Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Обсуждая Концепцию развития детских школ искусства в Российской Федерации

 

А.А.Никитин,

директор МАОУ ДОД

«Центр эстетического

воспитания детей»

г. Хабаровска, кандидат

искусствоведения

 

Обсуждая Концепцию развития детских школ искусства

в Российской Федерации

Принятый в декабре месяце прошедшего года Закон Российской Федерации «Об образовании» содержит ряд новых положений, касающихся дополнительного образования детей, главным образом, его художественно-эстетического направления. Эти положения разграничивают деятельность образовательных учреждений художественного профиля ведомства культуры и ведомства образования, направляя деятельность первых в профессиональное русло и ограничивая деятельность вторых общеразвивающими программами обучения. Основной задачей детских образовательных учреждений искусства (детских школ искусства, далее ДШИ) стало создание условий для получения детьми предпрофессионального образования, приобретения ими знаний, навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусства. Подобное разграничение образовательных программ в системе дополнительного образования, а именно, его художественно-эстетической «ветви», вызвано рядом причин, обозначенных в документе Министерства культуры, последовавшим за вновь принятым Законом РФ «Об образовании» и получившем название ««Концепция развития детских школ искусства в Российской Федерации».

Приведем наиболее важные причины, названные в Концепции: «Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом. С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями. В результате:

- не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;

- ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, например, по отделению фортепиано: 2008 г. - 332710 чел., в 2009 г. - 323700 чел., 2010 г. - 319744 чел., 2011 г. - 312965 чел.

- у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;

- снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ». (Причиной перечисленных явлений стал, увы, не закон «Об образовании» 1992 года, а низкая социальная оценка деятельности работников культуры и искусства в новой российской рыночной действительности и смехотворная оплата их труда).

Предпрофессиональные программы, вводимые в ДШИ, призваны обеспечить преемственность основных образовательных программ предпрофессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусства; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.

В перспективе, согласно Концепции, в ДШИ предполагается реализация дополнительных общеразвивающих программ, которые должны обеспечивать повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения; выявление одаренных детей; привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории.

Ключевая мысль и главная проблема художественного образования, обозначенная в Концепции, получила следующее в ней выражение: «Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества». Надо заметить, что этот вывод справедлив и в отношении ДШИ.

В Концепции сформулирована генеральная цель системы ДШИ: «С помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков».

Основной пафос Концепции выражен в следующем утверждении: «…система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность».

В Концепции рассмотрены и другие аспекты деятельности ДШИ: нормативно-правовой, административно-организационный, финасово-хозяйст-венный, содержательно-образовательный, критериальный; предложены конкретные пути решения многих проблем.

Придавая большое значение Концепции как программному документу, предусматривающему широкомасштабную реформу ДШИ, Министерство образования разместило ее на своем сайте и провело обсуждение этого документа на заседании Общественного совета для получения «первичного среза» мнения о нем педагогической и научной общественности. Автор этой статьи был приглашен на заседание Совета, который проходил 19 декабря в Министерстве культуры под председательством заместителя Министра культуры РФ Г.П. Ивлиева. Полученные впечатления от обсуждения Концепции и мысли, родившиеся после него, легли в основу данной статьи.

Основным предметом дискуссии на заседании Общественного совета стало содержание понятий «предпрофессиональные образовательные программы» и «общеразвивающие образовательные программы» - то, что составляет содержание деятельности ДШИ согласно вновь принятому Закону РФ «Об образовании».

Некоторые присутствующие на Совете педагоги и руководители учебных заведений высказали тревогу по поводу того, что предпрофессиональное образование ориентирует ДШИ на обучение всех детей «под одну гребенку», что чревато печальными последствиями для детей и самих ДШИ, которые, во первых, не все смогут осуществлять такое образование на должном уровне, во-вторых, могут потерять учащихся, поскольку не многие дети хотят сегодня получить среднее и высшее образование, необходимое для работы в сфере искусства. Это понимание превращает ДШИ в двуглавое существо, которое смотрит и в сторону профессионального образования, думая о подготовки кадров для сферы искусства, и, беспокоясь о сохранности контингента учащихся, в сторону тех детей, кто хотел бы приобщиться к искусству для общего развития, удовлетворения своих человеческих потребностей. Эту двойную направленность ДШИ предусматривает новый Закон «Об образовании», вводящий наряду с термином «предпрофессиональные образовательные программы» термин «общеразвивающие образовательные программы», толкование которого вызвало бурную дискуссию среди присутствующих членов Общественного совета и приглашенных. Выяснилось, что никто из них не может ясно и четко сформулировать, что есть развивающее обучение и чем оно принципиально отличается от предпрофессионального. Выступающие разделились на две группы: одни отстаивали необходимость первые три-четыре года обучать всех учащихся ДШИ одинаково т.е. обучать по развивающим программам, а затем уже разделить их на два потока; другие говорили о необходимости серьезного профессионального обучения с самого начала, чтобы не потерять время.

После заседания Общественного совета автор, вернувшись к тексту Концепции, попытался дать оценку тем ее положениям, которые стали главным предметом обсуждения в Министерстве культуры РФ 19 декабря 2012 года. Далее в тексте статьи цитируется то или иное положение Концепции, а ниже курсивом даны комментарии к ним.

 

1. Цель и задачи Концепции:

1.1. «Цель системы ДШИ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков».

Сформулированная цель – это не цель Концепции развития ДШИ, а программа деятельности всего Министерства культуры, для ДШИ не подъемная.

1.2. «Система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность».

Как же можно «изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность» если из учащихся, окончивших ДШИ (это всего 3-4% всех детей), лишь 4-5 процента продолжат образование в средних специальных и высших учебных заведениях художественного профиля?!

1.3. «Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры с ДШИ с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий и пр.»

А где же остальная часть дополнительного образования художественной направленности – дворцы и дома детского творчества, студии, центры эстетического воспитания детей? Они, к сожалению, выпали из поля зрения создателей Концепции.

В концепции выхвачен один сегмент дополнительного образования - школы искусства, которыми для присутствующих этот вид образования полностью исчерпывается. Все остальное художественное образование, относящееся к ведомству образования, по мнению многих участников обсуждения Концепции, это досуг, «любительщина», то, что к серьезному искусству отношения не имеет; это то, чем должна заниматься общеобразовательная школа (а у школы сегодня лишь ЕГЭ на уме - предмет ее постоянной заботы). Налицо старая неприязнь ведомства культуры к ведомству образования, незнание того, что в этом ведомстве делается и какие там имеются достижения в области художественного воспитания и обучения. При этом забывается, что с 1992 года учреждения дополнительного образования ведомства образования стали образовательными учреждениями со всеми их атрибутами (концепцией, учебным планом, образовательными программами, лицензией и аккредитацией, дающей право выдавать их выпускникам свидетельства об окончании учебного заведения). А центры эстетического воспитания детей сегодня более прогрессивны и эффективны, нежели ДШИ (особенно в реализации общеразвивающих программ) в количественных показателях, а в некоторых сферах художественно-педагогической деятельности и в качественных показателях.

1.4. «Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального (первого уровня в системе трехуровневого) образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария».

Некорректное и несправедливое заявление в отношении ДМШ и ДШИ. Они никогда не работали, исповедуя принцип «искусство для искусства», а всегда занимались, по мере их возможности, художественным воспитанием детей и начальным профессиональным образованием.

1.5. «Необходимо расширить перечень учебных предметов: театр, дизайн, кино, анимация, фото, архитектура, современный танец, мультимедиа-арт, современное искусство, фолклор, современная музыка (неакадемические жанры) и т.п.».

Сегодня ДШИ еще не стали современными школами искусства в силу их ограниченности двумя или тремя его видами.

 

2. Терминология

2.1. Термин «предпрофессиональное образование» можно понимать и толковать по-разному.

Толкование 1 - общепринятое.

Предпрофессиональное образование – это начальное профессиональное образование, которое с первых шагов нацелено на овладение мастерством в сфере художественно-творческой деятельности, на получение высоких художественных достижений в раннем возрасте, опираясь на пластичность и восприимчивость детской психики и психомоторики, ценой больших физических и временных затрат. Сторонниками такого толкования этого понятия, как правило, замалчивается «цена вопроса» – лишение ребенка возможности полноценно прожить его детскую жизнь, наполненную играми, общением, удовлетворением многообразных интересов, потребностей и наклонностей, стремлением обрести в своем сознании истинную картину мира, для чего Детству дан особый дар, уже утраченный взрослыми. Известно выражение: «не доигравший ребенок – это несчастный взрослый». Мир знает много несчастных людей – крепко обученных профессионалов, владеющих ремеслом своей профессии, но так и не постигшим ее дух, истинное предназначение. Их с детства заставили проживать не свою собственную жизнь, а чужую по навязанному вопреки их воле сценарию.

Толкование 2 (позиция автора данной записки).

Предпрофессиональное образование – это образование, создающее условия (подготовленную благодатную почву) для получения качественного профессионального образования в его сегодняшнем понимании. А оно за последние 20 лет значительно изменилось и обогатилось реалиями художественной и социальной действительности, требующими ярких личностных качеств, общего развития, широкого кругозора, эстетического отношения к миру, уяснения взаимообогащающей связи действительности и искусства, обладания способностями ориентироваться в полихудожественном пространстве, взаимодействовать со смежными видами искусства, к художественной коммуникации, творчески преобразовывать мир, обладать не только мастерством музыканта-исполнителя, актера, танцора, художника, дизайнера и т.д., но и способностями и навыками менеджера, успешно продвигающего свой (или чужой) творческий продукт в рыночных условиях нашей действительности. Сегодня «менеджерский компонент», включен в структуру художественной одаренности, да и не только художественной.

Такое понимание профессионального образования требует (особенно на начальном этапе становления и развития художника, музыканта, актера и т.д.) акцента на воспитании в широком смысле этого понятия, как на физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном совершенствовании личности ребенка, подростка и предполагает развивающее образование, нацеленное, в первую очередь, на формирование личности ученика, а затем уже на предметную деятельность т.е. на обучение ремеслу, овладение техникой и технологиями той или иной профессии в сфере искусства.

В этом и есть главное отличие обучающих и развивающих программ: первые ориентированы на овладение предметной деятельностью, например, инструментом (фортепиано, скрипка, виолончель и т.д.) на профессиональном или любительском уровне; вторые – на воспитание средствами искусства духовно-нравственной личности, способной к самореализации в этой сфере, нацеленной на преобразование себя и окружающего мира по законам Красоты.

2.2. Термин «общеразвивающее образование»

Толкование 1 – общепринятое.

Общеразвивающее образование – упрощенный вариант профессионального обучения с более свободными и гибкими рамками, когда ученик может не «проходить», например, в классе фортепиано ДМШ и ДШИ, обязательный репертуар, включающий традиционные академические формы – полифонию, крупную форму, этюды, кантилену и виртуозную пьесу, а играть тот репертуар, который устраивает его и его родителей. При таком понимании развивающего обучения, содержание, формы и методы, по существу, отличаются от начального профессионального обучения лишь только уровнем.

Толкование 2 – современное.

Для него характерно психолого-педагогическое понимание развития как раскрытия в различных возрастных фазах психических и духовно-нравственных качеств ребенка, процессов, культуросообразных способностей, способов действий, возможностей саморазвития. Это толкование совпадает на начальном этапе воспитания и обучения ребенка со вторым толкованием понятия «предпрофессиональное образование»; в дальнейшем общеразвивающее направление доминирует в развитии основной массы учащихся ДШИ и продолжает «сопровождать» профессионально ориентированного ребенка.

Общеразвивающее образование (общеразвивающие программы) своим предметом делает личность ребенка, подростка, молодого человека. Для него искусство не цель, а средство выявления и развитие человеческого в человеке посредством искусства, основа саморазвития и самореализации творческих потенций личности. Отсюда принципиальное различие обучающих и развивающих программ, в первую очередь, по содержанию образования.

Развивающие программы должны быть обращены на воспитание личности ребенка, на ее физическое, психическое, духовно-нравственное и социальное развитие:

- на формирование у ребенка и подростка мотивации к занятию художественно-творческой деятельностью;

- на развитие сенсорно-перцептивных способностей, внимания, воображения, эмоциональной чувствительности, богатства эмоционального тезауруса, художественного мышления во всех его видах, способности видеть Прекрасное в действительности;

- на развитие общей художественной одаренности в полихудожественном образовательном пространстве, присущей изначально всем детям, что можно осуществить в ДШИ, где различные виды искусства сосуществуют, но не взаимодействуют в процессе обучения;

- на развитие специальной и специализированной художественной одаренности, охватывая все виды и формы художественно-творческой деятельности в избранном основном виде искусства (программы комплексного развития);

- на осторожное педагогическое сопровождение ребенка, избегающее забивания его сенсорными эталонами, стандартами профессиональных требований и норм на раннем этапе развития.

Нельзя ребенка сразу обучать как профессионала – надо дать ему погрузиться в стихию прекрасного, мир, восхищающий и радующий его, а не требовать от него соответствия профессиональным требованиям.

Следует подчеркнуть, что заниматься общим художественным развитием ребенка не легче, нежели профессиональным, а в плане охвата всех сторон личности и раскрытия ее творческих возможностей гораздо сложней. Это утверждает профессиональный музыкант, педагог, проработавший 48 лет в системе дополнительного образования: 25 лет в ДМШ и 23 года в Центре эстетического воспитания детей.

К сожалению, для детских учебных заведений искусства не стало нормой создание воспитательных систем, которые уже существуют в системе дополнительного образования ведомства образования.

Вывод: Воспитание художника-профессионала (под художником здесь понимается деятель искусства вообще) на начальном этапе его становления и развития не должно отличаться от воспитания личности обычного ребенка, тем более, что выявление истинной одаренности требует времени в процессе педагогического взаимодействия с ним. Истинная одаренность редко обнаруживается путем селекции, а чаще – в процессе неторопливого всматривания в ребенка, развития присущей всем детям художественной одаренности, наиболее для них естественной и органичной.

 

Предложения

Концепция – очень нужный и своевременный документ, требующий серьезной доработки:

1. Необходимо определиться с терминами, дать четкую их дефиницию и однозначное толкование: что есть «профессиональное художественное образование», «предпрофессиональное образование», «общеразвивающее образование или обучение».

2. Четко сформулировать цель ДШИ и ее задачи.

3. Министерству культуры взаимодействовать с Министерством образования и науки в научной психолого-педагогической сфере, методической и практически-педагогической.

4. Изучить опыт работы центров эстетического воспитания детей ведомства образования, которые сегодня во многих отношениях эффективней ДШИ и являются в социально-культурном плане наиболее перспективным видом образовательного учреждения художественного профиля.

5. Использовать структуру и принципы построения воспитательных систем, в основе которых – образ выпускника учебного заведения дополнительного образования детей.

6. Использовать алгоритм и принципы создания развивающих образовательных программ учреждений дополнительного образования ведомства образования, развернув их на деятельность школ искусств.

7. Ввести в ДШИ дошкольную трех-четырехгодичную ступень – студии общего эстетического развития с интеграцией основных видов искусства. Эти студии позволят создать основу и для общего художественного развития, и для профессионального.

8. Разработать развивающие комплексные образовательные программы для ДШИ, нацеленные на воспитание личности ребенка средствами искусства.

9. Решить проблему подготовки и переподготовки кадров для ДШИ. Сегодняшние кадры по профессионально ориентированным программам работать толком не умеют, а по развивающим программам тем более. Для их подготовки необходимо усилить педагогический блок дисциплин образовательного комплекса в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.

10. Расширить спектр видов художественной деятельности в ДШИ, включив наиболее популярные и перспективные сегодня виды: дизайн (включая компьютерный дизайн), художественная фотография, экранные виды искусства, театр, электронная музыка, современный танец, звукорежиссура. Стратегия их введения состоит не столько в обогащении ДШИ новыми направлениями художественного творчества, сколько в их интеграции, ориентированной на коллективное творчество детей в синтетических жанрах искусства, например, в создании детских мюзиклов, театрализованных музыкально-танцевальных шоу.