественного раз-вёртывания внутренней программы. Надо достигать разумного баланса между культурой и силами созревания, приспособить требования культуры к естест-венному развитию детей (А. Гезелл А., Ж.Пиаже), а не наоборот.

Согласно позиции сторонников культурно-исторической психологии, раз-витие есть результат социализации, присвоения социокультурного опыта. Соз-

датель культурно-исторической психологии Л.С. Выготский считал, что дети

развиваются и обучаются благодаря стимулам, поступающим от собственного

растущего организма и природной потребности познавать всё, что их окружает. Но названные факторы не могут обеспечить развитие культуросообразных спо-собностей. Для этого необходимы интеллектуальные орудия, представляемые культурой, такие как язык, знаковые системы, системы счёта и письма, научные понятия. Развитие, согласно культурно-исторического подхода, осуществляется в ходе овладения «инструментами» и «орудиями» культуры, их присвоения, «перемещения» (интериоризации) во внутренний план бытия индивидуума.

В.И. Слободчиков предлагает рассматривать развитие с трёх точек зрения:

  1. как реализацию биогенетической программы – созревание и рост орга-нических структур и функций;

  2. как формирование культуросообразных способностей;

  3. как саморазвитие, способность превращать собственную жизнедея-тельность в предмет практического преобразования [13, c.23].

Представители телеологического подхода в понимании развития личности,

например, А.С. Арсеньев, полагают, что социальное есть интериоризация

внешнего – общественного опыта, связанного с общепринятой реальностью, мирским, «вещным» Я человека, что несвоевременная, не согласованная с фа-зами органического развития социализация убивает в ребенке способность «идти против течения», творческие способности и возможность развиваться как личность. Его удел, в этом случае, скорее всего, стать не личностью, а социаль-ным функционером. Представители этого подхода также считают, что не одни-ми внутренними факторами определяется развитие личности, что приходится признать существование не известного науке внешнего фактора, который ведет направленно процесс развития, что заложенного в генетическом аппарате, не-достаточно для формирования человека. Должен существовать где-то образ це-лого, к которому направлено развитие, то есть сама цель.

Согласно А.С.Арсеньеву, бытие существует одновременно в двух формах: в форме бесконечного изменения, реализации и смены конечных форм во вре-мени, уходящей в бесконечное будущее, и в форме, в которой все, что может быть достигнуто развитием в будущем, уже существует актуально, вне времени. Всякое развитие, таким образом, предполагает существование двух неотдели-мыхдруг от друга полюсов или форм бесконечности – потенциальной и акту-альной. Первая форма развития (потенциальная бесконечность) представлена в педагогике «горизонтальным» типом развития, связанным с эмпирическим Я обыденного сознания, порождённым наличной действительностью и к ней адаптированным. Предмет «горизонтального» развития – здоровье, высшие психические функции, способности, знания, умения, навыки, стратегии, спо-собы деятельности. Вторая форма (актуальная бесконечность) связана с «вер-тикальным» развитием, а, точнее, раскрытием личности – высшего Я духовного опыта, которое существует, по определению А.А.Мелик-Пашаева, как «суве-ренный по отношению к наличной действительности трансцендентный источ-ник развития личности и обладает более высоким онтологическим статусом чем малое Я повседневного самосознания, представляя собой как бы уже осущест-влённую и в то же время предлежащую человеку возможность его бесконечно-го развития как универсальной и уникальной творческой личности» [11, с.28-29]. Личность здесь являет себя как «органическое тело», трансцендирующее, выходящее из вещного мира к миру высшему метафизической реальности, в которой она актуализирована как цельная и совершенная (завершенная) форма. Согласно телеологическому пониманию развития, личность есть воплощённый объективированный образ, порождённый актуальной бесконечностью.

Следует заметить, что развитие предполагает не только постоянные устой-чивые изменения, но и сохранение некоего стержневого качества, которое поз-воляет личности себя идентифицировать и не раствориться в сменяемых фазах развития, собственных изменениях. В основе этого стержневого неизменного качества лежит детскость, являющаяся не проявлением инфантилизма, а свой-ством, присущим многим талантливым людям и гениям. Оно выражает себя в интеграции таких характеристик как

- целостность личности, представленной высшим «Я» духовного опыта;

целостность сознания, не выделяющего себя из мира, который выступает как родственный живой организм; отсутствие «располюсованности» внутреннего мира и сознания на обыденное (социализированное) и трансцендентное;

- пытливость ума, любознательность;

- преобладание в человеке центростремительных сил, притягивающих к нему объекты и явления действительности;

- способность воспринимать живую душу вещей как свою собственную или родственную через «выразительное»;

- наивность, свежесть взгляда на мир, свобода самовыражения без оглядки на мнение окружающих;

- игра как способ жизни, в котором постигается реальная действительность че-

рез её «вещественность» (предметность) и сущностные черты, как отрицание

наличной действительности посредством комического (карнавального) созна-ния;

- потребность в творческом переосмыслении мира взрослых проявляется у детей не в сюжетно-ролевых играх, а в пародиях, комических играх, шалостях, игре парадоксами, «перевёртышами».

Эти особенности и качества, присущие детству, есть объективация «идеаль-ной формы» личности, существующей в актуальной бесконечности. Они дол-жны быть сохранены как стержневая и неизменная её сущностная часть. У мно-гих людей существует бессознательная потребность к сохранению в себе детс-ких качеств, которые будучи не востребованными, утрачиваются с возрастом или перерастают в формы асоциального поведения.

 

Литература

1. Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности

// А.С.Арсеньев. – М.: 2001.

2. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека

/ Н.А. Бердяев. – М.: АСТ, 2004.

. 3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. – М.:

Искусство, 1979.

  1. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности:

понятие, виды, проблемы. Вып. 1 /Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богояв-

ленская. – М.: МИОО, 2005.

  1. Кийосаки, Роберт Т., Лектер, Шарон, Л. Богатый папа, бедный папа

/ Роберт Т. Кийосаки, Шарон Л. Лектер. – Минск, Попурри, 2003.

  1. Козлов, В.В. Психология творчества / В.В. Козлов. М.: Гала-изда-тельство, 2009.

7. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. – М.: Правда, 1990.

8. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики

/ Н.О. Лосский. – М.: 1998.

  1. Лосский, Н.О. О перевоплощении. Интуитивизм / Н.О. Лосский. - М:

Издательская группа «Прогресс», 1992.

10. Маслоу, Р. По направлению к психологии бытия. / Маслоу. Пер. с

английского Е. Рачковой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

11. Медушевский, В.В. Небесные истоки нравственной силы музыки

/ В.В. Медушевский // Музыка и этика. – М.: 2008. С.13-22.

12. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника /А.А. Мелик-Пашаев. – М.:

Прогресс- Традиция, 2000.

13. Одаренность. Рабочая концепция. Издание второе. – М.: 2003.

14. Слободчиков, В.И. Психология образования / В.И. Слободчиков. – Бла-

говещенск, 2005.

15. Флорида, Р. Креативный класс / Р.Флорида. – М.: Классика – ХХ1 век,

2007.

16. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – Москва – Минск, АСТ

Харвест, 2006.

17. Шадриков, В.Д. Способности и одарённость / В.Д. Шадриков

// Одарённость: рабочая концепция. М.: 2002. – С.20-25.

 

 

Аннотация:

В статье рассматриваются деятельностный и личностно-целевой подходы к постижению одарённости с акцентом на последнем подходе как наиболее пер-спективном. Основанием одарённости выступает целостно-личностная характе-ристика, выражающая отношение человека к действительности. В статье выска-зана гипотеза об универсальной природе одарённости, которая может обнару-жить себя в различных сферах деятельности; показаны различные взгляды на развитие одарённости, предполагающее не только изменения в структуре личности, но и сохранение ряда стержневых её качеств, одним из которых является «детскость».


 

Ключевые слова:

Одарённость, деятельностный и личностно-целевой (телеологический) подходы, общие и специальные способности, духовно-нравственная сфера, отношение к действительности, «мотив успешности», развитие, актуальная и потенциальная бесконечность, «детскость».

 

Annotation:

The author tells about active and personal-target approaches to increasing the endowment with the accent of the last approach as the most perspective. The basis of endowment is considered to be personal-target characteristic, which expresses the relation of the person to the validity. Hypothesis about universal nature of endowment, which can be found out in different spheres of action, is pointed in this text; different views of developing of endowment, which shows not only changes of the structure of the person, but the preservation of some rod qualities is discussed by the author. One of these qualities is “childishness”.

 

Key words:

Endowment, active and personal-target approaches, common and special skills, spiritual sphere, the relation of the person to the validity, motive success, development, actual and potential infinity, childishness.


Автор статьи Никитин Алексей Алексеевич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры инструментального исполнительства, теории и истории музыки Хабаровского государственного института искусств и культуры, директор Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска, член –корреспондент АПСН.

Дом. адрес: 680030, Хабаровск, Ленина 42, кв. 41. Тел. сот. 8 9144130889

E-mail: arts-center@yandex.ru