Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Первый в России

Жителям города Хабаровска – столицы дальневосточного региона России – хорошо знакомо приметное пятиэтажное здание, находящееся  на пересечении центральных улиц Муравьева-Амурского и Калинина. В 1989 году здесь был открыт первый в России Центр эстетического воспитания детей – учреждение дополнительного образования нового типа, представляющее альтернативу внешкольным учебным заведениям досугового и узкоспециализированного профиля.

Центр был создан поначалу как общественно-государственное учреждение (в настоящее время ЦЭВД является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей), поскольку у него было два учредителя – отдел образования Хабаровского горисполкома и Хабаровское отделение Советского фонда культуры. Необычный статус давал Центру огромные преимущества перед государственными учреждениями, поскольку устав его был сделан на основе устава Советского фонда культуры, согласно которому учреждение получало большую творческую и финансовую свободу, освобождалось от налогов и могло создавать под своей крышей собственные предприятия. Отдел образования как государственная структура обеспечил учебное заведение зданием, стабильным финансированием и открыл доступ к системе образования – школам и детским садам, в которых Центру разрешалось создавать филиалы. Успех этого союза был неожиданным и главным его достижением автор статьи считает соединение усилий и возможностей двух ведомств - культуры и образования, что ранее не удавалось сделать в рамках одного учебного заведения. Всегда считалось, что эти сферы антагонистичны и непримиримы. В Центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска этот антагонизм довольно быстро исчез, и специалисты, пришедшие из двух различных систем, не только нашли общий язык, но скоро поняли, что не могут обойтись друг без друга: работники культуры привнесли в образовательное учреждение высокий профессионализм, художественные критерии, дух свободы и творчества, доброжелательное отношение к детям, дух партнёрства, характерный для учебных заведений культуры и искусства; ведомство образования, со своей стороны, привнесло научную основу, знание психологии и педагогики, организационный опыт, умение работать с любой категорией детей и подростков.

Надо отдать должное Комитету образования администрации Хабаровского края, отделу образования Хабаровского горисполкома и Хабаровскому отделению Советского фонда культуры за их деликатное отношение к своему детищу, невмешательство в его внутренние дела, доверие коллективу Центра, которому была предоставлена полная свобода в выборе структуры учреждения, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей. Это доверие было оправдано всей деятельностью вновь созданного учебного заведения.

Создание Центра эстетического воспитания детей было вызвано неудовлетворённостью администрации Хабаровского края и педагогической общественности состоянием художественно-эстетического воспитания, существующего  

          – в массовой школе с её «вещным» подходом к ребёнку, направленностью обучения на формирование человека-функции производственного назначения; диктатом абстрактно-логического мышления; технократическим подходом к человеку; фрагментарностью знаний, отсутствием попытки дать ребёнку целостное представления о мире; игнорированием самоценности детского возраста, индивидуальности  ребёнка; авторитарной педагогикой, в центре которой стоит предмет и учитель;

– в системе внешкольных учреждений ведомства образования (дворцы и дома пионеров, кружки, подростковые клубы) с их досуговой ориентацией и отсутствием серьёзных педагогических целей, убожеством образовательной среды, финансовой беспомощностью;

– в учебных заведениях художественной направленности ведомства культуры (детскими музыкальными, художественными и хореографическими школами и студиями) с ранней профессионализацией, нередко заслоняющей от ребёнка содержательное богатство художественного творчества и укладывающей его в «прокрустово ложе» профессиональных требований и стандартов; узкоспециализированным подходом, ограничивающим постижение несметного богатства мира искусства одним видом художественной деятельности, игнорированием возрастных и художественных предпочтений ребёнка.

Эта неудовлетворённость привела поначалу к созданию теоретической модели будущего учебного заведения, которое должно было преодолеть недостатки вышеназванных учреждений, а затем самого учебного заведения. Главной особенностью этой модели был акцент на воспитании ребёнка, его развитии через использование в учебном процессе основных способов художественного высказывания, опирающихся на музыкальный звук, слово, линию и цвет, движение, природный и искусственный материал и художественные эмоции, посредством их выражаемые. Приобщение ребёнка с раннего возраста к основным видам искусства должно было, по мнению создателей Центра, дать ему представление о красоте, развить художественную одарённость, обнаружить  предрасположенность к конкретному способу художественного выражения.

Сегодня Центр – флагман эстетического воспитания в регионе, за которым следуют родственные учебные заведения Сибири и Дальнего Востока. Для них Центр стал жизнеспособной моделью, отвечающей духу времени, в которой органично сочетаются все компоненты: основная идея, научная концепция, система воспитания, структура учреждения, его материальная база, гибкий финансовый механизм, морально-психологический климат, демократичная, но достаточно жесткая система управления. В центре внимания здесь ребенок, забота о его гармоничном развитии в радостно-доброжелательной атмосфере, помогающей ему успешно реализовать себя в различных видах деятельности, прежде всего, художественной, дающей целостное представление о мире, красоте во всех ее проявлениях – природе, искусстве, человеке, созидательном труде, общении. Центр ведет большую просветительскую работу в крае, регионе, сотрудничает с вузами, музеями, театрами, Дальневосточным симфоническим оркестром, региональным отделением международного благотворительного фонда «Новые имена», родственными учебными заведениями стран Северо-Восточной Азии.

Центр представляет собой масштабную структуру, включающую научно-методический и учебно-воспитательный отдел, студии – общеэстетического развития, музыкальную, танцевальную, театральную, изобразительного и декоративного искусства, компьютерной графики и анимации, курсы подготовки к школе, иностранного языка, психологическую и медицинскую службы. Он имеет солидную научную базу, квалифицированных педагогов, разрабатывает концепцию гуманитарного и эстетического воспитания, авторские программы.

Целью художественного воспитания в ЦЭВД является создание условий для формирования личности, которая обладает общей художественной одарённостью, открывающей доступ к пониманию и освоению всех видов искусства, и самореализуется посредством художественно-творческой деятельности, преображая себя и окружающий мир по законам красоты с учетом специфики и возможностей Дальневосточного региона России.

Задачи Центра эстетического воспитания детей (ЦЭВД):

          -  воспитание у ребенка эстетического отношения к действительности, ее эстетического переживания и  осмысления;

- постижение красоты во всех ее проявлениях;

-  развитие у детей общей художественной одаренности - условия формирования личности и специальных художественных способностей;

-  создание системы эстетического воспитания  детей на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, оригинальной научной концепции, опыта педагогов-практиков, деятелей искусства, мастеров-умельцев;

-  разработка программ комплексного эстетического воспитания, интегрирующих различные виды художественного творчества;

- вовлечение большого числа детей в сферу культуры, раскрытие в детях богатейших творческих возможностей;

- оказание методической помощи педагогам дошкольных, школьных и иных учреждений, руководителям коллективов художественной самодеятельности, студий и мастерских;

- оказание помощи одаренным детям в творческом росте, получении полноценного дополнительного образования, а также талантливым педагогам, демонстрирующим яркие результаты в своей деятельности;

- осуществление просветительской деятельности, направленной на пропаганду художественных ценностей;

- установление творческих и научных связей с образовательными учреждениями  других регионов страны и за рубежом.

Образовательный блок в ЦЭВД представлен тремя ступенями. Первая дошкольная ступень – студия общего эстетического развития, в которой дети соприкасаются  с основными видами художественного творчества  (музыкой, танцем, ритмикой, изобразительным искусством, художественным словом, театром, иностранным языком), воспитываются и обучаются по образовательным программам, интегрированным, связанным между собой общей темой или выразительными средствами искусства. В этой студии дети занимаются с 3 до 6 лет. Занятия проходят в игровой форме и длятся  20-25 минут  (один урок). На этой ступени обучения реализуются следующие задачи: формирования у ребёнка эстетического отношения к действительности; развития общей художественной одаренности; выявления индивидуальной одаренности, проявляющейся в конкретном виде искусства.

Вторая ступень – специализированные студии, которые стремятся к интеграции и объединяют свои усилия в совместных творческих акциях – утренниках, праздниках, концертах, театрализованных представлениях, выставках и презентациях. Интеграция студий  осуществляется также путем включения дисциплин смежных студий, например, актерского мастерства  в программу музыкальной и танцевальной студий. Учебные подразделения ЦЭВД имеют учебные планы, программы, формы аттестации, могут выдавать учащимся свидетельство об окончании курса обучения, поскольку ЦЭВД имеет аккредитацию. Студии свою главную задачу видят в укреплении мотивации у ребенка к занятиям художественным творчеством, создании у него позитивной Я-концепции, развитии на доступном уровне художественно-творческих компетенций, реализующих его творческие возможности.

Третья ступень – творческие мастерские, где учащиеся, завершившие обучение по основным образовательным программам, могут на платной основе продолжить обучение под руководством педагога-мастера, а также работать в качестве ассистентов  с учащимися младшего возраста. Учащиеся мастерских составляют ядро стационарных творческих коллективов ЦЭВД.

 Высшей формой интеграции всех ступеней учебных подразделений ЦЭВД является театр, в деятельности которого и осуществляется объединение всех творческих ресурсов и достижений учащихся.

Система эстетического воспитания детей, созданная коллективом ЦЭВД, получила название  «Третий путь» как путь воспитания, альтернативный образовательным системам внешкольных учреждений ведомства образования и детских учебных заведений ведомства культуры. Это система ориентирована на воспитание и развитие органичного человека, его природных, духовно-нравственных и социальных качеств. В данной системе первостепенной задачей является не включение ребёнка в сферу уже накопленного человечеством эстетического и художественного опыта, а погружение в мир прекрасного без навязывания норм и стандартов извне, выявление  природных  влечений, наклонностей, развертывание индивидуального сознания, духовно-нравственных качеств, изначально ребёнку присущих. Это отказ от ранней социализации ребенка, вытесняющей его хрупкий еще не «национализированный» (Л. С. Выготский) социумом мир; отказ от преждевременного обучения профессиональной технике, языку, приемам; стремление сохранить индивидуальность, целостность и самобытность детского восприятия мира – прекрасного и гармоничного.                  

«Третий путь» – это преодоление трех ошибок многих образовательных и воспитательных систем. Об одной ошибке – ранней социализации ребенка – уже было сказано. Другая ошибка заключается в том, что способности ребенка, согласно традиционной психологии и педагогики творчества, выводятся из художественной деятельности, которой он обучается, и которые якобы формируются в самой деятельности. Современная психология утверждает обратное – способности не формируются в деятельности – они ее создают и в ней развиваются, а формирует их действительность, мир, в котором живет человек и с которым у него возникают различного рода взаимодействия, обусловленные потребностями личности.

И, наконец, третья ошибка – это ложная цель, заданная педагогическим процессом. Цель эта – овладение предметом, в то время как главной целью должно быть воспитание личности – мыслящей, чувствующей, любящей жизнь и творящей красоту и добро. Следует подчеркнуть, что целью является именно личность, а не некий мифический индивид – «продукт» старой психологии. Ребенок – не «эмбрион» личности, не «полуфабрикат» человека, а уже личность, унаследовавшая многие качества родителей, своих предков. Как справедливо утверждает сегодня психологическая наука, личностью не только становятся, но и рождаются. Но чтобы личность смогла творить красоту и добро, она должна прежде сотворить себя, стать «кем-то», чтобы сделать «что-то». Настоящее время, к сожалению, ориентирует личность, как точно заметил Фромм, на то, чтобы «иметь», а не «быть» т.е. быть успешным и удовлетворять, главным образом, свои материальные запросы.

Третий путь – это воспитание общей художественной одаренности, свойственной многим детям, поскольку речь идет о возрастной одаренности, а последняя может и должна выражать себя во всех сферах художественно-эстетического опыта, а затем уже выразить себя наиболее ярко в конкретном виде искусства как специальная одаренность. Занятия основными видами искусства расширяют кругозор ребенка, пробуждают и развивают его способности, позволяют открыть многие грани прекрасного через музыку, слово, движение, танец, линию и цвет, театрализацию, различный материал (ткань, металл, дерево, глину, пластилин, пластик, бумагу и др.). Язык того или иного вида искусства становится для ребенка родным. Он выбирает его и начинает «говорить» на этом языке, осваивать его, приобретая с годами опыт и мастерство.

Содержанием обучения и воспитания в ЦЭВД является мир Прекрасного, представленный тремя планами его бытия:

1) красотой чувственно-воспринимаемой, открытой человеческому взору; красотой формы с такими ее признаками как привлекательность, выразительность, содержательность, яркость, изящество, благородство и т.д.; к подобным проявлениям прекрасного мы относим стихии, рассвет, закат, день,  ночь, времена года, природные ландшафты, деревья, растения, животных, птиц, рыб, цветы, насекомых, минералы, человека, мир вещей, созданных мастером, произведения культуры и искусства;

2) красотой, скрытой от глаз, невидимой, недоступной для непосредственного восприятия; это красота Космоса, земных недр, морских глубин и их обитателей, мир таинственный, фантастический, сказочный; внутренний мир человека – его души и духа;

3) божественной красотой, трансцендентной, недоступной рациональному познанию, пронизывающей христианскую культуру и иные культуры.

В ЦЭВД используется индивидуальное и коллективное творчество детей, исследовательская и проектная деятельность, «горизонтальный» и «вертикальный» пути обогащения учебного процесса (введение дисциплин сверх учебного плана и самостоятельная творческая деятельность ребенка). Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми, поскольку Центр уже много лет принимает участие в реализации программы «Новые имена» и федеральной программы «Одаренные дети». Дети с признаками одаренности попадают в банк данных ЦЭВД. За ними ведут наблюдение специалисты, входящие в состав экспертного совета Дальневосточного отделения фонда  «Новые имена». Для детей с очевидной одаренностью создается индивидуальный учебный план, который утверждается Попечительским советом и финансируется из привлеченных средств согласно смете их расходования, в которой предусмотрена эта позиция.  Одаренные учащиеся принимают участие в городских, краевых, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Учащиеся, ставшие стипендиатами фонда, получают стипендию  в размере две тысячи рублей в месяц в течение года. Эти дети курируются средними и высшими учебными заведениями, которые хотели бы видеть их в будущем своими студентами.

Во всех студиях ЦЭВД есть видео-аудиоаппаратура высокого качества, обширная медиатека. В музыкальной студии имеются компьютерные программы для создания аранжировок, сочинений в различных стилях, программы для дисциплин «Развитие образного мышления», «Музыкальная грамота» и «Музыкальная литература». Медиасредства позволяют учащимся приобщиться к сокровищам мировой культуры –  не покидая класс, побывать в Эрмитаже, галерее Уффици или Лувре, на концертах выдающихся музыкантов, познакомиться с творчеством великих актеров театра и кино прошлого и настоящего.

Кроме образовательного блока, в котором наиболее ярко выражена инновационность учебного заведения, инновационными являются также система управления, подбор кадров, принципы и нормы жизнедеятельности, взаимоотношения работников, финансовый механизм и т.д. Система управления, сложившаяся в Центре, опирается на административную вертикаль и на общественную горизонталь, включающую собрание коллектива, родителей учащихся, попечительский совет, Совет ЦЭВД, педагогический совет, учебно-методический и художественный советы.

Система взаимоотношений руководителей и подчиненных в ЦЭВД отличается демократизмом, отсутствием авторитаризма, основана на доверии друг к другу. Эта система опирается на 10 заповедей, согласно которым преподаватели и сотрудники ЦЭВД обязуются:

1. Рассматривать интересы Центра как собственные, оберегать его честь и достоинство, приумножать его славу, отдавать силы   делу его процветания.

2.   Ставить превыше всего удовлетворение ожиданий учащихся и их родителей.

3.  Совершенствовать профессиональные и человеческие качества.

4.  Любить свое дело, людей – маленьких и взрослых, уважать коллег, партнеров, заботиться о здоровье коллектива как живого организма.

5.  Вводить инновации, передовые педагогические и информационные технологии, увлекать учеников и коллег личным творчеством, созидательной энергией.

6.  В науке и педагогической практике быть на уровне мировых стандартов, быть конкурентоспособными.

7.  Способствовать усилению влияния ЦЭВД на культурную жизнь города, края, региона, расширению его сферы  деятельности.

8.  Глубоко усвоить и принять систему ценностей ЦЭВД – его философию, эстетику, систему воспитания и обучения, стиль внутренней и внешней политики, характер человеческих отношений.

9.  Быть аккуратными, элегантными и чистоплотными в делах и взаимоотношениях.

10. Не обременять коллег, сослуживцев проблемами личной жизни, но, вместе с тем, быть отзывчивыми на чужую радость и боль.

В 2010 году ЦЭВД стал автономным учреждением, что дало ему свободу в использовании собственных финансовых средств, независимость в решении многих вопросов, и, вместе с тем, потребовало более ответственного отношения к сохранности контингента учащихся, каждому ученику.

 

А.А. Никитин, директор МАОУ ДОД «ЦЭВД»