Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Представление о художественной одаренности отечественных деятелей искусства, науки и философской мысли ХIХ-ХХ веков

В российской культуре ХIХ - ХХ веков научную и практическую ценность представляют взгляды отечественных философов, деятелей искусства и науки на художественную одарённость, рождённые пониманием ее природы, эстетикой и социальными функциями искусства, востребованными временем.

Демократизм, реализм, национальное начало отличают русское искусство этой эпохи, на вершине которого располагались литература и поэзия. Искусство было вооружено высокими целями преображения внешней – социальной жизни и жизни внутренней – духовной. Деятельность передовых художников носила мессианский характер. Ими подчёркивалось общественно-полезное назначение искусства.

Одним из ярких выразителей идей второй половины Х1Х века был выдающийся русский художник И.Н. Крамской. Рассуждая о природе художественной одарённости, он подчёркивал её связь с мировоззрением и гражданской совестью художника. По мнению И.Н. Крамского, живописный талант должен сочетаться у художника с мышлением и темпераментом.

Идеи русских мыслителей получили развитие во взглядах Л.Н.Толстого на художественное творчество и талант, который сформулировал основные критерии художественного творчества следующим образом: то, что говорит художник своим искусством должно быть новым и важным; красивым, правдивым и нравственным; свидетельствовать о высоком мастерстве.

Толстой рассматривал искусство как дело огромной важности и значимости для человечества. Искусство есть красота, постигаемая и передаваемая чувствами, эмоциями; есть способ единения людей независимо от расы, национальности, религиозных воззрений; универсальный язык, всем доступный и понятный. Признак, отличающий искусство от подделки – заразительность. Отличительные признаки подлинного искусства – ясность, красота, новизна чувства, художественность и верность поэтических представлений, чувство меры в соотношении правды, красоты и добра. Эти качества независимы от степени развития. Ими в полной мере обладает ребёнок. Он разделял взгляды Руссо на ребёнка, который полагал, что человек родится совершенным. Ребёнок для Л.Н.Толстого – первообраз гармонии трёх начал. Нужно не воспитывать его, а предоставлять ему свободу, помогать делать отбор идей, мыслей, материала, дать ему, говоря современным языком, алгоритм действий. Детская художественная одарённость обнаруживает себя в полной мере в условиях свободы действий, поначалу направляемых мастером, а затем освобождающих детей от своей опеки. Художественность, точность и выразительность поэтических представлений, образов, чувство меры есть слагаемые художественной одарённости у Л.Н.Толстого.

ХХ век дал новые философские воззрения на творчество вообще и на художественное творчество в частности. Для мировой и, особенно, для отечественной теоретической мысли, художественной и педагогической практики большую научную ценность представляет учение о творчестве русского философа Н.А.Бердяева. Природу творчества он исследует, двигаясь от идеала, личности к свободе и духовности. Отправным пунктом в постижении природы творчества, художественного творчества и художественной одарённости у Бердяева является идеал человека в его исторических образцах: мудрец (античность), святой (христианство), рыцарь (средневековье), буржуа (современная эпоха). Идеал выражает себя в личности, которая обнаруживает себя в раскрытии образа и подобия Божьего в человеке. Это целостный образ. Элементы святости и рыцарства в нём дополнены творческим элементом.

Источником творчества, его побудительной силой является дух, который есть иная реальность, а также свобода и энергия, прорывающаяся в природный и исторический мир. Духовная качественность человека опреде-ляется сочетанием свободы и благодати. Духовность субъективна, она лежит вне объективации, которая есть омертвление духа. Духовность существует вне феноменального объективированного мира, она не из него развивается, она в него лишь прорывается. Духовное развитие есть актуализация возмож-ного. Высшее никогда не получается из низшего. Духовность есть богочело-веческое состояние, сила, источник которой божественный.

Красота, по Бердяеву, – характеристика высшего качественного состояния бытия, высшего достижения существования. Это не только эстети-ческая категория, но и метафизическая. Красота воспринимается целостно, симультанно. Красота есть выражение бесконечной жизни в конечной форме. Наивысшая духовность и творческая сила выражены в гениальной личности.

В гениальности нет «специального», она всегда есть универсальное восприятие вещей, прорыв к иному бытию. Гениальность есть целостное бытие, универсальное качество человека, а не художника, мыслителя, учёного и т.д. Она всегда есть высший уровень выражения личности и всеохватывающее совершенство. Гениальность отличается от таланта. Талант есть дар дифференцированный, специализированный, отвечающий требованиям различных форм культуры. Талант есть свойство художника, учёного и т.д., а не человека. Гений есть соединение гениальной природы со специфическим талантом.

Бердяев выделяет два акта художественного творчества: первона-чальный, внутренний и вторичный – внешний. Первичное творчество, в котором человек стоит перед Богом – первородное познание, первообраз. Это ещё не искусство. Это целостное восприятие первообраза. Первичное творчество – огненное движение из бездонной бездны. Это огонь пылающий, живой, обжигающий. Он восходит к высшему миру и нисходит до людей. В духе происходит соединение благодати и свободы, улавливание этого огня. Заключение его в форму есть убиение духа, его омертвление, фиксация.

Среди российских философов, внесших значительный вклад в постижение природы художественного творчества, наряду с Н.Бердяевым следует назвать И.А.Ильина, чьё учение сегодня приобрело исключительную актуальность: оно углубляет не только философский аспект рассмотрения художественной одарённости, но и психологические и педагогические пред-ставления о ней.

Искусство для Ильина есть служение, новый способ жизни и радость, которую дарит художник. Ильин указывает на корни серьёзного отношения к искусству в России, отличного от отношения других стран и культур, где социальная функция искусства порой весьма незначительна, играет узко функциональную роль: «Искусство как источник озарения и умудрения явилось с самого начала основополагающим и направляющим в истории русского искусства как древненародного, так и позднейшего, зрелокультурного. Это идет от иконы и церковного песнопения. Искусство в России выросло в лоне церкви как акт молитвенный, не как забава, а ответственное деяние» [9, С.36]. Настоящий художник видит «очами духа»; он творит из некой внутренней, духовной очевидности; она владеет им, но он сам не властен над нею.

Предметом творчества художника являются: 1) материальный мир;

2) мир души; 3) мир духа, мысли. То, что художник дает людям есть некий глубинный, таинственный помысел о мире, о человеке, о Боге. Природа художественного творчества у Ильина трёхмерна и заключает в себе следующие компоненты: 1) эстетическую материю – слова, краски, движения – материальное «тело» произведения («метафорическое тело» – инобытие предмета отображения); внешнюю материю – это средство и орудие; 2) образный состав (художественный образ – фантастическое «тело» произведения), чувственное (вещи, предметы, явления) и нечувственное (душа, характер, духовные события); образ есть лишь средство и орудие; 3) духовно-предметный состав – сверхчувственное, необразное: художественная идея, предмет художественного исследования, воспроизведения и интерпретации; главный помысел, суть художественного замысла, прорекающаяся через образ тайна. Важнейшей из художественных способностей Ильин называет способность к созерцанию, художественной медитации – погружению в какое-нибудь жизненное содержание, растворению в явлении, предмете.

Весьма своеобразно Ильин толкует понятие талант и художественный дар. Художественная одаренность не исчерпывается одним лишь талантом. По Ильину, талант – «вторая способность», дар быстро и легко выражать все, что «проносится через внутренний мир художника». О наличии таланта свидетельствует не то, что он говорит, а то, как говорит. Первая способность – творческое созерцание; вторая – творческое выражение. Созерцание дает личный духовный опыт. Оно есть истинный и глубокий источник искусства.

Техническое мастерство у Ильина – неотъемлемая часть художест-венной одарённости. Техника дает власть – материал должен покоряться. Необходимо учиться технике и учиться художественности. Но одно дело «искусник», а другое дело художник. Ильин создаёт свою модель художест-венной одарённости, выделяя в её структуре двух «мастеров»: «мастера це-ли» – собственно творца, создающего оригинальные, новые творческие идеи, и «мастера средств», способного их воплотить в совершенной художествен-ной форме. Лишь единство обоих «мастеров» даёт истинного художника-мастера.

В ХХ веке учение о художественной одарённости обогатилось не только открытиями философии, психологии, психоанализа, но и достижениями нейропсихологии, психофизиологии, педагогики художественного творчес-тва, творческой практики, чутко реагирующей на открытия науки в этой области.

Учение о рефлексах И.П.Павлова и физиологии мозга И.И.Сеченова сыграли большую роль в формировании системы К.С.Станиславского. Основная цель сценического искусства – воссоздание жизни человеческого духа и передача её на сцене в художественной форме. Для этого надо уметь не только пережить роль, внутренне её наполнить, но и воплотить в художест-венной форме посредством голосового и телесного аппарата. Проблема формирования личности актёра решалась Станиславским с учётом психологических закономерностей в единстве интеллектуального и эмоционального, физического и психического, сознательного и подсознательного, нравственного и эстетического. В структуре художественной одарённости он выделял внимание, память, воображение, фантазию, эмоциональную гибкость, способность к переключению, экспрессивно-выразительные способности – заразительность («фасцинация») и энергетику («эгрегор»). Эмоции, по его мнению, обуславливают яркость восприятия, селективность и прочность запоминания, активизируют или затормаживают процессы мышления и речи.

Станиславский искал пути воздействия на психику актёра, воздей-ствия на сознание, чтобы управлять бессознательным для сверхсознательного органического творчества. Внешняя работа состояла в приготовлении телес-ного аппарата для наиболее точной передачи чувств. Режиссёр подчёркивал компенсаторную значимость эмоций. Эмоционально активированный мозг, как полагал Станиславский, мобилизуют энергетические ресурсы организма. Через овладение культурой движения (кинесикой) актёр, по его мнению, овладевает языком чувств.

Мастерство актёра, объединяя в себе три вида искусства, – музыкальное, вокальное и сценическое, – требует от актёра общей художественной одарённости. Воображение, занимающее в структуре его художественной одарённости центральное место, мыслится Станиславским как «внутреннее зрение». Его дополняют «три полководца» актёра – ум, воля и чувство. Главной мотивацией актёра, мобилизующей все способности, творческие ресурсы, является сверхзадача, главное целеполагание его творчества.

В отечественной психологии наиболее яркий след в изучении психологии художественного творчества и художественной одарённости оставил Л.С. Выготский. Свою теорию художественного творчества и художественной одарённости Л.С. Выготский строит, опираясь на историко-культурную концепцию формирования, развития человеческой психики и художественного творчества. Выготский исследует природу художественного творчества и художественной одарённости через анализ художественного произведения как результата творчества. Он рассматривает искусство как «общественную технику чувств» – способ освоения социального жизненного опыта, проживания тысячей жизней героев произведений искусства, а главной целью художника называет вызываемую у реципиента эстетическую реакцию, которая осуществляется посредством точного расчёта особым видом мышления – эмоциональным. Этот вид мышления создаёт художественную форму как структуру, в которой запрограммирована эстетическая реакция, её результат – катарсис, являющийся высшей целью искусства. В структуре художественной одарённости главное место отведено у Выготского художественному мышлению, воображению и фантазии, посредством которых создаётся художественная форма и художественный образ.

В отечественной психологии главенствующим подходом в изучении и развитии художественной одарённости стал деятельностный подход. В нём можно выделить два направления – компонентный и целостно-личностный. Первое направление продолжает традицию поиска оптимального «набора» способностей и качеств, необходимых для занятий искусством, тем или иным его видом. Главным представителем первого направления был выдающийся советский психолог Б.М.Теплов – создатель фундаментального труда «Пси-хология музыкальных способностей».

В России изучение художественной одарённости в России осуществлялось преимущественно в рамках теории способностей, что подтверждает и вышеназванный труд Б.М.Теплова, посвящённый музыкальным способностям, но не ограничивающийся ими, а пытающийся «нащупать» методологическое основание для изучения художественных способностей вообще. Одарённость Б.М.Теплов определяет как качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Исходной позицией у Теплова является рассмотрение искусства как явления психологического, воспринимаемого посредством способностей и свойств индивида. Теплов выводит музыкальные способности из структуры музыкальной ткани, соотнося их с её структурными элементами. Таким образом, феноменологическое целое у него распадается на ряд структурных элементов, которым соответствует та или иная способность как психическое свойство. Благодаря этим психическим свойствам человек воспринимает, творит и воспроизводит произведение искусства, в данном случае, музыку. Уровень этих свойств, способностей во многом определяет уровень одарённости.

Многие годы авторитет Б.М.Теплова как ученого-психолога, выя-вившего природу художественных способностей, в первую очередь, музы-кальной одаренности, был непререкаем. Его определение одаренности, спо-собностей, в том числе и тех, что составляют ядро музыкальной одаренности, стали хрестоматийными, вошли в словари, энциклопедии и учебники. Но в 80-ых годах прошлого столетия, когда интерес психологов к феномену ода-ренности стал едва ли не массовым, появились работы, содержащие критику теоретических положений, на которых базируется учение Теплова о музыкальных способностях. Подверглись критике фундаментальные положения его теории: определение способностей и одаренности; выявленные им способности, составляющие ядро музыкальной одаренности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма); утверждение, что способности человека к какой-либо деятельности не только проявляются в этой деятельности, но в ней и создаются.

В русле компонентного подхода В.И.Кириенко было сделано иссле-дование способностей к изобразительной деятельности (1959), среди кото-рых он выделил способности точной оценки пропорций, «светлотных» от-ношений, определения на глаз вертикали и горизонтали. Индивидуальные различия проявления художественных способностей В.И. Кириенко объясняет особенностями зрительного восприятия и возникающих на его основе зри-тельных представлений. Важнейшими компонентами художественных спо-собностей в изобразительном искусстве является, по его мнению, способ-ность целостного или синтетического видения, мышечное чувство, способ-ность порождать зрительно-кинестетические ассоциации.

В рамках компонентного направления, ищущего оптимальный набор способностей в литературном творчестве, осуществлено исследование А.В.Ковалёва, который выделил в структуре литературных способностей большую впечатлительность (живость и остроту восприимчивости, силу эмо-циональной отзывчивости). Это свойство проявляется в реакции на людей, природу, эстетическом чувстве. Ядро литературных способностей у А.В.Ко-валёва составляют наблюдательность как свойство личности, значимое для писателя; умение преобразовывать виденное, находить ассоциации между словом и образом; творческое воображение; чуткое, обострённое отношение к языку. Развитие литературных способностей А.В.Ковалёв видит в превра-щении острой сенсорной чувствительности в синтетическое свойство личнос-ти писателя – художественную наблюдательность.

С целостно-личностным подходом мы встречаемся в трудах Б.С. Мей-

лаха, посвящённых художественной одарённости, выявлению её общих ха-рактеристик. Б.С. Мейлах в своих трудах характеризует тип художественной одарённости в зависимости от преобладания в ней одного из трёх главных компонентов – интеллекта, эмоций и воли, – выделяя три её разновидности: 1) рациональный тип; 2) эмоциональный; 3) волевой.

Целостно-личностный подход к изучению художественной одаренности обнаруживается в диссертационном исследовании В.Л. Дранкова «Природа художественного таланта» [7]. Последний выражает себя в художественном творчестве, которое есть, по утверждению В.Л. Дранкова, «воплощение всеобщих и современных проблем человечества в индивидуальные характеры» [7. С.9). В основе художественной одаренности лежит обладание идеальной формой предмета отображения и способность к интеграции последовательно включающихся различных специальных художественных способностей (литературных, музыкальных, изобразительных, актерских). Их интегрирующим началом является душа и дух. При диагностике художественного таланта, по утверждению автора исследования, следует сделать акцент на выявлении общей художественной одаренности: «Нельзя ограничиваться оценкой одних способностей. Необходимо учитывать уровень и потенциал общих способностей, преимущественно моделирующих содержание художественных образов. Критерием художественной одарённости могут быть скрытые и проявившиеся способности к другим видам искусства… Развитие дополнительных способностей к различным искусствам представляются нам естественной школой таланта», – утверждает В.Л. Дранков [7. С.37].

В целостно-личностной парадигме исследует природу художествен-ных способностей российский психолог В.Г. Ражников. Искусство у Ражни-кова есть «игра в жизнь», а творчество – создание или воссоздание художественно-образного содержания произведения. Творческие способности есть способности личностные, а не функциональные. Личность у Ражникова вы-ходит на передний план; она – центр, в котором содержится способность генерировать идеи, создавать яркие образы, отбирать те, которые соответствуют идее. Основой личности является духовность – «орган», производя-щий художественные идеи и воплощающий их в художественной форме. В структуре художественной одарённости психолог выделяет также воображение и фантазию, владение «фондом» художественных эмоций, мышление, способность создавать метафоры, а также артистизм, «кураж», мастерство перевоплощения, позволяющие заражать других людей чувством, художественной идеей.

В русле данного направления исследуют феномен художественной одарённости российские психологи Е.М. Торшилова и Т.В.Морозова. По их мнению, целостно-личностной характеристикой художественной одарённос-ти является восприятие художественной формы.

Психологический аспект изучения художественной одарённости в целостноличностной парадигме в отечественной психологии представлен в трудах Б.Г.Ананьева в статье «Задачи психологии искусства» [14. С. 452-464], которую можно рассматривать как завещание всем тем, кого волнует данная проблема. В этой статье психолог указывает не только на содержание предмета исследования, но и на пути его познания. Подчёркивая необходимость комплексного подхода в изучении этого феномена, Б.Г.Ананьев обозначил круг проблем, связанных с постижением основных его «узлов». Отправным пунктом у него является содержание искусства, его образная сфера, которая есть соединение непосредственно данных чувственных характеристик действительности и той идеи, в которой выражается общая позиция художника. Главный объект постижения этой сферы – психологические особенности художественного мышления. «Мало представить искусство лишь как явление эмоциональное. Структура интеллекта – вот с чего следует начать изучение художественной одаренности, – его вербальных и невербальных характеристик», – утверждает Б.Г. Ананьев в данной статье, подчёркивая первостепенную роль невербального интеллекта и воображения [14. C.464]. Второй «узел» проблем, по его мнению, связан с необходимостью изучения биологических, психофизиологических, нейродинамических предпосылок художественной одарённости, типологических особенностей высшей нервной деятельности. Эмоциональная сфера личности художника, характер и глубина эмоциональной экспансии, возбудимости должны быть выведены на передний план и изучены. Первая градация – обычный эмоциональный фон без экстремальных нагрузок; вторая – в условиях экстремальных (сценические, концертные выступления). Третий «узел» проблем связан с динамикой формирования и развития художественных способностей, таланта, который, по определению психолога есть художественная одарённость, «перекрытая» знаниями, умениями, практикой, опытом. На высоком уровне развития мастерства, полагает Б.Г. Ананьев, особенности человека как субъекта деятельности в значительной степени детерминированы социализацией личности.

Наиболее значительный шаг в исследовании художественной ода-рённости в целостно-личностной и личностно-целевой парадигме сделан известным российским психологом А.А.Мелик-Пашаевым и руководимой им Лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО. В своём диссертационном исследовании, монографии «Мир художника», трудах, созданных с сотрудниками его лаборатории, А.А.Мелик-Пашаев источником художественной одарённости показывает не художественную деятельность, а то, что её порождает – действительность и эстетическое отношение человека к ней. Деятельность вторична; она есть производное от отношения человека к действительности, которая есть первичный источник творчества. Выражение отношения человека к действительности осуществляется на языке того вида искусства, к которому предрасположена природа его художественного дарования. Ориентированные на художественное творчество способности человека трансформируются, приобретают художественно-творческую специфику, становясь «органом» самореализации личности, создания и воплощения художественного замысла.

Российский психолог выделяет возрастную (родовую) художествен-ную одарённость, присущую всем детям, связанную с сензитивными перио-дами в жизни ребёнка, и потенциальную (индивидуальную), способную пе-рейти в талант как постоянное качество художественно-одарённой личности. Одним из надёжных показателей художественной одарённости является на-личие общей художественной одарённости, которая получает специализиро-ванное выражение в занятии тем или иным виде искусства.

В результате исследований А.А.Мелик-Пашаева и его единомыш-ленников было выделено ядро художественной одарённости, включающее в себя следующие компоненты:

1) эстетическое отношение человека к действительности – домини-рующую личностную характеристику художника и первооснову способнос-тей к художественному творчеству;

2) направленность на преобразование впечатлений, порождаемых эстетическим отношением к жизни, в выразительные художественные образы;

3) художественное воображение – способность реализовать эту нап-равленность.

Российский психолог в своих трудах указывает на ложные признаки художественной одарённости, «обманывающие» её диагностов: обученность, подражательство, стремление быть оригинальным в творческих идеях. Под-линным показателем художественной одарённости, по мнению А.А.Мелик-Пашаева, является ярко выраженная устойчивая склонность ребёнка к заня-тиям искусством, а наиболее достоверным индикатором художественной одарённости является не результат художественных достижений, а вектор развития личности.

Обобщение взглядов, концепций художественной одарённости мыслителей, ученых и деятелей искусства позволяет приступить к разработке теории художественной одарённости, потребность в которой весьма ощутима в художественном творчестве, педагогике и психологии искусства.

 

Литература

 

1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека

/ Н.А.Бердяев. – М.: АСТ, 2004.

2. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1 / Д.Б.Богоявленская, М.Е.Богоявленская. – М.: МИОО, 2005.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – Самара, 2009.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, 2 изд. – М.: Просвещение, 1967.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1991.

6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.

7. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта / В.Л. Дранков. – СПб., 2001.

8. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах. – М.: Искусство, 1973.

9. Ильин, И.А. Одинокий художник / И.А.Ильин. – М.: Искусство.

10. Мастера искусства об искусстве. В семи томах. – М.: Искусство, 1965.

11. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Кудина, Г.Г., Чубук, Н.Ф. Психологические основы художественного развития

/ А.Мелик-Пашаев. – М.: МГПУ, 2006.

12. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Художник в каждом ребёнке

/ А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Просвещение, 2008.

13. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. – М.: Классика-ХХ1, 2004.

14. Хрестоматия по психологии художественного творчества. – М.: Магистр, 1998.

Аннотация

В статье представлены взгляды отечественных философов, деятелей искусства и науки на художественную одарённость, рождённые пониманием ее природы, эстетикой и социальными функциями искусства, востребован-ными временем; изложены концепции художественной одаренности, сложившиеся в данный период в теории и практике художественного творчества и педагогики искусств.

 

Ключевые слова

красота, художественность, чувство меры, духовность, идеал личности, деятельностный, компонентный и целостно-личностный подходы, возрастная и индивидуальная одаренность, эстетическое отношение к действительности, воображение, художественное мышление.

 

Annotation

The attitudes to the children’s art endowments of the Russian philosophers, art workers and scientists are shown in the article. These attitudes are based on the understanding of endowments nature, esthetics, and social function of art. The conception of the endowments, combined in theory and practice art creativity, is stated in this period of time.

 

Key words

Beauty, artistry, sense of proportion, spirituality, personal ideal, the active, componential and complete-personal approach, age and personal endowments, aesthetical attitude to the reality, imagination, art thinking

 

Автор статьи Никитин Алексей Алексеевич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры инструментального исполнительства, теории и истории музыки Хабаровского государственного института искусств и культуры, директор Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска, член –корреспондент АПСН.

Дом. адрес: 680030, Хабаровск, Ленина 42, кв. 41. Тел. сот. 8 9144130889.

E-mail: nikitinarts2011@yandex.ru