Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Взаимодействие воскресных школ и светского дополнительного образования детей: пути интеграции

Воскресные школы являются значимым явлением в образовательном пространстве России, решая не только задачи религиозного воспитания, распространения и укрепления православной веры, но и задачи всестороннего развития воспитанников, их адаптации к жизни в современном обществе.

Меняются условия жизни, меняется общество, а с ними система образования и воспитания, которая формирует человека нынешнего времени. Глобализация общества, смена индустриальной парадигмы его развития на информационную вносят значительные коррективы в цели и задачи современного образования.

Совсем недавно – до перестройки - образование ориентировалось на модель «человека культуры» (с интенцией – «быть», а не «иметь», по Фромму), нацеленного на совершенствование самого себя, реализацию своего высшего Я. В образовании был очевиден приоритет духовности, нравственности, культуры эмоций, поведения, интерес к высокому искусству, критический взгляд на действительность, которую надо менять, дотягивать до «потребного будущего». Культивировался интеллект, разносторонние знания, тонкий вкус, богатый чувственный и эмоциональный опыт, ироничное отношение к массовой культуре – она не была главной духовной пищей.

Сегодня общество и образование ориентируются на цивилизационную модель личности, что выражается в акцентировании в ней мирского Я наличной действительности: установке не на культуру, а на цивилизацию с её главным целеполаганием «иметь», а не «быть» (по Э. Фромму), на комфортность, материальное благополучие, прагматичное отношение к вещам, людям и обществу, бесконечное увеличение потребления за счёт природных ресурсов, формирование потребителя с искусственными потребностями, превышающими реальные потребности, но приносящими другим прибыль.

Модель личности сегодняшнего дня – цивилизованный индивидуум, направленный вовне на поиск ресурсов, нового опыта и возможностей, умножающий материальные блага, заботящийся, прежде всего, о теле, удовлетворении физиологических потребностей и потребности в острых ощущениях. Культивируются способности, ориентированные на внешние действия, на социальную успешность, коммуникацию, практический, социальный интеллект, смекалку, предприимчивость, стремление получить «всё и сразу».

Образовательным учреждениям, занимающимся с детьми, необходимо знать характерные черты современного детства. Следует выделить характеристики детства, которые мы относим к постоянным, не зависимым от времени: возрастная одарённость ребёнка (детская одарённость), предрасположенность к познанию, творчеству, особенно к художественному; уникальность возраста, ребенок как совершенный человек, возможности которого безграничны; духовность, нравственный императив, выходящий на поверхность опыт поколений (архетипический опыт).

Среди новых позитивных качеств подрастающего поколения можно выделить следующие: житейская трезвость, практицизм, широкая информированность, открытость миру, коммуникабельность, знание языков, компьютера и Интернета, умение находить информацию, интерес к исследовательской деятельности, не насыщаемая потребность в знаниях, самостоятельность и независимость, стремление быть успешным, материально обеспеченным.

Среди негативных качеств наиболее очевидны следующие: низкий уровень культуры, духовности, что зачастую отбрасывается детьми, подростками, молодыми людьми как «ненужный хлам», мешающий преуспеванию на поприще обретения материального благополучия; потеря нравственных ориентиров, культ тела, внешности; непонимание ценности «внутреннего человека», одиночество, бедный эмоциональный и чувственный спектр, зомбированность средствами массовой информации, выбор эгоистических моделей поведения, жестокость, отношение к природе как бесплатной сырьевой базе, а не как к материнскому лону, жизнь в виртуальной реальности – деловой, игровой – компьютерной, житейской - с упрощённым взглядом на мир и человеческие отношения, криминализация поведения, речи, понятий, власть силы, игнорирование законов и норм гражданского общества, «звёздный идеал», эгоцентризм и затянувшийся инфантилизм («дети кенгуру»), сознательное выпадение из жизни социума – «обломовщина» на новый лад; детская жестокость и агрессивность (причиной этому является зачастую педагогическая «дремучесть» родителей, ослабление влияния народной педагогики), скудность и ограниченность духовной пищи.

Современная социальная среда, увы, отличается дефицитом культуры и истинной духовности и не благоприятствует сохранению духовно-нравствен-ных устоев православной веры, которая совсем недавно составляла основу ментальности россиянина. Получаемый воспитанниками воскресных школ религиозный опыт приобщения к совершенной духовности сегодня, к сожалению, не находит опоры в ценностях и предпочтениях окружающей действительности и потребностей социума, что не способствует сохранению и умножению этого опыта и его реализации в практической социально-значимой деятельности.

Но есть сфера, где этот опыт востребован, где он получает поддержку и питание. Это сфера дополнительного образования, которая органично присутствует в структуре воскресных школ и которая является единственной сохранившейся в светском образовании сферой образования, где ребенок и подросток получают воспитание т.е. где проявляется забота об их физическом, духовно-нравственном и трудовом развитии, формировании системы общечеловеческих и национальных ценностей и смыслов, отношения к миру и другим людям. Эта сфера образования для многих детей является профильной, т.е. определяет сферу их профессиональных интересов, содержание их будущей жизни и деятельности, которое находит опору в воспитании, полученном в учреждении дополнительного образования.

Близость направленности воспитательных задач религиозного и светского дополнительного образования говорит о возможностях их сближения, взаимодействия и интеграции в нынешних условиях.

Прежде чем говорить об интеграции религиозного и светского дополнительного образования, следует решить проблему их взаимодействия и сотрудничества. А оно возможно в следующих формах.

1. Взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений

1.1. Сотрудничество учащихся в сфере художественного творчества, краеведения, экологии, патриотического воспитания:

- совместные концерты, выставки («Свет Рождества»), конкурсы, фестивали и праздники;

- совместное издание детских газет и журналов;

- мастер-классы для детей по творческим направлениям;

- уроки бытового и делового этикета;

- дискуссионные клубы;

- детские и юношеские конференции (примерная тематика: история, культура России и стран АТР, русская словесность, язык, научное и религиозное познание, жизненная успешность).

1. 2. Сотрудничество педагогов:

- научно-методическая и учебно-методическая деятельность;

- семинары по педагогике, психологии, эстетике, культурологии, социологии, религиоведению, светской этике;

- курсы повышения квалификации;

- подготовка педагогов для преподавания предметов «Основы религиозной культуры и светской этики», обмен опытом в этой области;

- мастер-классы для педагогов;

- круглые столы и научно-практические конференции;

- публикации в журнале «Дополнительное образование в Хабаровском крае».

 

1. 3. Взаимодействие с родителями учащихся:

- семинары, консультации педагогов, психологов, врачей;

- создание совместной школы родительского опыта;

- семейные праздники и конкурсы.

2. Пути интеграции воскресных школ и учреждений

дополнительного образования

1. Путь «мягкой» интеграции.

Выведение некоторых или всех дисциплин по дополнительным предметам в светские учреждения дополнительного образования. Возможно, вести эти предметы будут педагоги дополнительного образования воскресных школ, работая по совместительству. Такой опыт уже имеется: сотрудничество ЦЭВД и воскресной школы Иннокентьевского храма (кукольный театр под руководством И.С. Стремского); ЦЭВД с воскресной школой Христо-Рождественского храма.

2. Путь «жесткой» интеграции.

Придание воскресным школам статуса муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (опыт Тамбова) и перевод их в существующие муниципальные УДО или вновь создаваемые. В этом случае необходимо двойное учредительство – при участии Церкви и государства (Церковь осуществляет финансирование и преподавание религиозных дисциплин, а муниципалитеты - светских), что при нынешнем законодательстве невозможно, поскольку Церковь отделена от государства и существует закон о светском характере образования. Здесь нужен новый закон, специально посвященный воскресным школам как новой форме учреждений дополнительного образования и возможности сотрудничества на ниве образования Церкви и государства.

3. Более жесткий, затратный и наиболее целесообразный путь.

Создание православных образовательных центров (по примеру светских образовательных центров), включающих детский сад, школу и учреждение дополнительного образования.

Воскресные школы находятся на пороге серьезной реформы. Они, будучи образовательными учреждениями, обязаны соответствовать всем государственным нормам: иметь соответствующие материально-технические условия – здание, аудитории, отвечающие санитарным нормам, современное оборудование, квалифицированные педагогические кадры, желательно воцерковленные, систематически повышающие квалификацию в центрах развития образования. А это требует большой организационной работы, законодательных инициатив и соответствующего финансирования. Кстати, в новом Положении о воскресных школах этот пункт о финансовом обеспечении не прописан. В Положении сказано, что религиозное образование дети получают бесплатно, а дополнительное образование никак не оговаривается. Дополнительное образование в нашей стране фактически давно стало платным, и государство нас к этому постепенно готовит. Было бы правильным включить в текст Положения пункт о том, что дополнительные предметы могут преподаваться на платной основе.

Не простой является проблема подготовки и переподготовки кадров для воскресных школ. Думается, что здесь необходимо осуществлять подготовку и повышение квалификации по двум направлениям – религиозному образованию, что должна взять на себя церковь (вновь созданный отдел образования Хабаровской Епархии РПЦ), и краевой центр развития образования по общепедагогическому и специализированным блокам. По договоренности с краевыми министерствами образования и культуры можно будет включать в планы повышения квалификации педагогов дополнительного образования воскресных школ.

Еще одну проблему, с которой сегодня сталкиваются воскресные школы, это проблема детей подросткового возраста - наиболее сложного и проблематичного, которые покидают воскресные школы. Здесь, на мой взгляд, тесно переплетены две проблемы: 1) содержание и формы работы, традиционно существующие в воскресных школах, не удовлетворяющие детей данного возраста, не отвечающие их актуальным потребностям и социализации в окружающем их мире, где они хотели бы быть значимыми, видеть свои преимущества перед невоцерковленными детьми, заниматься перспективным для своего будущего социально-полезным делом. Здесь есть, о чем подумать. Но для решения этой проблемы необходимо уже сегодня создавать подростковые клубы по интересам, включать детей в сферу производственно-экономических отношений, бизнеса, научно-исследовательскую, просветительскую и творческую деятельность.

Особой заботы требует талантливая молодежь, которая должна быть на особом счету, быть объектом заботы церкви и государства как главный ценностный ресурс страны, составляющий основу человеческого капитала. Церковь и государство должны беречь ее и «встраивать» в жизнь страны, а не великодушно дарить другим странам, которые процветают благодаря нашей интеллектуальной и духовной « споснсорской» помощи.

Перечисленные проблемы, поставленные вопросы и предлагаемые пути интеграции воскресных школ и светского дополнительного образования – это то, что очевидно, что нельзя обойти и чем нельзя пренебречь. Безусловно, главные проблемы обозначатся по ходу намеченных преобразований воскресных школ в образовательные учреждения нового типа.

 

9 сентября 2011 г.

 

А.А.Никитин