Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Социальные корни молодежного экстремизма в современной России А.А.Никитин

Молодежный экстремизм традиционно рассматривается как проявление массового - стихийного или управляемого - антисоциального поведения разрушительного характера. Наиболее типичные его формы: объединение подростков и молодых людей в банды, погромы на рынках под националистическими лозунгами, беспорядки, устраиваемые «фанатами» соперничающих спортивных команд, агрессивное поведение по отношению к представителям иных национальностей (движение скинхедов), религиозных вероисповеданий. Но если ранее эти формы молодежного экстремизма носили локальный характер, сравнительно легко пресекаемый и контролируемый силами правопорядка, не оказывающий негативного влияния на социальный климат страны или отдельной местности, то сегодня молодежный экстремизм стал орудием большой разрушительной силы, способной смести существующий порядок в государстве, разрушить его, казалось бы, незыблимые устои.

Разрушительный потенциал молодежного экстремизма сегодня успешно используется в политических целях мировыми державами, прежде всего, США, направляющими его на подрыв основ государственности Украины, России, стран Европейского союза, Ближнего и Дальнего Востока. Технология разрушения основ государственности стран, представляющих очередную мишень для США, претендующих на мировое господство, опирается, в первую очередь, на молодежный экстремизм, который становится эффективным инструментом для проведения в этих странах «оранжевых революций», создания «управляемого хаоса» и осуществления вооруженного переворота, как это произошло на Украине в 2014 году.

Проектировщики «оранжевых революций» не удовлетворяются имеющимся в странах-мишенях потенциалом молодежного экстремизма - они увеличивают его масштаб и взрывную мощь за счет вливания больших финансовых средств, подготовки боевых групп, создания всевозможных сект и НКО деструктивной направленности, массовой культуры с пропагандой красивой «гламурной жизни», недоступной для большинства молодых людей, стимулирования стремления получить от жизни «все и сразу», сексуальной свободы, разрушающей институт семьи, внедрения в сознание молодых людей образа «героя», утверждающего культ силы, жесткости и насилия для достижения своих целей, наркомании и алкоголизма, распространения компьютерных игр – «стрелялок», приучающих убивать виртуальных противников, информационного терроризма, включая хакеров, взламывающих компьютерную защиту банков, силовых структур, ведущих СМИ, размещающих в них нужную им информацию, и др. Перечисленные средства в условиях идеологического вакуума, отсутствия нравственных норм, своевременной прививки в детстве общечеловеческих и национальных духовных ценностей формируют у молодежи «одномерное сознание» (Г. Маркузе), которым легко манипулировать, имплантируя в него образ врага, а, в конечном счете, создают внутри той или иной страны «пятую колонну» – готовых к выступлению «волонтеров» с «промытыми» мозгами, которым достаточно заплатить «суточные» и дать соответствующие инструкции, как это было в Киеве в этом году на «майдане».

Молодежный экстремизм – сложное явление, имеющее разветвленную корневую систему. Он имеет естественное и искусственное происхождение, что позволяет выявить основополагающие его корни: социально-экономические, политические, мировоззренческие, духовно-нравственные (в том числе и религиозные), социально-психологические, образовательно-педагогические, информационно-технологические. Попытаемся дать в рамках данной статьи (доклада) краткую характеристику перечисленным сегментам корневой системы молодежного экстремизма, обнаруживающего себя на территории России.

 

1. Социально-экономические корни

Социально-экономические предпосылки молодежного экстремизма возникают в обществе, в котором очевидна социальная несправедливость, резкий контраст материального благосостояния граждан, его образующих; там, где существует безработица или преобладает неквалифицированный низкооплачиваемый труд, где молодежь ощущает бесперспективность жизни, обреченность на нищенское существование. В социальной среде, в которой преобладает потребительское отношение к жизни, где успешность ассоциируется с большими деньгами, материальным благополучием, где людям внушается мысль, что «бедным быть неприлично», где телевидение и глянцевые журналы постоянно соблазняют молодых людей образами «красивой жизни», обреченность на бедность вызывает озлобление и порождает социальные взрывы, являющиеся естественной реакцией на безысходность положения. Градус недовольства жизнью становится еще выше и подчас «зашкаливает» от многочисленных примеров циничного, безнравственного поведения чиновников, стоящих у власти, нагло и открыто обкрадывающих свой народ, которому они призваны служить. Отсутствие прямой зависимости заработной платы от уровня образования, количества и качества труда отбивает у многих молодых людей желание учиться и работать, в то время как криминальная среда обещает им сразу райскую жизнь. Обнародование в прессе и Интернете задекларированных доходов чиновников демонстрирует космическую разницу зарплат основной массы граждан России с зарплатами депутатов, мэров и губернаторов, умудряющихся зарабатывать в месяц по 10-12 миллионов рублей, что воспринимается молодежью как использование служебного положения «слугами народа» в корыстных целях и вызывает у одних ее представителей протест и возмущение, у других - стремление любой ценой приблизиться к благосостоянию «олигархов».

Отсутствие мотивации к учебе и работе при наличии довольно высоких материальных потребностей побуждает часть молодежи добывать средства на жизнь насильственными методами, вступая в банды, занимающиеся вымогательством и разбоем.

 

 

2. Политические корни

Политический аспект рассмотрения данного явления характеризует его как активную форму деятельности молодежи, вызванную неприятием внутренней и внешней политики государства. Подавляющая часть молодежи, как показывают социологические исследования, считает, что государственная власть не считается с волей народа, с его мнением, что рядовой гражданин не может влиять на события, что-либо изменить в своей жизни. У молодежи в целом преобладает негативное отношение к проводимым в стране реформам, к деятельности различных институтов власти, существующих партий, низкий уровень доверия к ним. Среди главных причин, лишающих представителей различных уровней власти доверия населения, молодежь отмечает равнодушное отношение к проблемам граждан и ее проблемам, коррумпированность, стремление любым способом удержаться на высокой должности, нечестность, безнравственность, зависимость от финансовых олигархов.

Молодежь не может не замечать отсутствие в стране внятной молодежной политики, предусматривающей ее активное участие в политической жизни государства, в структурах управления, создании молодежных организаций позитивной направленности (степень организованности молодежи в стране остается очень низкой), включенность в масштабные государственные программы и проекты, действие социальных «лифтов». Молодежь не видит существенного прогресса в развитии демократических преобразований, а в последнее время отмечает тенденцию к отстранению существующих общественных организаций от принятия законодательными и исполнительными органами власти значимых для жителей тех или иных территорий решений, сопровождаемое громким декларированием значимости и политического веса общественных организаций.

Молодежный экстремизм порожден также уязвленным патриотическим сознанием юных граждан России, родители которых помнят Советский Союз как государство, занимавшее высокое положение в сообществе мировых держав, а ныне скатившееся до уровня слаборазвитых стран, терпящих унижения и издевательства. Лишь события последних месяцев, связанные с Украиной, возвращением Крыма, волевыми решениями Президента России подняли самосознание ее граждан, в том числе и молодежи, на прежнюю высоту.

 

3. Мировоззренческие корни

Развал Советского Союза и упразднение государственной идеологии привело к тому, что пустующую нишу заняли другие - те, кто, видя в России опасного конкурента, прежде лишен был возможности влиять на сознание советских граждан. Мощная разветвленная система идеологического воспитания, существовавшая в СССР, не только внушала советским гражданам идею превосходства социалистического строя, но и прививала общечеловеческие и национальные гуманистические ценности, формирую их духовно-нравственный облик. Сфера воздействия на сознание граждан всегда была прерогативой государства. Вторжение чужих «благодетелей» в процесс моделирования сознания граждан рассматривался им как смертельная опасность. Здесь уместно вспомнить крылатую фразу Бисмарка: «Народ, который не хочет кормить свою армию, кормит чужую». Применительно к идеологии, это выражение можно перефразировать следующим образом: «Кто отказывается от своей идеологии, живет согласно чужой идеологии».

В годы перестройки мы открылись иноземным влияниям, сняв защитный экран, что привело не только к деформации идеалов и нравственных норм, но и к деформации сознания и духовно-нравственного облика наших граждан, в первую очередь, молодежи, что и создало предпосылки для формирования молодежного экстремизма. Последний имеет под собой мировоззренческую основу, редко представляющую стройную систему взглядов. Чаще всего мировоззрение юных экстремистов - это «микс» из националистических лозунгов, культа «сверхчеловека», супермена - героя комиксов и западных боевиков, выступающего борцом за справедливость. Люмпенизированная молодежная среда становится благоприятной почвой для идей национал-социализма, для которого иные народы и расы – это «удобрение», необходимое для произрастания их благополучия. Эта среда порождает множество организаций с фашистской идеологией и атрибутикой, особенно в западных районах России и на Украине. Примером крупной организации праворадикального толка является партия «Русское национальное единство», ставящая своей целью изменение конституционного строя в России.

 

4. Духовно-нравственные корни

Духовно-нравственная сфера является тем стержнем, на котором крепится личность человека с ее потребностями, отношением к миру, людям, позициями и взглядами, жизненным целеполаганием и мотивацией. Содержанием духовно-нравственного воспитания и развития являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских граждан приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации выбраны источники нравственности и человечности, которые позволяют человеку противостоять разрушительным влияниям, формировать и развивать свое сознание, систему общественных отношений: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, познание (наука), традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

В России в постсоветский период произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место стремлению к потреблению материальных благ, снижение жизненных смыслов, усиление в сознании больших социальных групп, особенно молодежи, ценностей потребительского общества, доминирование выгоды над истиной, искажение русского языка и речи, возрастание угрозы утраты ими духовной самобытности. Стал очевиден переход от парадигмы развития общества, основанного на высокой нравственности, к парадигме развития общества безудержного потребления и материального накопления.

Сегодня четко проявились угрозы в духовно-нравственной сфере:

- игнорирование моделью капитализма, складывающейся в России, моральных норм, гуманизма, доброты, отзывчивости, гражданственности и патриотизма, когда главным мерилом ценности человека становится финансовое благополучие, количество материальных благ;

- разрушение физического и духовного здоровья населения, которое длительный период было под защитой государства, а теперь лишилось её и оказалось брошенным на выживание;

- бедность, бесперспективность существования, побуждающие многих россиян, особенно молодежь, к бегству от действительности с помощью алкоголя, наркотиков, виртуальной (компьютерной) реальности;

- превращение части населения в послушный инструмент религиозных тоталитарных сект с измененным в нужном им направлении сознанием;

- реформирование и коммерциализация институтов образования, здравоохранения и культуры, которые ведут к свёртыванию их как фундаментальных основ развития общества, превращая в «сферу услуг»;

- разрушительное воздействие на сознание и поведение россиян средств массовой информации, ставших инструментом торговли, пропаганды насилия, навязывания чуждых моделей поведения, искажения языка, речи;

- усиление роли мигрантов - людей с иным менталитетом и духовно-нравственным обликом;

- слабое влияние на население традиционных для России религиозных конфессий;

- усиливающиеся в последнее время проявления экстремизма, в том числе и на религиозной почве.

Религиозный экстремизм, переходящий зачастую в терроризм, особенно характерен для ваххабизма (крайне реакционного выражения ислама), отличающегося нетерпимостью и жестокостью по отношению к иноверцам.

Одной из объективных причин распространения среди молодежи экстремистских взглядов и настроений стало разрушение системы воспитания подрастающего поколения, в частности, сокращение возможностей его вне учебной деятельности. Так, например, в городах Дальнего Востока России закрыты подростковые клубы. Многие дети и подростки не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования, спортивные секции и спортивные сооружения, действующие на коммерческой основе. Перестали вестись в системе высшего, среднего специального и начального образования курсы, воспитывающие у молодежи ценности патриотизма и нравственности; сокращены курсы Истории Отечества, литературы, мировой художественной культуры; нет взаимодействия с представителями традиционных религий в целях воспитания у молодежи духовности и высокой нравственности.

Субъективной причиной распространения среди молодежи экстремистских взглядов является свойственный юным максимализм, который не позволяет мириться с недостатками окружающего мира, равнодушием, корыстью, моральным уродством. Это ведет к обособлению молодежи, которая будучи брошенной государством, становится легкой добычей преступных, экстремистских группировок, прикрывающихся псевдорелигиозной или политической риторикой.

 

5. Социально-психологические корни

Психологическими предпосылками молодежного экстремизма являются внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений, таких как застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм. Внешние противоречия возникают при взаимодействии молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями, что приводит зачастую к формированию экстремальных типов сознания и поведения. Данный процесс усиливается под влиянием особенностей социального статуса молодежи, связанного с переходным характером ее становления.

Молодежь – становящийся субъект, ее социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, неопределенностью социальной идентификации. Неполнота социального статуса молодежи отражается на характере ее взаимодействия с другими социальными группами. На групповом и индивидуально-личностном уровне это нередко проявляется в дискриминации молодежи на основе возраста, в нарушении ее прав в образовании, в труде, в профессиональной деятельности, в сфере культуры, в семейных отношениях, в ограничении возможностей физического и духовного развития, в ущемлении прав личности. Молодые люди не могут не реагировать на подобное отношение к ним, зачастую выбирая экстремальные формы защиты. Процесс становления молодежи как социального субъекта сопровождается формированием особого типа сознания, характеризующегося крайними формами отражения реальности. В них доминирует эмоциональный характер восприятия явлений, часто в крайне гиперболизированной форме. Такой тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм, либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью. Экстремальные формы реакции на окружающую действительность связаны также с завышенными ожиданиями, присущими молодежи. При столкновении с трудностями, неизбежно возникающими на пути реализации завышенных ожиданий, у молодого человека возникает чувство неполноценности, сопровождаемое раздражением или гневом. Чувство неполноценности у молодых людей нередко преодолевается самоутверждением в групповом девиантном поведении.

6. Образовательно-педагогические корни

Образовательные корни молодежного экстремизма берут свое начало в невозможности определенной части молодежи получить качественное образование по причине низкого социального положения, отсутствия финансовых средств, необходимости рано начать трудовую деятельность и других причин. Общество равных возможностей, провозглашаемое в государственных документах, на деле оказывается обществом с далеко не равными возможностями для его граждан. Сегодня даже получение места для ребенка в детском саду нередко сопряжено с большими финансовыми затратами, необходимостью дать взятку, использовать служебные, родственные или дружеские связи. Отсутствие качественного образования лишает молодого человека возможности найти интересную, приносящую удовлетворение работу, сделать карьеру, самореализоваться в престижной профессии, сделать свой досуг содержательным.

Еще одной предпосылкой возникновения молодежного экстремизма является снижение статуса образования и учебных заведений – от школы до вуза, когда образование перестает быть базовой функцией государства, а становится сферой услуг. Как надо презирать собственную страну, как надо желать разрушения ее образования, формирующего душу, дух и сознание ее граждан, чтобы превратить базовую функцию государства в сферу услуг, поставив педагога наравне с обслугой – уборщицей, слесарем, парикмахером и т.д! Следуя заданной логике, скоро службу в армии и защиту государственной границы наши отечественные реформаторы, покорно следующие указаниям Запада, сделают сферой услуг. А если педагог – обслуга, то с ним, как стоящим внизу социальной лестницы, можно не церемониться – можно обидеть, оскорбить и даже убить – пристрелить как собаку, как это сделал школьник в одной из московских школ с учителем географии, который посмел не поставить ему пятерку, «испортить» аттестат будущего золотого медалиста.

Современная культура, в которой мы выросли и существуем, носит весьма односторонний характер (ее называют рационалистической, левополушарной и т.п.). Образование в этой культурной ситуации сводится к профессиональной подготовке, которая учитывает лишь одно – наличие наклонностей у обучающегося к той или иной деятельности. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход - знаниевый или компетентностный - считается лучшим, провозглашается главным и единственным критерием качества образования. Тому свидетельство – оценка работы общеобразовательных школ по результатам ЕГЭ, по количеству учащихся, поступивших в вузы; преподавателей - по уровню успеваемости учащихся и «проценту качества». Крен в сторону обучения увеличивается ещё и по причине увеличения объема информации, вводимой в содержание обучения, новых дисциплин, без усвоения которых ученик якобы будет неполноценным специалистом и человеком в будущем. Сегодня приходится объяснять чиновникам от образования и самим педагогам, что образование – это не цель, а средство, инструмент, который не только даёт общее представление о мире, природе, человеке, но благодаря которому человек научается воспринимать реальность, отличать подлинную действительность от мнимой, виртуальной, которую ему навязывают, в частности, средства массовой информации, постигать себя, наилучшим образом реализовывать свои способности и личностные качества. Прав Евгений Ямбург, утверждая, что традиционное для школы узкопрагматичное понимание качества образования становится всё более сомнительным. Знания, накладывающиеся на безнравственную основу, становятся социально опасными, когда узколобый фанатик получает блестящее образование и применяет его для воплощения абсурдной или бесчеловечной идеи. Современник А.С.Пушкина министр народного просвещения А.С.Шишков в своё время сказал: «Науки, изощряющие ум без веры и без нравственности не составят благоденствия народного… Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности».

Понимание факторов, обеспечивающих качество образования в его истинном виде, предполагает ориентацию на личность, в структуре которой первое место отведено духовно-нравственным ценностям и смыслам, на которые накладываются знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения естественных и гуманитарных наук. Особое место должно быть отведено в школе, среднем и высшем звене эстетическому воспитанию, роль которого выражается в художественном освоении действительности, обнаружении и утверждении красоты во всех её проявлениях – природе, искусстве, человеческих деяниях и отношениях. Эстетическое восприятие опирается на чувство прекрасного – эстетическое чувство, которое изначально присутствует в человеке, есть его сущностное свойство, проявляющееся в узнавании красоты «как высшего качественного состояния бытия» (Н.А.Бердяев). Оно призвано формировать и сохранять в человеке человеческое; оно есть выражение потребности человека в гармоничном существовании с внешним миром, желания жить в согласии с ним, испытывая радость, удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне. Эстетическое чувство, переживание и впечатление есть первоначальная стадия эстетического отношения человека к действительности, за которой следует представление о ней, опирающееся на рефлексию – мыслечувствование этой действительности. Результатом этой рефлексии становятся эстетические взгляды, позиции, концепции, убеждения, идеалы.

 

7. Информационно-технологические корни

Немалую роль в порождении и «пестовании» молодежного экстремизма играют средства массовой информации, формирующие общественное сознание, систему ценностей и модели поведения молодежи, прежде всего, радио и телевидение, которые вопреки призывам общественности, продолжают с азартом и цинизмом насыщать эфир пошлостью, жестокостью, насилием, воинствующей антикультурой и антиэстетикой, культивируя порок, подчас в гламурной упаковке. В качестве идеалов, образцов «настоящей жизни» выдаются истории восхождения к славе представителей шоубизнеса, красоток с обложек глянцевых журналов, героев реалити-шоу «Дом-2», Комеди-клаб. Это лишь только «верхушка айсберга» той силы, которая направлена на размывание, уничтожение духовно-нравственного стержня нашего народа, составляющего основу его ментальности. Поставляемая этой силой информация подаётся не через логику, а через чувство, эмоции, подсознание.

Наряду с многочисленными угрозами, которые направлены против россиян и, в первую очередь, против молодежи, следует назвать Интернет, который стал мощным орудием духовного уничтожения, по своему убийственному быстродействию приравнивающийся к наркотикам. Очевидно его целенаправленное использование против России развитыми странами, главным образом Америкой, которая не только сливает информационную грязь и заразу в юные души, но и использует этот канал для пропаганды экстремизма, подрывных целей, в частности, для организации «оранжевых революций». Сегодня Интернет, используемый как оружие, уничтожает людей, сохраняя им жизнь, но убивая дух и душу.

Глобальная компьютерная сеть открывает для экстремистов огромные возможности и дает ощутимые преимущества в трех важных сферах:

- пропаганде своей политической платформы;

- координации акций и мероприятий с помощью Интернета;

- осуществлении кибертерроризма – прямого воздействия на объект «атаки».

Интернет переполнен шовинистической информацией, исходящей от представителей различных национальностей, видеороликами с показом сцен убийств и насилия. Для формирования «образа врага» он использует вербальные и невербальные средства, оформляемые специалистами-экспертами – психологами, социологами, культурологами, – которые превращают их в эффективные средства достижения политических целей.

 

Знание природы молодежного экстремизма, его «корневой системы» позволит выработать необходимую для его нейтрализации стратегию и тактику. Чтобы противостоять этому явлению, необходимо выработать молодежную политику, учитывающую потребности и умонастроения, молодежи, создать комплексную программу ее воспитания, научно-методическое, аналитическое и кадровое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде, Интернет-ресурс для педагогов, психологов и руководителей учебных заведений.


Литература:

1. Багазеев, В. Молодежный экстремизм – другой взгляд / В.Багазеев: http:// www.nbp-info/ru/101.html

2. Доклад о положении молодежи Хабаровском крае. – Хабаровск, Дальневосточная Академия государственной службы, 2006. – 97 с.

3. Маркузе, Г. Одномерный человек – / Г.Маркузе. – М.: 1994. – 230 с.

4. Морозов, И.Л. Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития / И. Л. Морозов. – М.: 2003. – 106 с.