Обоснование нереальности и нецелесообразности введения персонифицированного финансирования в городе Хабаровске в 2019 году
Введение персонифицированного финансирования дополнительного образования в Хабаровском крае, в частности, в городе Хабаровске является авантюрной и опасной затеей, которая приведет к разрушению сложившейся, отлаженной и эффективно работающей в условиях недостаточного финансирования системе, которая приспособилась к существующим экономическим условиям.
Непонятен смысл затеянной реформы ДО. Целевые установки этой реформы, заявленные в Концепции персонифицированного финансирования ДО в Хабаровском крае, утвержденной распоряжением его Правительства, содержатся и осуществляются в существующей системе ДО:
– дети имеют равный и свободный доступ к обучению по выбранным образовательным программам; по желанию могут менять направление обучения, его профиль и даже само учебное заведение;
– существующее подушевое финансирование учитывает, с одной стороны, стоимость программ имеющихся в образовательном учреждении учебных планов; с другой стороны, учитывает весьма ограниченные возможности муниципалитетов, и трудно представить, что сертификат даст ребенку больше финансовых возможностей, нежели существующее подушевое финансирование, а тогда к чему «огород городить»;
– реестр образовательных программ всех учреждений ДО г. Хабаровска есть в Навигаторе;
– введение сертификатов, по мнению инициаторов реформы, ставит в равное положение государственные и негосударственные учебные заведения. Но кто мешает муниципалитетам ввести подушевое финансирование и для негосударственных учреждений ДО, хотя бы минимальное? А мешает отсутствие денежных средств, которое сертификаты не преодолеют.
Основные контрдоводы
1. Программа не является единственным основанием для обсчета курса обучения; программа создается каждым педагогом под себя и с учетом условий, имеющихся в учебном заведении – количества обучающихся, площадей, аппаратуры, инструментов, учебно-методического обеспечения, а они везде разные. Механически использовать программу одного учреждения в образовательном процессе другого учебного заведения весьма сложно.
2. Решение о зачислении ребенка в учреждение ДО принимается не директором напрямую, а, согласно Концепции, Уполномоченным органом, оценивающим программу, и наличие сертификата.
3. В настоящее время нет этого Уполномоченного органа, действия которого вступают в противоречие – с законом «Об образовании»; – «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; – с Постановлением администрации г. Хабаровска № 796 от 21.03.2019 «Об утверждении требований к качеству предоставления услуг в области образования на территории городского округа «Город Хабаровск»; – с уставами и локальными актами учреждений ДО.
4. Уполномоченный орган будет допускать детей к обучению только по сертифицированным другим органом учебным программам, который будет определять «значимые» и «незначимые» программам, а те требования, которые предъявляет новая Модель реализации разноуровневых программ, рекомендованная Министерством образования и науки Хабаровского края, потребуют серьезной переработки имеющихся программ, доведения их до уровня научно-исследовательских работ, на что потребуется не один год.
5. Создание Уполномоченного органа и органа, сертифицирующего программы потребует немалого количества работников с соответствующими окладами, которые будут заниматься изготовлением сертификатов, вести реестр, следить за порядком предоставления сертификатов и прекращения их действия. Эти вновь созданные структуры съедят и без того нищий бюджет дополнительного образования.
6. В настоящее время в учреждениях ДО города Хабаровска обучаются дети не только города Хабаровска, но и дети его пригородов, сельских поселений. Сертификаты в городе Хабаровске будут выдаваться только детям, живущим на его территории, а дети из пригородов должны будут получать сертификаты в своих муниципальных образованиях, что справедливо, но приведет к тому, что многие учебные заведения не досчитаются учащихся.
7. Отсутствие механизма перехода на новую организационную и финансовую модель деятельности учреждений дополнительного образования и попытка с сентября 2019 года ввести сертификаты для обучающихся приведут к тому, что учреждения ДО 1 сентября останутся без набора и средств к существованию, за чем последует бунт педагогов, родителей и судебные разбирательства.
8. Сроки перехода на персонифицированное финансирование ДО, данные в Концепции – не реальные. Осуществление подобных реформ требует их обсуждения, уточнения, тщательной проработки и подготовки, а не «кавалерийской атаки», которую от нас требует Министерство образования и науки Хабаровского края.
Директор МАУ ДО г. Хабаровска
"Центр эстетического воспитания детей"
доктор педагогических наук,
профессор, действительный член Академии
педагогических и социальных наук,
эксперт по вопросам образования
ХО «Народного фронта» А.А.Никитин
15.05.2019 г.