Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Студия, с которой начинается ЦЭВД

 

Постижение и освоение художественного творчества и мира искусства начинается в Муниципальном центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска с дошкольной ступени – студии общего эстетического развития. Эта студия воплощает в себе главную идею Центра – воспитание ребёнка посредством погружения в мир «переливающихся» друг в друга основных видов искусства, обусловленного синкретизмом художественного сознания ребёнка, который их ещё не дифференцирует и легко переходит от одного вида к другому. Своим существованием студия утверждает первичность художественного творчества в жизни ребёнка, наиболее отвечающего его природе и возрасту, – сферы желанной и успешной деятельности, формирующей способность к творчеству вообще.

Студия была также задумана создателями Центра как долгосрочный этап выявления способностей детей через развивающие программы в противовес укоренённым в музыкальных, художественных и хореографических школах методам одноразового тестирования детей на предмет их пригодности к занятиям искусством. Спустя три года после занятий в студии дети обнаруживают предрасположенность к конкретному виду искусства, художественной деятельности и выбирают соответствующую их желанию и способностям специализированную студию.

В студии обучаются дети с трёх до шести лет, которые принимаются  без отбора. Допуском к занятиям являются желание ребёнка, готовность учиться,  здоровье.

Программа студии рассчитана на три года. На этой ступени обучения реализуются следующие задачи: формирования у ребёнка эстетического отношения к действительности; развития общей художественной одаренности; выявления индивидуальной одаренности, проявляющейся в конкретном виде искусства; развития способности к коммуникации.

Учебный план студии включает комплекс предметов, охватывающих базовый художественно-эстетический цикл: ритмику, танец, музыку, художественное слово и театр, изобразительное искусство и английский язык. Все предметы эстетического цикла на этой ступени «нанизываются» на интеграционный стержень, что, с одной стороны, позволяет детям иметь целостное представление о картине мира, с другой стороны, осваивать то или иное явление средствами различных видов художественного творчества. На первом году занятия пронизывает тема природы; на втором году обучения – окружающего мира (дом, семья, друзья, улица, город); на третьем году – культура стран мира, прежде всего, стран-соседей – Китая, Кореи и Японии.

В студии общего эстетического развития педагоги не спешат обучать детей языку искусства. В центре внимания здесь сам ребёнок, его видение и переживание мира, воплощённое в наивных формах творчества – звукописи, цветописи, словотворчестве, формотворчестве, пластической и театральной импровизации. Освоение языка видов искусства наступает на втором и третьем году обучения и осуществляется не прямым, а косвенным путём, когда педагог вовлекает ученика в совместный поиск выразительных средств, необходимых для воплощения того или иного замысла.

Занятия в студии проходят с каждой группой два раза в неделю по четыре урока. Количество детей в группе не превышает 12 человек. Каждый урок ведёт отдельный педагог в специализированной аудитории, оформленной и оборудованной соответствующим образом. Дети с трёх лет привыкают к поурочной системе, звонку – заливистой «птичке», оповещающей о начале или окончании урока, переменам, педагогам, с которыми они осваивают тот или иной предмет, что позволяет им постепенно адаптироваться к условиям общеобразовательной школы.

Педагоги-предметники каждую неделю согласуют темы уроков в соответствии с программой и календарно-тематическими планами. Итогом прохождения той или иной темы являются интегрированные уроки или праздники, которые ведут несколько педагогов и по ходу которых дети в театрализованной форме демонстрируют знания и умения, приобретённые в различных видах художественно-творческой деятельности. Примерами таких уроков являются «Сказка осеннего леса», «Рыцарский турнир», «Рождество», «Масленица»,  «Мой любимый город» (празднование Дня города), «Путешествие в Скандинавию», «Страна восходящего солнца» и др.

Педагоги работают преимущественно по авторским программам, используя собственный опыт и опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогикой искусства.

Эстетическое отношение к действительности (основа детской художественной одарённости) у детей студии общего эстетического развития формируется через восприятие и «родственное понимание» существующих в природе и окружающем мире предметов, явлений. Это отношение складывается, прежде всего,  с помощью  межпредметной интеграции – взаимодействия видов искусства в том или ином образном поле. Например, тема «Прогулка по осеннему лесу» находит первоначальное отражение в уроке по художественному слову, на котором дети слушают рассказ о лесе и его обитателях. На следующем за художественным словом уроке ритмики они совершают «прогулку» по лесу, встречаясь с волком, лисой, зайчиком, ежиком, лягушками и Красной Шапочкой, выражая к ним своё отношение через движение, жесты, мимику. На уроке музыки дети слушают фрагмент из сказки С.Прокофьева «Петя и волк» и разучивают песню «Ёжик» С. Теличеевой. На следующем уроке  они передают в рисунках свои впечатления от предыдущих «путешествий» по лесу. Воспринимая одно и тоже явление или предмет через призму различных способов художественного выражения, дети получают его многомерный образ, окрашенный индивидуальным эмоционально-оценочным отношением, обогащённый ассоциациями, возникшими как результат синестезии. Главным инструментом восприятия мира  и произведений искусства, которые выступают в качестве образцов, является чувствительность сенсорного аппарата, который даёт детям информацию в виде ощущений, перцептивных впечатлений, порождает художественные эмоции, их сопровождающие. Подготовка, например, зрительного восприятия, связана с его «обострением» за счёт возбуждения у детей любопытства, что создаётся следующим способом: педагог, ведущий урок изобразительного искусства, не сразу показывает детям рисунок с изображением леса – он может быть закрыт листом бумаги, – а предлагает детям угадать, какой лес они увидят на рисунке. Затем педагог показывает рисунок и просит сравнить детей то, что они видят на нём с тем, что они видели в своём воображении. Слуховые и зрительные впечатления у них находят опору в тактильных ощущениях, закрепляющих в памяти особенности, например, природного материала (веток, листьев, цветов, ягод, фруктов и овощей) или материалов, которые используются для рисования или лепки – кисточек, бумаги (гладкой, шершавой, тонкой, ворсистой), красок, мелков, клея, пластилина.

Для воспитания детей важными являются не только занятия в студии, но и возможность общения детей со своими сверстниками на переменах, где завязываются дружеские отношения, обсуждаются важные для детей темы. Педагог-организатор Семенюк Елена Владимировна заполняет перемены играми, подбор которых сделан с учётом возраста, темы уроков, конкретной ситуации. В студии имеется игровая комната, где отдыхают дети, которые любят играть с кубиками, собирать различные конструкции, – те, кого не надо «организовывать», а предложить занятие по душе.

Занятия иностранным языком в студии получают продолжение в английском кукольном театре, который посещают дети, проявившие интерес и способности к языку и актёрской деятельности. На праздниках и выпускных утренниках юные артисты этого театра радуют зрителей не только хорошим произношением текста, но и способностью перевоплощаться в персонажей героев кукольных представлений.

Два раза в учебном году студия открывает двери классов для родителей учащихся. Дни открытых дверей дают возможность родителям не только увидеть уровень подготовки детей и степень их активности, но и принять участие в совместном творчестве со своими детьми – вернуться в детство, откуда мир собственного ребёнка становится им ближе и понятней.

Учащиеся студии общего эстетического развития составляют ядро учащихся музыкальной, танцевальной, театральной студий и студии изобразительного искусства ЦЭВД, обнаруживая не только яркую общую художественную одарённость, но и специальную.

 

А.В. Дадажанова, С.В.Григорьева, Л.В.Данилюк