Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Выпускная аттестационная работа слушателя профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»

Автономная некоммерческая  организация
дополнительного образования
«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»



Права автономного образовательного учреждения на пользование
внебюджетными финансовыми средствами

(на примере  Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска
"Центр эстетического воспитания
детей")


Выпускная аттестационная работа слушателя профессиональной
переподготовки «Менеджмент в образовании»


 

         Выполнил
 Никитин Алексей
 Алексеевич, 11 гр.,    


                          

 Научный руководитель
 Михайлова В.Е., к.п.н.,
 доцент           

 
Омск – 2015

 

 

Рецензия на выпускную аттестационную работу

Никитина Алексея Алексеевича

 

Тема: Права автономного образовательного учреждения на пользование

внебюджетными финансовыми средствами

 

Специальность переподготовки: Менеджмент в образовании

 

Работа выполнена на актуальную тему, что обусловлено возрастающей потребностью руководителей организаций реализовать в практике современные принципы управления, оценивать полученные эффекты на внешнем и внутреннем уровне, учитывать то, что мотивация сотрудников играет зачастую значительную роль в эффективности работу ОУ. Автор считает, что главное противоречие, порождающее правовую проблему автономных учреждений, объясняется несовершенством Закона "Об автономных учреждений", в котором а) не прописаны четко правовые нормы учреждений этого типа, их принципиальные отличия от бюджетных и казенных учреждений, что приводит к различным толкованием прав и свобод автономных учреждений чиновниками, руководителям этих учреждений и юристами, принимающими сторону то одних, то других в разрешении спорных вопросов; б) не дано определение понятию "автономия", раскрывающее специфические особенности учреждений этого типа.

Цель данной работы –  обоснование прав автономных образовательных учреждений в пользовании внебюджетными финансовыми средствами в рамках действующего законодательства. В теоретической части работы автор раскрывает особенности формирования правовых основ автономных учреждений в Российской Федерации. Далее показывает пути совершенствования законодательства об автономных учреждениях.

В целом выпускная квалификационная работа имеет традиционную, для данного вида работ, структуру. Работа является самостоятельным, логически завершенным исследованием, и соответствует требованиям, предъявляемым к данного вида работам. Работа заслуживает отличной оценки.

 

Научный руководитель: Михайлова В.Е., зам. директора Центра научно-методического сопровождения инноваций Сибирского института непрерывного дополнительного образования, к.п.н., доцент

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….4

 

Глава 1. Правовой статус автономных учреждений.....................................6 1. Формирование правовых основ автономных учреждений

в Российской Федерации......................................................................................6 2. Муниципальное задание...............................................................................18

Выводы по первой главе……………………………………………………...24

 

Глава 2. Права автономного образовательного

учреждения в пользовании внебюджетными средствами..........................25

1 Платные образовательные услуги. Привлеченные средства

автономного образовательного учреждения......................................................25

2 Локальные акты автономного учреждения как правовая основа,

обеспечивающая свободу в расходовании внебюджетных средств................29

3. Пути совершенствования законодательства об автономных

учреждениях..........................................................................................................43

Выводы по второй главе……………………………………………………....44

Заключение…………………………………………………………………….45

Список литературы…………………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «Об автономных учреждениях». С осени 2007 года, когда на федеральном уровне были приняты необходимые подзаконные нормативно-правовые акты, в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа – автономные учреждения. В профессиональном сообществе, связанном с государственным или муниципальным управлением в социальной сфере, по поводу автономных учреждений существуют различные мнения. Зачастую эти суждения основаны не на объективных данных, а на мифах. Особенно эти «мифы» распространены среди чиновников и руководителей бюджетных учреждений, которые превратно толкуют нормативно-правовые основы деятельности этих учреждений. Это выражается в том, что первые зачастую игнорируют, а порой сознательно нарушают правовой статус автономных учреждений, фактически не выделяя их среди бюджетных и казенных учреждений; вторые (руководители учреждений) либо полностью соглашаются с подобным отношением к ним, либо воспринимают автономию, как возможность уйти в "свободное плавание" в условиях абсолютной и безграничной управленческой самостоятельности и независимости автономного учреждения.  

Главное противоречие, порождающее правовую проблему автономных учреждений, объясняется несовершенством Закона "Об автономных учреждений", в котором а) не прописаны четко правовые нормы учреждений этого типа, их принципиальные отличия от бюджетных и казенных учреждений, что приводит к различным толкованием прав и свобод автономных учреждений чиновниками, руководителям этих учреждений и юристами, принимающими сторону то одних, то других в разрешении спорных вопросов; б) не дано определение понятию "автономия", раскрывающее специфические особенности учреждений этого типа.

Объект данного исследования – правовой статус автономных образовательных учреждений.

Предмет исследования – права муниципального автономного образовательного учреждения на пользование внебюджетными финансовыми средствами.

Цель данного исследования – обоснование прав автономных образовательных учреждений в пользовании внебюджетными финансовыми средствами в рамках действующего законодательства.

Задачи исследования:

установить принципиальные различия государственных учреждений – автономных и бюджетных, определенные действующим законодательством;

показать нормативно-правовую основу имущественных и финансовых отношений муниципального автономного образовательного учреждения с государством и учредителем;

раскрыть степень подотчетности муниципальных автономных образовательных учреждений учредителю в использовании внебюджетных финансовых средств;

показать роль локальных актов автономного учреждения в обретении свободы действий, допускаемой действующим законодательством;

показать пути совершенствования законодательства об автономных учреждениях в целях создания учреждения, гармонично сочетающего с выгодой для себя, государства и потребителя образовательных услуг подчинение и независимость в их диалектическом единстве.

Теоретическая основа исследования базируется на законах РФ "Об образовании", "Об автономных учреждениях", Бюджетном кодексе , Гражданском кодексе, трудах известных специалистов в данной области, таких как Е.М. Бурундукова, А.Б.Вифлеемский, Н.С.Григорьева, Т.А.Гусева, Е.А. Пыхов, К.Г. Чагин и др.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области гражданского права Российской Федерации, экономики образования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы научная абстракция, анализ и синтез, сравнения и др.

Эмпирической базой исследования является Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска "Центр эстетического воспитания детей", в котором проводилась апробация данного исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результатами могут пользоваться руководители автономных образовательных учреждений, защищающие свои права и права учреждений, а также юристы, защищающие эти учреждения в судах всех юрисдикций (гражданских, арбитражных и др.).

Структура исследования: выпускная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОНОМНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Формирование правовых основ автономных учреждений

в Российской Федерации

В 2004 году в стране началось экономическая реформа в системе образования, обусловленная необходимостью оптимизировать финансовые расходы государства посредством нового принципа, который становится главенствующим: финансирование переходит от расходов на содержание образовательных учреждений образования к финансированию образовательных программ, образовательных услуг на основе муниципальных заданий.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", с которого началась в России история автономных учреждений, был направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий федеральным органам исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг. Фактически органы власти осуществляли содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества осуществляемой ими деятельности. В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что было вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Большинство бюджетных учреждений включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности. Указанные учреждения в основном относятся к таким сферам как образование, здравоохранение, наука и культура.

В предыдущие годы для решения основных проблем развития бюджетной сети был предпринят ряд действий, среди которых следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и утверждение Правительством Российской Федерации в 2007-2014 гг. постановлений, необходимых для реализации данного закона.

Первым официальным источником по данному вопросу служит пояснительная записка к проекту федерального закона «Об автономных учреждениях», в которой сказано, что введение данного типа учреждения будет способствовать дальнейшему развитию отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а само принятие закона будет способствовать более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов государства. Для уточнения этих формулировок можно прибегнуть к другому документу, упоминаемому в пояснительной записке – «Принципам реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года», подготовленными Министерством финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с этим документом, как говорится в записке, и разработан законопроект.

Между появлением «Принципов» и принятием федерального закона «Об автономных учреждениях» прошло около 3 лет, в течение которых идеи «Принципов» эволюционировали под воздействием различных факторов. Содержание «Принципов» и закона не всегда соответствует друг другу. Так, например, в «Принципах» не встречается словосочетание «автономные учреждения», а говорится о необходимости преобразовывать отдельные бюджетные учреждения в специализированные государственные/муниципальные некоммерческие организации (СГМНО) или государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАН). Данная ниже таблица дает сопоставление задач, спланированных в "Принципах", с тем, что получилось на практике в реализации теоретической модели автономных учреждений:

Таблица 1.

Задачи преобразования бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы согласно «Принципам» и степень реализации этих задач в механизме автономных учреждений:

 Задачи преобразований,

приведенные в «Принципах»

Насколько конкретная задача реализована

в механизме автономных учреждений

1.   Создать более четкое разделение между покупателями и производителями услуг отраслей социальной сферы и способствовать развитию практики контрактных отношений организаций с органами государственной власти.

Задание на оказание услуг и отсутствие ответственности учредителя за обязательства автономного учреждения перед третьими лицами действительно в определенной степени разделяют функции учредителя и автономного учреждения. Однако принципиального разделения между ними все равно не происходит – ни учредитель не может отказаться от финансирования учреждения в пользу, например, другого более эффективного поставщика услуг, ни автономное учреждение не может отказаться от выполнения задания учредителя на указанных учредителем условиях. Из-за этой изначальной обязательности и безусловности предоставления задания (вместе с субсидией) со стороны учредителя и выполнения этого задания со стороны учреждения отсутствует и прямая практическая связь между механизмом автономных учреждений и развитием контрактных отношений.

2.   Формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления, соответствующие потребностям потребителей (в отличие от традиционных учреждений,  работающих на основании типовых отраслевых положений, организации других форм обладают большими правами в организации своей работы).

Значительное повышение управленческой самостоятельности может обеспечить гибкость и оперативность управленческих решений, поэтому механизм автономных учреждений безусловно соответствует решению данной задачи.

3.   Стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций.

В «Принципах» не указываются источники возможных инвестиций. Однако если под ними подразумевать доходы от оказания платных услуг, доходы от реализации выигранных государственных и муниципальных заказов, а также кредитные ресурсы, то механизм автономных учреждений соответствует этой задаче. Благодаря использованию этого механизма инициативы учреждения по развитию платных услуг, оптимизации тарифов на них, привлечению государственных и муниципальных заказов, а также привлечению кредитов для развития инфраструктуры оказания платных услуг могут реализовываться в более благоприятных условиях.

4.   Использовать как средство решения задач реструктуризации сложившейся сети учреждений и выведения из государственного
сектора тех организаций, финансирование которых по смете представляется нецелесообразным.

Автономное учреждение не выводится из «государственного сектора» – за ним закрепляется государственное или муниципальное имущество, ему гарантируется финансирование из государственного или муниципального бюджета, да и согласно статье 120 Гражданского кодекса автономное учреждение является ничем иным как одним из типов государственного или муниципального учреждения.

5.   Применять для решения задачи оптимизации численности и состава ее работников.

Самостоятельность автономного учреждения в управлении своими кадровыми ресурсами и в расходовании средств  действительно может обеспечить то, что динамика численности и состав работников учреждения будет соответствовать динамике реальных объемов деятельности учреждения.

6.   Создать условия для легализации соучастия населения в оплате социальных услуг.

В какой-то степени механизм автономных учреждений, конечно же, создает такие условия за счет того, что учреждение может самостоятельно определять номенклатуру и тарифы платных услуг, тем самым, выводя эти услуги из тени. Однако здесь следует помнить, что «соучастие» населения в оплате услуг может быть вызвано причинами, на которые тип учреждения не оказывает никакого влияния. В частности, такой причиной может быть банальное недофинансирование задания учреждению со стороны учредителя, что будет заставлять учреждение неофициально «добирать» деньги с клиентов несмотря на наличие у последних права бесплатного получения услуг. Следует отметить, что в принципе с проблемой бюджетного недофинансирования могут сталкиваться любые учреждения – и автономные, и бюджетные.

7.   Создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-
технических и финансовых ресурсов.

Применение механизма автономных учреждений действительно может создать такие стимулы для руководства и сотрудников учреждения. Во-первых, это может достигаться благодаря установлению для учреждения задания, содержащего конкретные требования по оказанию услуг – тем самым задается определенная планка по эффективности использования ресурсов. Во-вторых, у самих руководителей сотрудников автономного учреждения помимо моральных стимулов к обеспечению и повышению эффективности использования ресурсов появляются и экономические стимулы – ведь теперь различными выигрышами от повышения этой эффективности могут воспользоваться они сами без получения на то согласований и разрешений от учредителя.

 

Сформулированные задачи преобразования бюджетных учреждений в автономные можно свести к двум основным задачам – рационализации управления учреждением и повышения внебюджетного финансирования его деятельности. Достижение первой задачи обеспечивается изменением типа учреждения и правил его функционирования; достижение второй задачи зависит от специфики услуг учреждения, его кадровых и материально-техничес-ких ресурсов, активности руководства учреждения. Из этого следует, что жизнь учреждения, ставшего автономным, станет проще, а возможно и богаче.

С точки зрения повышения внебюджетных доходов «автономный» тип имеет смысл приобретать тем учреждениям, которые реально способны, оказавшись в более благоприятных для этого условиях, эти доходы увеличить. К ним, прежде всего, относятся те бюджетные учреждения, которые могут, хотят и умеют зарабатывать деньги.

Что же собой представляет автономное учреждение согласно Закону №174-ФЗ?

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Под автономией понимается независимость в управлении, которой государство наделяет некоммерческие организации для осуществления ими социальных функций и, в свою очередь, инвестируя в данную сферу средства, закладывает основы стабильного экономического и культурного развития общества.

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса о правовом статусе автономных учреждений, получение ответа на него требует исследования, что связано с расплывчатостью, неоднозначностью, а иногда и противоречивостью тех формулировок, которые содержатся в нормативно-правовых документах по автономным учреждениям. Попытаемся уяснить принципиальные различия двух типов учреждений – бюджетных и автономных, данных в следующей таблице К.Г. Чагиным [18]:





Таблица 2.

Основные отличия и сходства автономных и бюджетных учреждений

 

Параметр

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Гарантия бюджетного финансирования

учреждения

Есть в виде сметного

финансирования, когда учредитель обязан финансировать учреждение по смете.

Есть в виде финансирования выполнения задания - учредитель обязан сформировать задание учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, когда у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество. 

Степень самостоятельности учреждения в расходовании бюджетных средств

Учреждение обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменений, такие изменения должны быть согласованы с учредителем. При расходовании средств учреждение обязано применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и таким образом, который руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (в последней редакции закона этот пункт отменен - учреждение обязано размещать заказы и участвовать в тендерах согласно 232 ФЗ).

Государственное или муниципальное задание на оказание услуг

Обязательно .

Обязательно. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания.

Исполнение расходов и получение доходов

Осуществляется через казначейство.

Осуществляется через самостоятельно выбранное кредитное учреждение.

Размер оплаты труда

Устанавливается с учетом единой тарифной сетки или отраслевыми системами оплаты труда.

Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости от доступных для него финансовых ресурсов.

Количество сотрудников

Устанавливается в соответствии со штатным расписанием, согласованным с учредителем.

Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости от доступных для него финансовых ресурсов.

Ответственность учредителя за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам

Есть.

Нет.

Возможность для учреждения брать

банковские кредиты

Нет.

Есть.

Назначение и освобождение от должности руководителя учреждения

Осуществляется учредителем.

Осуществляется учредителем.

Имущество учреждения

Является собственностью учредителя, учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом.

Является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем.

Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы учреждения

Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком неправомерны.

Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком хотя и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономных учреждениях.

Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц

Согласовываются и устанавливаются учредителем.

Устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, когда:

1)   Тарифы на платные услуги являются предметом регулирования государством или органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством (например, услуги государственной экспертизы строительной проектной документации и т.д.).

2)  Если платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).

Распоряжение средствами, полученными от оказания платных услуг и сдачи в аренду закрепленного имущества

Регулируется учредителем.

Осуществляется учреждением самостоятельно.

Общественный контроль за деятельностью учреждения

Не обязателен.

Обязателен. Формами общественного контроля является работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Не обязательна.

Обязательна.

 

В правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что было вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов.

Надо сказать, что автономный тип учреждений существует только в России как промежуточная форма между государственным (муниципальным) и негосударственным (частным) учреждением. Автономное учреждение финансируется из бюджета, который принимает форму субсидии, обеспечивающей финансирование муниципального задания. Последнее обсчитывается на основе потребностей муниципального образования, норматива расчёта подушевого финансирования, количества учащихся учебного учреждения, особенностей условий его функционирования. Все расходы образовательного учреждения не могут быть включены в норматив подушевого финансирования. Подушевой норматив – это минимально допустимый объём финансовых средств, необходимый для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным стандартом. Методика расчёта НПФ может брать за основу

1) имеющийся в муниципалитете объём средств, выделяемых на образование;

2) себестоимость обучения одного ученика исходя из объёма учебной нагрузки, уровня оплаты труда, стоимости необходимого учебного оборудования;

3) стоимость человеческого капитала, полученного на выходе – окончании школы или учреждения дополнительного образования.

Финансирование автономных учреждений осуществляется в объеме, включающем фонд оплаты труда, налоги, коммунальные услуги, обеспечение средств безопасности (пожарная сигнализация, «тревожная кнопка», видеонаблюдение), медицинские осмотры. При этом, стабильность финансирования из бюджета во многом зависит от работы учреждения: сохранения контингента по направлениям деятельности, выполнения образовательных программ. Сокращение контингента неминуемо ведет к сокращению объема субсидии.

Главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, имущество, возможность брать кредиты в банках, брать взаймы, участвовать в финансовых операциях.

Переход в автономное учреждение требует ряда условий: хорошей материальной базы, условий обучения, образовательной среды, привлекательной и комфортной для обучающихся, дополнительных стабильных источников финансирования, перспективы развития, известной доли самостоятельности в осуществлении собственной образовательной политики, коллектива единомышленников.

Рассматривая преимущества правового статуса автономного учреждения, целесообразно рассмотреть два аспекта: 1) поддержание материальной заинтересованности автономного учреждения в осуществлении предпринима-тельской деятельности; 2) создание возможностей для осуществления такой деятельности, включая поддержание готовности других организаций сотрудничать с автономными учреждениями.

Законодательство предоставляет автономному учреждению свободу использования полученных доходов. Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указанные доходы поступают в распоряжение автономного учреждения и могут использоваться им для достижения собственных целей. Данные нормы схожи с регулированием использования существующими бюджетными учреждениями доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако в отличие от ситуации с бюджетными учреждениями собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Это означает, что автономное учреждение сравнительно свободно в расходовании полученных доходов. На всех уровнях бюджетной системы применительно к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности широко используются особые процедуры учета поступления и расходования, которые хотя и не нарушают прав бюджетных учреждений на самостоятельное распоряжение доходами, однако достаточно сложны и предполагают проведение согласований с органами государственной власти.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе осуществлять деятельность в соответствии с заданиями учредителя бесплатно либо за частичную плату. Кроме того, автономные учреждения могут вне заданий учредителя выполнять работы, относящиеся к его основной деятельности, и оказывать услуги за плату на одинаковых при оказании однородных услуг условиях, но лишь в порядке, установленном федеральными законами (п. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Если таковой порядок отсутствует, деятельность, относящуюся к основной, вне задания учредителя автономное учреждение осуществлять не может.

За автономным учреждением закреплено право осуществлять и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и лишь при условии, что такие виды деятельности указаны в уставе автономного учреждения.

Помимо этого, в Законе № 174-ФЗ введен ряд норм, позволяющих автономному учреждению осуществлять свою деятельность и управлять имуществом в более благоприятных условиях. Так, за автономными учреждениями закреплены широкие права по распоряжению имуществом: согласие собственника требуется лишь для распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, иным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Вместе с тем управление имуществом автономным учреждением имеет определенные финансовые ограничения. Так, если в качестве способа получения дополнительных финансовых ресурсов автономное учреждение выберет сдачу в аренду недвижимого, либо особо ценного движимого имущества, средства на содержание данного имущества учредителем выделяться не будут. Рассмотренная норма направлена на пресечение такого распространенного негативного явления, как содержание имущества, сдаваемого в аренду, за счет бюджета.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам такого учреждения. В п. 2 ст. 120 ГК РФ и в п. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого. Однако основную часть имущества, закрепленного за автономным учреждением, составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, а иное имущество, которым автономное учреждение должно отвечать по своим обязательствам, окажется несопоставимо мало. При этом в соответствии с п. 10 ст. 5 Закона № 174-ФЗ оценка достаточности закрепляемого имущества для несения ответственности по обязательствам осуществляется лишь применительно к обязательствам государственного (муниципального) учреждения, возникшим до изменения его типа, без учета обязательств автономного учреждения в будущем. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Указанные нормы снимают с собственника риски, связанные с осуществлением автономным учреждением предпринимательской деятельности, перекладывая их исключительно на автономное учреждение, а значит, на их поставщиков, кредиторов и потребителей услуг.

Автономное учреждение вправе привлекать заемные денежные средства. В случае если цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, а, следовательно, сделка считается крупной, для ее осуществления потребуется одобрение наблюдательного совета автономного учреждения.

Таким образом, хотя автономное учреждение имеет больше прав для распределения полученных доходов по собственному усмотрению, возмож-ности для их получения ограничены в силу ограничения направлений деятельности, которые оно может осуществлять на платной основе, а также ограничения состава имущества, которым автономное учреждение отвечает по своим обязательством при отсутствии субсидиарной ответственности государства.

 

1.2. Муниципальное задание

Взаимоотношения государства (местного самоуправления) и автономного учреждения строятся на основе государственного или муниципального задания – документа, устанавливающего требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

Целью разработки и установления заданий является предоставление услуг (выполнение работ) для выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Благодаря заданию учредитель может более рационально осуществлять финансирование предоставления услуг населению, увеличивая задания тем учреждениям, которые обеспечивают предоставление услуг более высокого качества. Введение конкурентных начал в распределение задания на оказание бюджетных услуг стимулирует учреждение к повышению качества своей деятельности.

Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволяет связать финансирование учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых услуг.

Следует отметить, что из числа автономных учреждений исполнителями государственных (муниципальных) заданий могут быть только те, которые образовались в результате изменения статуса бюджетных учреждений. Условия и порядок формирования и финансового обеспечения выполнения задания автономным учреждением федерального уровня регламентирован Постановлением № 182. Данным постановлением, в частности, определено, что задания устанавливаются в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом автономного учреждения с учетом предложений учреждения о потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании: прогнозируемой динамики количества потребителей услуг; уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг; возможностей федерального автономного учреждения по оказанию услуг; сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания которого учредителем не осущест-вляется; показателей выполнения федеральным автономным учреждением задания в отчетном финансовом году. Например, формирование задания учредителя автономному образовательному учреждению на основе нор-мативного финансирования призвано обеспечить учебные заведения объемом бюджетных ресурсов, достаточным для возмещения постоянных и пере-менных издержек по оказанию государственных образовательных услуг. Общий объем бюджетных средств, предоставляемых учебному заведению, определяется нормативом подушевого финансирования и численностью обучающихся в образовательном учреждении.

Условия и порядок формирования задания учредителя для государственных (муниципальных) автономных учреждений определяются:

1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Задание учредителя на оказание услуг либо выполнение работ утверждается на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно утвержденным условиям и порядку устанавливается содержание задания учредителя, обусловленное необходимостью исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Так, например, в сфере образования устанавливается задание, которое обеспечивает конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, а также право на высшее профессиональное образование на конкурсной основе. В соответствии с Законом № 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Современный подход к определению содержания задания учредителя автономному учреждению вытекает из характеристик качества и параметров услуги. В соответствии с действующим законодательством предусматривается выделение средств не на содержание автономных учреждений как таковых, а на финансирование выполнения задания учредителя, то есть финансирование их деятельности по предоставлению услуг населению, определенных на основе нормативов затрат. Под образовательной услугой понимается услуга, предоставляемая воспитаннику (обучающемуся) на безвозмездной основе образовательным учреждением, связанная с формированием у него знаний, умений и навыков (в том числе профессиональной деятельности) в ходе освоения образовательных программ и оплачиваемая за счет средств бюджетов.

Определение содержания задания учредителя автономному образовательному учреждению нацелено на

  • мотивацию образовательных учреждений к эффективному использованию бюджетных ресурсов, повышению эффективности образовательной деятельности и улучшению качества образовательных услуг в соответствии с современными требованиями рынка труда и международными стандартами;

  • предоставление бюджетных ресурсов образовательным учреждениям исходя из оценки качества образовательных услуг и иных показателей оценки эффективности образовательной деятельности учебного заведения;

  • обеспечение учебных заведений объемом бюджетных ресурсов, достаточным для осуществления образовательной деятельности и финансирования программ развития;

  • обеспечение самостоятельности учебных заведений в распределении бюджетных ассигнований между кодами бюджетной классификации.

Статья 69.2 Бюджетного кодекса предусматривает многовариантный характер содержания государственного задания. Предполагается, что такой же многовариантный характер должен носить и механизм бюджетного финансирования государственного задания, устанавливаемого для автономных и бюджетных учреждений.

Объем финансового обеспечения задания учредителя не должен ставиться в зависимость от типа соответствующего государственного или муниципаль-ного учреждения при условии, что автономное учреждение создано путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Исходя из этого положения порядок формирования задания и определение размеров его финансового обеспечения на оказание услуг (выполнение работ) для автономного учреждения действуют и для бюджетных учреждений.

В отношении автономного учреждения в соответствии с Законом

174-ФЗ (п. 3 ст. 4) учредитель осуществляет: финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; финансовое обеспечение развития автономного учреждения в рамках программы, утвержденной в установленном порядке.

В отличие от бюджетных учреждений, которым бюджетные ассигнования на выполнение задания по оказанию услуг доводятся в составе утвержденной бюджетной сметы, автономному учреждению бюджетные ассигнования на выполнение задания выделяются учредителем едиными суммами в форме следующих субсидий: на возмещение затрат по оказанию услуг (выполнению работ); на возмещение затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; на обеспечение программ развития автономного учреждения; с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания.

Финансовое обеспечение задания учредителя по оказанию государст-венных (муниципальных) услуг должно осуществляться на нормативной основе. Объем финансового обеспечения выполнения задания, установ-ленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреж-дения (п. 1 ст. 20 Закона 174-ФЗ). Следовательно, утвержденный главным распорядителем средств федерального бюджета порядок определения нормативных затрат на оказание услуги одного вида не может различаться для федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений. В связи с этим нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти должен утверждаться единый порядок определения нормативных затрат на оказание услуг.

Бюджетным кодексом (статья 69) предусматривается выделение бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнований на оплату государственных (муниципаль-ных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Таким образом, муниципальное задание определяет основные обязательства учреждения и учредителя по отношению друг к другу, определяя и степень подотчетности автономного учреждения учредителю.

Из содержания задания муниципального задания вытекает главное финан-совое обязательство автономного учреждения – расходовать средства субсидии строго по целевому назначению, давать своевременный отчет учредителю о расходовании этих средств.

В заключение первой главы данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Создание в России автономных учреждений было продиктовано стремлением авторов проекта, с одной стороны, дать большую свободу учреждениям социальной сферы в распоряжении собственностью и средствами, с другой стороны, уменьшить субсидиарную ответственность государства за деятельность этих учреждений. В числе важнейших задач, которые решались посредством введения учреждений нового типа – создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятель-но, что позволит уменьшить возложенное на государство бремя их содержа-ния и повысить качество услуг.

2. Автономные учреждения призваны заменить собой существующие государственные бюджетные учреждения, численность которых представ-ляется явно избыточной.

3. Главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, имущество, возможность брать кредиты в банках, брать взаймы, участвовать в финансовых операциях.

4. Взаимоотношения государства (местного самоуправления) и авто-номного учреждения строятся на основе государственного или муниципаль-ного задания – документа, устанавливающего требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказываемых госу-дарственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ). К сожалению, в законе «Об автономных учреждениях» и других законодательных актах не прописаны права автономного учреждения за пределами муниципального задания, которое, фактически, должно включать в себя все обязательства автономного учреждения перед учредителем, во всяком случае, эти обязательства должны быть прописаны в законах, касающихся муниципального задания. Отсутствие четко прописанных обязательств и свобод автономного учреждения и придает понятию «автономия» зыбкость и неопределенность, что приводит к вольному его толкованию, как со стороны учредителя, так и со стороны руководителя автономным учреждением.

 

ГЛАВА 2. ПРАВА АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

2.1. Платные образовательные услуги. Привлеченные средства

автономного образовательного учреждения

Муниципальное задание не обязывает учреждение оказывать платные услуги и отчитываться перед учредителем по финансовым средствам, от них полученным. Предоставление платных услуг не включается, как правило, в муниципальное задание, как и не включаются в него привлеченные средства.

Согласно закону "Об автономных учреждениях, сверх объемов заданий и обязательств автономное учреждение вправе по своему усмотрению оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, возмездно и на одинаковых при оказании услуг условиях для граждан и юридических лиц в соответствии с порядком, установленным законодательством. Но исследование существующего законодательства, соотнесение закона "Об автономных учреждениях" с Бюджетным и Налоговым кодексами говорит о том, что все гораздо сложнее.

В своей статье "Задание учредителя автономному учреждению" известный российский экономист в области образования А.Б. Вифлеемский утверждает следующее: "До внесения изменений в Закон об автономных учреждениях не было сомнений, что государственное (муниципальное) задание устанавливается только на услуги автономным учреждениям с бюджетным финансированием (то есть оказываемые бесплатно или частично за плату), тогда как на платные услуги учредитель задание не должен был устанавливать. Действующая редакция Закона не дает такого однозначного ответа. Поскольку Закон об автономных учреждениях не содержит четкого ответа на наш вопрос, заглянем в Бюджетный кодекс. В соответствии с его п. 2 ст. 69.2 государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Таким образом, указанная норма распространяется как на бюджетные, так и на автономные государственные (муниципальные) учреждения. При этом финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Исходя из положений Бюджетного кодекса, можно сделать вывод: учредитель, устанавливая задание, должен определить и размеры финансового обеспечения установленного задания, причем за счет бюджетных средств (средств государственных внебюджетных фондов). В то же время в п. 1 ст. 69.2 БК РФ указано: государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам среди прочего должно содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления этих цен (тарифов).
Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В п. 3 Положения указано, что должно войти в задание автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. В этом перечне среди прочего зафиксировано, что в задание подлежат включению предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими и (или) юридическими лицами (если законодательством РФ предусмотрено выполнение соответствующих работ (оказание услуг) на платной основе) либо порядок их установления. Подтверждение можно найти в рекомендуемой форме задания на оказание услуг федеральным автономным учреждением, приведенной в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения. Согласно этим рекомендациям, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуги на платной основе, в задании должен быть заполнен раздел 5, где указываются предельные цены (тарифы) на оплату услуг. Что касается автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, а также муниципальных АУ, для них задание формируется в аналогичном порядке. О том, что в него может быть включена информация о предельных ценах (тарифах) на оплату услуг, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуг на платной основе, свидетельствуют нормативные акты, выпущенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (см., например, п. 5 п. 2. Условий и порядка формирования задания учредителя для автономного учреждения Республики Карелия). Таким образом, учредители автономных учреждений 
могут установить задание для автономных учреждений не только на услуги, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета, но и на платные услуги" [12.12].

В жизни все оказывается намного сложнее. Даже при не включении платных услуг в муниципальное задание, органы местного самоуправления, не взирая на Закон № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" п.6 ст.4., как правило, обязывают автономные учреждения оказывать платные образовательные услуги, спуская сверху им задание, нормативы, подобные тому, что установлены приказом "Об установлении тарифов на платные образовательные услуги" управления образования администрации г. Хабаровска; его же приказом № 205 от 25.02.2015 «Об установлении плановых объемов поступлений от оказания платных дополнительных образовательных услуг муниципальным учреждениям образования на 2015 год», устанавливающим плановое задание всем образовательным учреждениям, не учитывающим, что оказание платных услуг – дело добровольное для автономных учреждений и регламентировать его приказами нельзя; приказом № 187 от 04.03.2014 г. «Об установлении процента отчислений в фонд оплаты труда от планового объема поступлений денежных средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг».

Несовершенство законодательства об автономных учреждениях обнаруживает себя в порядке предоставления платных услуг еще в одном моменте – установлении предельных тарифов на платные услуги, принимаемых во многих субъектах Российской Федерации, несмотря на существующее в законе № 174- ФЗ положение, согласно которому тарифы на платные услуги устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, когда:

1)   тарифы на платные услуги являются предметом регулирования государством или органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, например, услуги государственной экспертизы строительной проектной документации и т.д.;

2)  если платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).

Здесь дает о себе знать привычка чиновников от образования управлять бюджетами государственных (муниципальных) учреждений в "доавтономный" период, рассматривать средства, полученные от платных образовательных услуг как бюджетные. Сегодня, когда бюджеты всех уровней испытывают дефицит финансовых средств, тенденция государства компенсировать недофинансирование автономных и бюджетных учреждений за счет платных услуг становиться все более очевидной и неотвратимой, что может привести к их включению в муниципальное задание автономных учреждений с утвержденными предельными тарифами на них.

Еще сложней обстоит дело с привлеченными средствами, например, добровольным благотворительным целевым родительским взносом, компенсирующим неполноту бюджетного финансирования того же муниципального задания. Не взирая на п. 8 ст.2. Закона 174-ФЗ,согласно которому "Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом", государство все более стремится взять под свой контроль все внебюджетные средства, включая благотворительные взносы и средства, полученные от коммерческой деятельности. Это выражается в местном законотворчестве, например, в "Положении о привлечении и расходовании благотворительных средств" управления образования администрации г. Хабаровска, предписывающим автономным образовательным учреждениям правила их получения, определяющим статьи расходования этих средств. Подобного рода приказы и положения игнорируют п.8 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях», демонстрируя устойчивый курс местного самоуправления на нарушение Федерального законодательства в угоду собственным интересам, ставят своей целью установление полного контроля за внебюджетными средствами автономных учреждений. О какой самостоятельности в расходовании внебюджетных средств автономным учреждением в таком случае может идти речь?!

 

2.2. Локальные акты автономного учреждения как правовая основа для привлечения и расходования внебюджетных средств

Порядок привлечения внебюджетных средств, выведенных за рамки муниципального задания, определяется нормативными актами самого автономного учреждения: положениями о привлечении и расходовании добровольного целевого родительского взноса, о стимулировании работников автономного учреждения, включая директора, из средств от добровольного целевого родительского взноса и платных услуг, положением о Попечительском совете учреждения, положением о собрании трудового коллектива, которое утверждает величину стимулирующих надбавок и согласует их с Попечительским советом, сметой расходования средств от добровольного целевого родительского взноса, сметой расходования средств от платных образовательных услуг, протоколами Попечительского совета, утверждающие ежегодно величину стимулирующей надбавки директору от привлеченных и заработанных средств.
Ниже мы даем ряд положений МАУ ДОД "ЦЭВД", регламентирующих порядок получения и расходования благотворительных средств, выплаты стимулирующих надбавок его работникам, включая директора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

МАУ ДОД «ЦЭВД» о целевом добровольном родительском взносе

 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение вводится с целью укрепления материально-технической базы МАУ ДОД "Центр эстетического воспитания детей"

г. Хабаровска (в дальнейшем ЦЭВД), организации культурно-просветительских мероприятий, приобретение необходимых научно-методических и учебных материалов и пособий, инвентаря и оборудования, обеспечения условий для качественного медицинского обслуживания детей, материального поощрения работников учреждения.

1.2.Целевой взнос является добровольным благотворительным взносом как физических, так и юридических лиц, который гарантирует непрерывность и качество учебного процесса при постоянном дефиците бюджетных ассигнований на дополнительное образование, а также материальное обеспечение учебного процесса при существующем росте инфляции.

1.3.Целевой взнос включает в себя вступительный (разовый) взнос и взносы за период обучения учащегося в ЦЭВД.

 

2. Порядок уплаты целевого взноса.

2.1. Целевой взнос уплачивается родителями детей, посещающих студии ЦЭВД ежемесячно.

2.2. Размер и сумма целевого взноса утверждается Попечительским советом ЦЭВД с учетом роста цен и коэффициента инфляции и обозначается в договоре, заключаемом учреждением с родителями учащегося.

2.3. Целевой взнос уплачивается непосредственно в бухгалтерию ЦЭВД наличными деньгами или перечислением.

2.4. В некоторых случаях ЦЭВД уменьшает сумму целевого взноса или освобождает полностью от его уплаты родителей, исходя из представленных документов.

 

3. Порядок расходования средств целевого взноса и отчета по ним.

Средства, полученные от целевого взноса и другие взносы расходуются на:

3.1. Текущий ремонт помещений ЦЭВД, приобретение необходимых для ремонтных работ материалов и оборудования.

3.2. Средства санобработки помещений.

3.3. Приобретение необходимых учебных материалов, программ, наглядных пособий, учебного инвентаря и оборудования, медикаментов.

3.4. Эстетизацию учебной среды и создание комфортных условий обучения.

3.5. Оплату дополнительного персонала ЦЭВД, юридических услуг, материальное поощрение работников ЦЭВД.

3.6. Приобретение медикаментов, медицинской аппаратуры.

3.7. Повышение квалификации преподавателей Центра, командировочные

расходы.

3.8. Поддержку талантливых детей.

3.9. Выплату стипендий одарённым детям.

3.10.Организацию и проведение конкурсов и фестивалей.

3.11.Проведение праздников, утренников, приобретение подарков и призов

для детей.

3.12.Пошив костюмов, постановку танцев.

3.13.Аренду транспорта, необходимого для нужд Центра, оплату ГСМ.

3.14.Рекламу ЦЭВД.

3.15.Оплату средств связи.

3.16.Обслуживание и ремонт оборудования, техники.

3.17.Представительские и прочие расходы.

3.18.Коммунальные услуги.

Администрация ЦЭВД обязуется информировать родителей о расходовании средств целевого добровольного родительского взноса на родительских собраниях, на информационном стенде, на сайте учреждения.

Положение вступает в силу с момента утверждения его Попечительским советом, Советом ЦЭВД и действует до вступления в силу нового варианта Положения.

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о выплатах надбавок и доплат работникам ЦЭВД из средств

целевого добровольного родительского взноса

 

Настоящее Положение вводится для материального стимулирования преподавателей и сотрудников ЦЭВД за творческое отношение к делу, за качество выполненных работ.

Порядок выплаты надбавок и доплат.

1. Директору ЦЭВД доплаты производятся в размере 5% ежемесячно из средств целевого добровольного родительского взноса, других благотворительных взносов, за исключением средств, перечисляемых на стипендии учащимся и целевые программы.

2. Заместителю директора по УВР производятся доплаты от 3000 руб. до 15000 руб. в зависимости от объема и качества выполненных работ.

3. Заместителю директора по АХЧ производятся доплаты от 3000 до 12000 руб.

4. Зам. директора по безопасности и труду – от 15 000 до 15 000 руб. в зависимости от объема работы, выполнение ее в сжатые сроки и с хорошим качеством, учитывая единственный источник финансирования.

5. Гл. бухгалтеру - от 5000 до 25 000 руб. в зависимости от должности, объема выполняемых работ, степени их сложности; работ, связанных с реализацией программ и проектов, на которые средства выделяются целевым назначением;

6. Бухгалтеру-расчётчику – от 3000 до 12 000 руб.

7. Врач - от 10 до 22 000 руб.

8. Начальник отдела кадров – от 3000 до 10000 руб.

9. Методистам – от 1000 до 10000 руб.

10. Зав. библиотекой – от 500 до 8000 руб.

11. Режиссёру и заведующим студиями – от 5000 до 15000 руб. в зависимости от количества учащихся в студии, количества групп, объема работы.

12. Работникам студии технических средств (звукооператору и звукорежиссёру) – от 5000 до 10 000 руб.

13. Преподавателям студий - от 3000 до 14000 руб.

14. Работникам АХЧ – от 3000 до 8000 руб.

При издании приказа директор руководствуется решением комиссии по распределению стимулирующих надбавок, докладными, подаваемыми руководителями подразделений ЦЭВД на преподавателей и сотрудников,

15. Надбавки и доплаты из средств целевого родительского взноса могут быть сняты или уменьшены в случае объявления взыскания (выговора) преподавателю или сотруднику ЦЭВД за неполное или некачественное выполнение работ.

16. Положение вступает в силу с момента утверждения его собранием трудового коллектива.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о попечительском совете МАУ ДОД «Центр эстетического воспитания

детей»

 

1. Общие положения.

1.1. Попечительский Совет образовательного учреждения создается

на основании Закона РФ «Об образовании».

1.2. Попечительский Совет (далее Совет) создан на основе совместной деятельности с администрацией образовательного учреждения для реализации образовательных, социальных и иных общественно-полезных целей.

1.3. Деятельность Совета регламентируется действующим законодательством Российской Федерацией, Уставом образовательного учреждения, Положением о Совете, другими нормативными документами, регламентирующие деятельность образовательных учреждений.

1.4. Совет не является юридическим лицом, не имеет своего расчетного счета в учреждениях банков, самостоятельного баланса, печати, штампа.

1.5. Совет обязан своевременно информировать о принимаемых решениях и результатах своей деятельности родителей (законных представителей).

 

2. Цели, задачи, функции Совета.

2.1. Целью создания Совета является оказание всестороннего содействия образовательному учреждению в деле реализации образовательных программ и обеспечение содержания обучения.

2.2. Основные задачи Совета.

-привлечение денежных и материальных средств от физических и юридических лиц для выполнения основных целей образовательного учреждения;

-создание необходимых условий для воспитания и обучения детей (учащихся), их умственного, нравственного и физического развития;

-создание условий для дополнительного образования детей (учащихся), дополнительной подготовки и переподготовки педагогических кадров;

-организация финансовой помощи образовательному учреждению в проведении ремонтных работ, оздоровительных мероприятий; укреплении материально- технической базы образовательного учреждения;

-оказание социальной помощи детям (учащимся) из многодетных и малообеспеченных семей, работникам образовательных учреждений;

-оказание помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающего персонала образовательного учреждения.

2.3. Функции Совета:

- разработка совместно с администрацией перспектив развития образовательного учреждения;

-рассмотрение вопросов, связанных с организацией учебно-воспитатель-ного процесса;

-стимулирование учебно-воспитательного процесса, поощрение детей (учащихся), директора и педагогического персонала;

-согласование интересов родителей (законных представителей), детей (учащихся) и администрации образовательного учреждения;

-привлечение благотворительных и иных целевых взносов физических и юридических лиц в форме денежных средств, материальных ценностей;

- согласование с руководителем образовательного учреждения приоритетов в расходовании внебюджетных денежных средств;

- разработка и предложение (педсовету, педагогическому коллективу) для обсуждения и утверждения Положения по расходованию внебюджетных средств;

- осуществление контроля за расходованием внебюджетных финансовых и материальных средств;

-отчет о расходовании внебюджетных средств перед общим собранием родителей (законных представителей).

 

З. Состав Совета.

3.1. В состав Совета могут входить:

- родители (законные представители) детей (учащихся);

-представители общественных, благотворительных организаций, предприятий различных форм собственности, частные лица, содействующие развитию образовательного учреждения;

-представитель администрации образовательного учреждения;

3.2.Родители детей (учащихся) или их законные представители избираются из каждой возрастной группы на родительском собрании студий ЦЭВД в количестве одного человека от студии.

3.3. Родители детей (учащихся) или их законные представители от группы (класса) считаются избранные простым большинством голосов открытым голосованием родителей.

3.4. Представители общественных, благотворительных организаций, предприятий различных форм собственности и частные лица входят в состав Совета на добровольных общественных началах.

3.5. Представитель администрации назначается руководством образовательного учреждения.

3.7.Совет избирается сроком на 1 учебный год и подотчетен общему собранию родителей (законных представителей).

 

4. Организация работы Совета.

4.1.Совет осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии задачами и функциями, определенными настоящим положением.

4.2.Работа Совета осуществляется в форме заседаний. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал (три месяца). Совет может собираться в неплановом порядке по просьбе 1/3 членов Совета, родителей детей (учащихся) или персонала образовательного учреждения.

4.3.Совет принимает решения в рамках своих полномочий, определенных настоящим положением. Изменение полномочий Совета принимается на общем собрании родителей (законных представителей).

4.4. Заседания Совета правомочно принимать решение, если присутствует не менее 50% его членов. Решения принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих.

4.5.К исключительной компетенции Совета относятся следующие решения:

- определение основных направлений деятельности Совета,

- избрание председателя Совета;

- разработка Положения по расходованию внебюджетных средств образовательного учреждения;

- утверждение формы и содержания договоров, заключаемым образовательным учреждением с родителями (законными представителями) учащихся;

- определение величины вступительного взноса и целевых родительских взносов;

- утверждение сметы расходов внебюджетных средств учреждения;

- утверждение величины стимулирующей надбавки, выплачиваемой ежемесячно директору учреждения из привлечённых и заработанных средств;

- контроль за расходованием внебюджетных средств образовательного учреждения;

- содействие укреплению материально-технической базы учреждения, благоустройство его помещений и территории;

- заслушивание отчетов председателя Совета;

- изменение положения о Совете;

- согласование изменений в Уставе образовательного учреждения.

4.6. Руководство текущей деятельностью Совета осуществляет Председатель, который избирается простым большинством голосов открытым голосованием сроком на 1 год из числа выбранных в Совет.

4.7. Председатель Совета:

- осуществляет контроль за расходованием внебюджетных средств;

- предоставляет отчет о деятельности Совета по итогам учебного года,

- несет ответственность за организацию и итоги работы Совета.

4.8. Председатель Совета имеет право:

- привлекать внебюджетные источники финансирования;

- обеспечивать выполнение решений общего собрания родителей (законных представителей). Совета, их локальных нормативных актов;

- планировать и осуществлять оперативное руководство деятельностью Совета;

- распределять обязанности между членами Совета;

- подписывать документы, связанные с деятельностью Совета.

4.9. Из числа членов Совета большинством голосов открытым голосованием избирается секретарь Совета, который ведет и оформляет протоколы заседаний Совета.

 

5. Имущество и средства, находящиеся в ведении Совета.

5.1 Имущество и средства, находящиеся в ведении Совета, формируются за счет:

-пожертвований денежных и материальных средств от физических и юридических лиц;

-целевых благотворительных взносов;

-поступлений от мероприятий, проводимых самим Советом или другими организациями, предприятиями, учреждениями в пользу Совета,

-иных поступлений, не противоречащих закону.

5.2. Внесение денежных средств производится в учреждения банков на

текущий счет образовательного учреждения.

5.3.Все финансовые и материально-технические средства, поступающие в распоряжение ЦЭВД, должны быть поставлены на учет в образовательное учреждение.

5.4.Распорядителем средств, привлеченных Советом, является руководитель образовательного учреждения..

5 .5.Средства Совета расходуются в соответствии с его целями и задачами.

 

6. Принципы взаимодействия Совета и образовательного учреждения.

Совет взаимодействует с образовательным учреждением на основе следующих принципов:

6.1. Взаимного доверия и партнерства в деятельности образовательного учреждения и Совета.

6.2. Взаимной ответственности.

6.3. Разграничения функций и полномочий образовательного учреждения и Совета.

6.4. Открытости, гласности, демократичности в работе.

6.5. Невмешательства Совета в текущую деятельность образовательного учреждения.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о собрании трудового коллектива МАУ ДОД

«Центр эстетического воспитания детей»

 

Собрание трудового коллектива является высшим органом общественного самоуправления образовательного учреждения. Собрание трудового коллектива состоит из всех работников Учреждения, действует бессрочно. Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Его решения считаются правомочными, если на нем присутствуют не менее 3/4 членов трудового коллектива, для которых Учреждение является основным местом работы.

Собрание трудового коллектива:

  • решает вопрос о заключении с администрацией коллективного договора, рассматривает и принимает его;

  • заслушивает и утверждает годовой отчет директора о деятельности Учреждения;

  • утверждает доклад директора;

  • определяет приоритетные направления экономической и образовательной деятельности Учреждения, принципы формирования использования его имущества;

  • рассматривает вопросы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка;

  • принимает Правила внутреннего трудового распорядка,

  • определяет меры и порядок социальной поддержки работников Учреждения;

  • обсуждает и принимает Положение об оплате труда работников, об установлении компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера), стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат);

  • выбирает члена Наблюдательного совета Учреждения;

  • выбирает членов комиссии по распределению стимулирующих выплат;

  • принимает решения по другим важнейшим вопросам деятельности Учреждения, не отнесенным к исключительной компетенции директора и Наблюдательного совета.

Споры, возникающие при заключении и исполнении коллективного трудового договора, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решения на общем собрании принимаются большинством голосов.

Согласно главе 4 "Управление автономными учреждениями" Закона

174-ФЗ, формами общественного контроля за финансовыми средствами является Наблюдательный совет учреждения и регулярная публикация в СМИ отчетов о его работе. Но деятельность Наблюдательного совета ограничивается лишь утверждением финансово-хозяйственной деятельности и отчетов об их выполнении. В компетенцию учредителя контроль за внебюджетными средствами вообще не входит. Согласно уставу МАУ ДОД "ЦЭВД", контроль за расходованием внебюджетных средств и, прежде всего, благотворительных, осуществляет Попечительский совет автономного учреждения, что вполне логично – кто дает средства, тот их и контролирует. Попечительский совет вправе создавать ревизионную комиссию по контролю за расходованием привлеченных средств, указывать директору на нарушения и призывать его к ответу перед родителями учащихся и другими благотворителями.

Однако в вопросе контроля за расходованием внебюджетных средств управление образования администрации г. Хабаровска как учредитель выходит за рамки своей компетенции, четко зафиксированной в Законе №174-ФЗ, согласно которому к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится:

1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами вопросов (пункт дополнен с 21 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 239-ФЗ.

Однако учредитель, как правило, полагает, что подведомственное ему учреждение подотчетно ему всей своей деятельностью, безотносительно от того, бюджетное оно или автономное.

Решение вопроса о стимулировании руководителя автономного учреждения из привлеченных средств представляется весьма сложным, поскольку оно не оговаривается в законе № 174 -ФЗ. В статье К.Г. Чагина "Автономные учреждения: «Госкорпорации» в социальной сфере или мостик к рынку?" при сравнении преимуществ автономного учреждения перед бюджетным, автор статьи подчеркивает право автономных учреждений на самостоятельность в решении этого вопроса: "Применение механизма автономных учреждений действительно может создать такие стимулы для руководства и сотрудников учреждения. Во-первых, это может достигаться благодаря установлению для учреждения задания, содержащего конкретные требования по оказанию услуг – тем самым задается определенная планка по эффективности использования ресурсов. Во-вторых, у самих руководителей автономного учреждения помимо моральных стимулов к обеспечению и повышению эффективности использования ресурсов появляются и экономические стимулы – ведь теперь различными выигрышами от повышения этой эффективности могут воспользоваться они сами без получения на то согласований и разрешений от учредителя" [18.24].

Однако в реальности все происходит иначе: учредитель руководствуется своими положениями о стимулировании руководителей образовательных учреждений, не разделяя их на руководителей бюджетных и автономных учреждений, согласно которым стимулирование руководителя автономного учреждения либо ограничивается только средствами от платных образовательных услуг, либо учредитель сам определяет величину стимулирующей надбавки и ограничения на нее от благотворительных средств, как это сделано начальником управления образования администрации г. Хабаровска, который выплачивает руководителям образовательных учреждений стимулирующую надбавку только от платных образовательных услуг раз в квартал и не более 15 тысяч рублей независимо от величины доходов автономного учреждения.

 

2.3. Пути совершенствования законодательства об автономных

учреждениях

2.3.1. Необходимо более четко обозначить в Законе № 174-ФЗ принципиальные различия автономных и бюджетных учреждений.

2.3.2. Необходимо дать более конкретное определение понятия "автономное учреждение", установить границы автономии, прежде всего, в степени подчиненности учреждения учредителю и в распоряжении внебюджетными средствами. На наш взгляд, подотчетность автономного учреждения учредителю в финансовых вопросах должна ограничиваться муниципальным заданием и расходованием субсидии, даваемой государством на его выполнение.

2.3.3. Муниципальное задание должно быть стержнем Закона "Об автономных учреждениях" № 174-ФЗ и определять ответственность учредителя и учреждения, их права и обязательства по отношению друг к другу, степень автономности образовательного учреждения.

2.3.4. В п. 8. ст. 2 Закона № 174-ФЗ необходимо более подробно прописать границы свободы автономного учреждения в расходовании внебюджетных средств, прежде всего, привлеченных.

2.3.5. В законе очень подробно прописаны полномочия и порядок работы наблюдательного совета автономного учреждения, решения которого носят всего лишь рекомендательный характер для руководителя учреждения, а полномочия и права Попечительского совета, к сожалению, не нашли в нем отражения. Попечительский совет должен стать главным органом, распоряжающимся внебюджетными средствами, и его полномочия должны быть прописаны прежде всего в Законе "Об автономных учреждениях", а затем в Уставе учреждения и его локальных актах, опираясь на полномочия и права, закрепленные за ним в Законе № 174 -ФЗ. Попечительский совет и Собрание трудового коллектива должны решать самостоятельно без участия учредителя вопрос о величине и порядке выплаты руководителю учреждения стимулирующей надбавки из привлеченных и заработанных средств.

2.3.6. Закон № 174-ФЗ должен увеличить "вес" локальных актов автономного учреждения, отметить их первостепенную роль в управлении внебюджетными средствами, чтобы ограничить сферу деятельности учредителя в управлении финансами автономного учреждения контролем за расходованием субсидии, а контроль за расходование внебюджетных средств поручить общественным структурам управления, существующим в автономном образовательном учреждении. Внебюджетными средствами автономное учреждение должно распоряжаться свободно, не согласовывая с учредителем порядок его расходования.

В заключение второй главы мы делаем следующие выводы:

1. Декларированная законом "Об автономных учреждениях" свобода использования внебюджетных средств на самом деле является весьма иллюзорной. Так, средства от платных образовательных услуг, на практике, контролируются учредителем, а вознаграждение за их оказание руководитель получает в зависимости от соответствующих локальных актов учредителя и его отношения к руководителю автономного учреждения. Благотворительными и иными средствами руководитель автономного образовательного учреждения также не может свободно пользоваться, поскольку учредитель либо прямо вмешивается своими приказами и распоряжениями в эту финансовую сферу, либо косвенно – сокращает бюджетное финансирование, заставляя тратить эти средства на прежде закрываемые субсидией статьи расходов учреждения.

2. Локальные акты автономного учреждения, имеющие отношение к привлечению и расходованию внебюджетных средств, зачастую игнорируются учредителем, который признает только те локальные акты, которые сделаны по образцу, им предписанному. В то время как в самих положениях, которые предлагает учредитель, нередко указано, что они носят примерный характер.

3. Роль Попечительского совета зачастую понимается учредителем иначе, нежели руководителем автономного учреждения. Первый видит, как правило, в Попечительском совете помощника в организации учебного процесса, тогда как второй – помощника в добывании средств, необходимых для нормального функционирования учреждения. Функции Попечительского совета автономного образовательного учреждения должны быть особо прописаны в законодательных актах применительно к порядку привлечения и расходования внебюджетных средств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение законодательства, связанного с автономными учреждениями, анализ научных работ Е.М. Бурундуковой, А.Б.Вифлеемского, Н.С.Гри-горьевой, Т.А.Гусевой, Е.А. Пыхова и К.Г. Чагина позволили сделать следующее:

установить принципиальные различия между автономными и бюджетными учреждениями;

выявить нормативно-правовую основу имущественных и финансовых отношений муниципального автономного образовательного учреждения с государством и учредителем;

раскрыть степень подотчетности муниципальных автономных образовательных учреждений учредителю в использовании внебюджетных финансовых средств;

показать роль локальных актов автономного учреждения в обретении свободы действий, допускаемой действующим законодательством;

показать пути совершенствования законодательства об автономных учреждениях в целях создания учреждения, гармонично сочетающего с выгодой для него самого, государства и потребителя образовательных услуг подчинение и независимость в их диалектическом единстве;

придти к оптимистичному выводу о том, что появление автономных учреждений в Российской Федерации в системе образования – факт положительный при сохранении их автономии, прав и свобод, первоначально заявленных.

К сожалению, надо признать, законодательство об автономных учреждениях носит весьма расплывчатый характер, имеет свои пробелы, которые требует дополнения и внесения поправок в Закон № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Границы автономии учреждений должны быть четко определены и, прежде всего, в привлечении и расходовании внебюджетных средств, что даст этим учреждениям дополнительный стимул к расширению сферы платных услуг и поиску инвестиций.

Автономия учреждений, особенно образовательных, должна быть подтверждена их свободой в пользовании внебюджетными средствами, в сферу которых учредитель не должен вторгаться, ограничивая свой контроль лишь за расходованием субсидии.

Таким образом, поставленная во введении цель выпускной аттестационной работы достигнута, а исследовательские задачи решены.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823; Российская газета. - № 153-154. - 12.08.1998. 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №32. - ст. 3301; Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994. 
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (в редакции от 9 марта 2010 г. № 20-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3824; Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998. 
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32 - ст. 3340; Парламентская газета. -

151-152. - 10.08.2000. 
5. Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (в редакции от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - 06.11.2006. - № 45. - ст. 4626; Российская газета. - № 250. - 08.11.2006; Парламентская газета. - № 185-186. - 09.11.2006. 
6. Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях"" от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ (в редакции от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - 16.02.2009. - № 7. - ст. 786; Парламентская газета. - № 9. - 17.02.2009; Российская газета. - № 25. - 13.02.2009. 
7. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ). // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - ст. 145; Российская газета. - № 14. - 24.01.1996. 
8. Федеральный закон "Об образовании" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ
).

  9. Автономное учреждение: правовые и финансовые аспекты деятельности [Текст] // Автономные учреждения: экономика, налогообложение и бухгалтерский учёт. - 2008. - № 6. - C. 17-22. 
10. Бердашкевич, А.Л. Правовой и экономический статус субъектов образовательной деятельности. Слово о завтрашнем дне [Текст] // Закон. - 2006. - № 4. - С. 15-18. 
11. Бурундукова, Е.М. Автономные учреждения: правовые, бухгалтерские и налоговые аспекты [Текст] / Е.М. Бурундукова. - М.: ГроссМедиа, 2008. -

112 с. 
12. Вифлеемский, А.Б.
Задание учредителя автономному учреждению [Текст] // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - N 4. - С.12-14.

13. Вифлеемский, А.Б. Изменения в финансово-хозяйственном механизме функционирования бюджетных учреждений [Текст] // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2006. - № 10. - С. 12-19. 
14. Григорьева, Н.С. Автономные учреждения: создание, реорганизация и ликвидация [Текст] / Н.С. Григорьева // Гражданское право. - 2008. - № 4. - С. 14-17. 
15. Григорьева, Н.С. Правовой режим имущества автономных учреждений [Текст] / Н.С. Григорьева // Автономные учреждения: экономика, налогообложение и бухгалтерский учёт. - 2009. - № 1. - С. 19-20. 
16. Озерова, Н.Б. Автономное учреждение – новая организационно-правовая форма [Текст] // Советник бухгалтера в сфере образования. - 2007. - № 1. - С. 16-32. 
17. Пыхов, Е.А. Актуальные проблемы реализации автономии автономными учреждениями [Текст] / Е.А. Пыхов // Гражданское право. – 2007. -

3. - С. 5-6. 
18. Чагин, К.Г. Автономные учреждения: "госкорпорации" в социальной сфере или мостик к рынку? [Текст] / К. Чагин // Законодательство и экономика. - 2008. - № 5. - C. 14-24.