Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Пути интеграции дополнительного художественного и общего образования

 

Необходимость интеграции дополнительного художественного и общего образования обусловлена

- целями и задачами общего образования – познавательными и воспитательными;

- социально-экономическим заказом государства, общества, бизнеса;

- потребностями самой личности в ее признании социумом,  в самореали- зации;

- уменьшением художественно-эстетического компонента в учреждениях общего образования (школах, гимназиях и лицеях) по причине

   а) введения подушевого финансирования;

   б) отсутствия системы художественно-эстетического образования и воспитания в школе;

   в) отсутствия кадров, необходимой материальной базы и финансовых средств;

- наличием системы художественно-эстетического образования в учреждениях дополнительного образования данного профиля, кадров, опыта работы во всех сегментах художественного образовательного пространства.

     Существует четыре уровня интеграции дополнительного и общего обра- зования. Первый уровень – набор внешкольных мероприятий, проводимых, как правило, по инициативе классного руководителя сообразно его вкусу и интересам, в который входит: посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей и др.

     Второй уровень предполагает наличие в школе  каких либо отдельных форм систематической работы по художественному воспитанию учащихся – диспутов, дискуссий, научного общества учащихся, объединений по интересам.

     Третий уровень связан с наличием разнообразных форм дополнительного образования, складывающихся в систему художественного образования: кружков, студий, объединений, творческих коллективов.

     Четвертый – высший уровень предполагает наличие целостной системы художественного образования (воспитания), интегрирующей не только все формы дополнительного образования, имеющиеся в школе, но и дисциплины базисного учебного плана, их программы.

      Пути интеграции можно определить как  внешние и внутренние. Внешние пути ведут к интеграции, по существу не меняющей «образ жизни» учрежде- ний дополнительного и общего образования, а лишь дополняющей содержание их деятельности совместными мероприятиями: конференциями, конкурсами, выставками, презентациями, дискотеками, массовыми праздниками и т.д.

     Внутренняя интеграция предполагает «срастание» учреждений общего и дополнительного художественного образования в постоянно действующих формах совместной работы, постепенно складывающихся в целостную

систему непрерывного художественного образования. Такими формами работы могут быть филиалы учреждений дополнительного образования, открытые в школах, гимназиях и лицеях, курсы юных исследователей,  объединения просветительской направленности, лектории, университеты культуры и искусства и многое другое.

      Наиболее сложной формой интеграции является внедрение художест- венно-эстетического компонента в программы дисциплин учебного плана. Для этого необходимо иметь «программу-ствол», являющуюся стержнем системы художественного воспитания в школе, формирующей в сознании учащихся целостную картину мира, от которой пойдут «ветви» - подпрограммы отдельных направлений работы, «семена», прорастающие во всех предметах, изучаемых в школе. 

 

Никитин А.А.

зав. кафедрой инструментального  исполнительства ХГИИК,

директор МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей».