Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Студия изобразительного искусства

Cтудия изобразительного искусства существует со дня основания Центра эстетического воспитания детей. Вместе с ним она прошла все фазы становления, поисков новых подходов к художественному образованию.

 Студия была создана группой единомышленников, для которых детство - удивительный и загадочный период  в жизни человека, когда ему открыты тайны и миры, закрытые для человека взрослого. Членами этой группы были автор данной статьи,  график и дизайнер Андрей Тэн, художники Ольга Зайцева, Наталия Шлендик. Они задались целью открыть и сохранить эти миры, не вторгаясь в них грубо и бесцеремонно с взрослыми мерками и профессиональным взглядом на изобразительное искусство, являющееся для ребёнка одним  из доступных способов выражения отношения к воспринимаемой действительности, в которой реальный и фантастический миры сосуществуют не раздельно.

Первые годы работы студии (1990-1995 годы) были попытками проникнуть в эти миры и исследовать их, что требовало чуткого отношения к ребёнку как к другу, равному партнёру, доверие которого надо заслужить, чтобы дать «выход»  его  натуре, непосредственному художественному выражению. Для этих целей в качестве творческих стимулов использовались не только предметы изобразительного искусства, но также музыка, художественное слово, английский язык, театр пантомимы, китайская гимнастика ушу, раскрепощающая тело ребёнка, дающая ему чувство гармонии с собой и миром. На этом этапе становления студии обучение и воспитание ребёнка сводилось к осторожному сопровождению, следованию за его спонтанным естественным развитием.

На втором этапе своего развития (1996-2000 годы) студия искала оптимальный набор дисциплин, необходимый для полноценного художественного развития ребёнка, вбирающий в себя предметы, связанные с изобразительным искусством, изучаемом в контексте развития европейской культуры, начиная с культуры Древнего Египта, Античности до наших дней. Педагоги студии искали сбалансированность природосообразного и культуросообразного подходов, выражающуюся в соединении спонтанного развития ребёнка и его обучаемости, когда систематично и последовательно осваивается изобразительная «грамота», требующая владения, цветом, формой, пространством, композицией, различными техниками, жанрами и стилями. Наивность и непосредственность хороши в рисунках детей 4-7 лет, а дальше требуется выучка, освоение основ изобразительного искусства. В число студийных предметов изобразительного искусства в этот период вошли изобразительное и декоративно-прикладное искусство, мировая культура и история, история изобразительного искусства.

Третий этап (2001-2004 годы) был ознаменован введением в учебный план студии предмета «Компьютерная графика и анимация», который позволил открыть и развить творческие способности детей посредством применения в изобразительном искусстве компьютерных технологий.

В настоящий период учебный план студии включает комплекс предметов, в который входят «Основы изобразительного искусства», «Декоративно-прикладное искусство», «История изобразительного искусства». Последний предмет,  как и предыдущие два, не теоретический (как в вузе), а практический. Изучая его, дети не только узнают много интересного о цивилизациях, культурах, направлениях и стилях искусства, но и создают собственную изобразительную версию явлений культуры. Таким образом,  у них формируются собственный взгляд на историю культуры и художественное мышление.

         Среди  форм работы студии необходимо отметить экскурсии в музеи и картинные галереи города, летние пленэры в Хабаровске, его окрестностях, Приморском крае, встречи с природой - дивными морскими пейзажами, уссурийской тайгой, полями с разнообразием душистых трав и полевых цветов, оставляющих в памяти детей множество впечатлений, образующих ценнейший фонд, из которого юные художники в течение учебного года черпают материал для своих творческих работ. Эти работы создаются в таких жанрах и техниках изобразительного искусства,  как живопись (акварель, акрил, гуашь и др.), оригинальная  и печатная графика (линогравюра, картонография, ниткография, монотипия и т.д.) пастель, воскография, батик.

          Хочется отметить воспитанников студии, кто выбрал профессию, связанную с художественным творчеством. Среди них Екатерина Кочкина – участница и победительница многочисленных городских, краевых,  Всероссийских, международных фестивалей и  конкурсов. Ещё в студии у неё  сформировался собственный стиль, который особенно ярко проявляется в иллюстрациях к её любимым книгам.

          В 1990-м году пришел в студию Дмитрий Петриченко, который стал архитектором. Дмитрий с особым теплом вспоминает годы, проведенные в студии. Он считает, что педагоги студии пробудили и развили в нем творческий дар и нестандартное мышление, помогающие ему работать и жить.

         Алексей Тамулевич, будучи учащимся студии был склонен в своём творчестве к изысканным графическим фантазиям, тонким живописным работам с натуры (пейзажам, натюрмортам). В 1997 году он завоевал «Гран при» на конкурсе изобразительного искусства международного фестиваля художественного творчества детей и юношества «Новые имена стран АТР»; в 1999 г. прошёл стажировку в классе члена Союза художников России В.В. Савидова и получил диплом Российского фонда культуры. После окончания Тихоокеанского государственного университета Алексей работает дизайнером.

Ольга Швец в студию пришла в 1996 г. Она проявила себя в жанре «фэнтези». Обладая поэтическим даром, юная художница сделала иллюстрации к сборнику своих стихов. Ольга неоднократно завоёвывала призовые места на конкурсах детского художественного творчества, была стипендиа-том Международного благотворительного фонда «Новые имена». В настоящее время она является студенткой архитектурного факультета Тихоокеанского государственного университета.

Сегодня студия, вобрав в себя всё лучшее из собственного опыта, продолжает своё развитие. Проходит проверку на практике методика воспитания посредством погружения в художественно-эстетическую среду,  созданную учащимися ЦЭВД. Основу последней составляют  творческие работы самих учащихся, получившие высокую оценку на  отчётных выставках ЦЭВД и конкурсах различного уровня. А конкурсов этих великое множество. Ежегодно учащиеся студии участвуют  в международных конкурсах - биенале детского творчества «Экология» (г. Старый Оскол), фестивале «Всё голубо, всё зелено» (г. Тарунь, Польша), «Все краски мира» (г. Москва), фестивале «Новые имена стран АТР» и многих других.

 

Чичкань Владимир Михайлович, заведующий студией изобразительного искусства