Советы и рекомендации родителям
Советы родителям,
заботящимся о будущем своего ребенка
Дорогие папы и мамы, постарайтесь,
пожалуйста,
принять дар вашего ребенка как внутренний ресурс, который может обеспечить ему интересное будущее, обрести яркую судьбу;
проявлять искренний интерес к тому, что волнует и увлекает ребенка, его деятельности, окружению;
создать в домашних условиях благоприятную предметно-пространственную среду с необходимым оборудованием, пособиями, средствами обучения;
внести в жизнь ребенка четкий распорядок работы и отдыха;
следить за здоровьем ребенка, его физическим самочувствием и развитием, предупреждать кризисы и «звездную болезнь», которой особенно подвержены одарённые дети;
контролировать посещение занятий в школе, учреждении дополнительного образования и выполнение заданий педагога;
поощрять ребенка в моменты его творческих репрезентаций и ободрять в случае неудачного выступления или показа художественных работ;
фиксировать темпы творческого роста ребенка и моменты остановки в его развитии, находить вместе с педагогом и психологом пути их преодоления.
Родителям о воспитании их ребёнка
1.Мечты и чаяния родителей – умные, успешные, счастливые и благодарные дети – опора и утешение их в старости.
2.Три проблемы:
-
что понимать под счастьем детей, успешностью, «состоявшейся жизнью»?;
-
что для этого надо сделать, какие вложить «инвестиции»?
-
угрозы и опасности, которые подстерегают сегодня ваших любимых, красивых и умных детей.
3. Что очевидно для всех:
- ребёнок должен получить качественное образование, воспитание, профессию:
- быть самостоятельным, ориентироваться в этой жизни;
- совершать разумные поступки, правильно оценивать ситуации; - выстраивать стратегию своей жизни, если надо, что-то менять в ней кардинальным образом;
- должен быть личностью, человеком самодостаточным, с чувством собственного достоинства, умным, гибким и деликатным, волевым и целеустремлённым;
- должен сам строить своё счастье и счастье своей семьи, быть ответственным за неё, родителей, дом, семью, свою малую и большую родину;
- должен пользоваться доверием, уважением, быть надёжным партнёром в делах, обладать духовно-нравственным стрежнем, быть человеком взвешенным, осторожным и вместе с тем решительным;
- быть аналитиком, мудрым, смелым и предприимчивым;
- должен понимать, в каком мире он живёт, иметь чёткие координаты, систему ценностей, нравственных принципов, быть внутренне богатой содержательной личностью;
- иметь умных, порядочных друзей, подруг, наставников, достойных учителей;
- учиться везде, где можно и всю жизнь, расширять свой кругозор и границы жизненного опыта.
4. Что значит быть успешным вчера и сегодня?
Это значит иметь такие приоритеты, как духовность, нравственность, доброта, великодушие, сдержанность, коммуникабельность, честность и порядочность, чувство ответственности, добросовестность, компетентность, саморазвитие и стремление к самореализации.
5. Что есть образованность: это, в первую очередь, воспитанность –
физическая, психическая, волевая, трудовая, эмоциональная,
социальная, духовная; во вторую очередь, - мировоззрение,
понимание, что есть реальность, мир природы, человека, мир Духа как
мир вне нас (Космос) и мир внутри нас – храм Божий.
6. Общество сегодня меняется в значительной степени. Эти изменения носят нередко весьма разумный характер. Сейчас уже очевиден базовый принцип, управляющий этими изменениями. Движущей силой прогресса стала креативность, играющая ключевую роль в экономике и обществе, которое получило название «информационное». Глубокие и устойчивые преобразования нашей эпохи коренятся не в технологии, а в обществе и культуре. Значительные перемены, происходящие в современном мире, приводятся в действие возрастанием креативности в качестве определяющей черты экономической жизни. Движущей силой креативности является потребность добиться внутреннего удовлетворения. «Творческие люди – от художников и писателей до ученых и разработчиков свободного программного обеспечения – руководствуются внутренними мотивами. Можно констатировать сегодня смещение интересов и потребностей – от потребления товаров к потреблению разных видов опыта. Во многих своих проявлениях образ жизни креативного класса сводится к напряженному поиску новых форм опыта. В человеке, открытом новому опыту, различные стимулы не провоцируют защитный процесс… он воспринимает их свободно, без искажения. Где бы ни коренился стимул – во внешней среде, в том влиянии, которое форма, цвет или звук оказывают на чувствительные нервы, или в глубинах психики, он легко находит путь в сознание»- утверждает автор книги «Креативный класс» Ричард Флорида.
В основе креативности как главном условии успешности человека в наши дни лежит духовность. И становится ясно, что помимо неоспоримой цели вос-питания человека умелого существует не менее важная задача воспитания человека духовного, открытого мировому человеческому опыту, связанному с чувственным, интеллектуальным и духовным освоением мира. Это и характе- ризует личность, которую должна формировать не только школа, но и вся система образования в целом.
Личность предполагает особое качество жизни. С позиций культуры это качество, по мнению немецкого педагога и философа Людвига Бонхеффера, погибшего в застенках гестапо в 1944 году, означает «возврат от газет и радио (сегодня надо добавить - и телевидения) к книге, от спешки к досугу и тишине, от сенсации к размышлению, от идеала виртуозности – к искусству, от снобизма к скромности, от недостатка чувства меры – к умеренности. Количественные свойства спорят друг с другом, качественные друг друга дополняют».
Установка образования на личность предполагает иную его стратегию: нацеленность на внутреннего человека – человека культуры, на расширении пространства внутренней его свободы, на формирование его личностных смыслов и главного жизненного целеполагания, на которое должны работать знания, чувственный и эмоциональный опыт. Отсюда иные акценты в образовании:
-
стремление дать ребёнку, молодому человеку представление о целостной картине мира, помочь сформировать собственное мировоззрение;
-
предметом обучения, воспитания и развития в таком образовании становится не содержание конкретной дисциплины, а личность – её ценности, смыслы, мотивации, вся структура её психической жизни, включающая способности, свойства, качества, компетенции, необходимые для деятельности (практической и умственной), а сам предмет становится не целью обучения, а средством формирования какой-то грани личности;
-
нацеленность образования на креативность как главный показатель личнос- ти, её активной жизненной позиции, стремления к полной самореализации;
-
богатство, разнообразие и полнота духовной жизни, высокий вкус, требова- тельность к качеству духовной пищи.
Подобное понимание факторов, обеспечивающих качество образования в его истинном понимании, предполагает ориентацию на личность, в структуре которой первое место отведено духовно-нравственным ценностям и смыслам, на которые накладываются знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения естественных и гуманитарных наук (дисциплин). Собственно воспи-тательный процесс может осуществляться в процессе изучения этих дисцип-лин, но в контексте личностной парадигмы, целостной картины мира, а не в изолированном спецификой той или иной науки его фрагменте. Особое место должно быть отведено в школе, среднем и высшем звене эстетическому воспитанию, искусству, социальная роль которого выражается в художественном освоении действительности, обнаружении и утверждении красоты во всех её проявлениях – природе, человеческих деяниях и отношениях. Эстетическое восприятие опирается на чувство прекрасного – эстетическое чувство, которое изначально присутствует в человеке, есть его сущностное свойство, проявляю-щееся в узнавании красоты «как высшего качественного состояния бытия» (Н.Бердяев). Оно – выражение потребности человека в гармоничном сущест-вовании с внешним миром, желания жить в согласии с ним, испытывая радость, удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне. Эстетическое чувство связано с богатством эмоциональных красок, переживаний, формирующих целостное впечатление от эстетического восприятия действительности, которое получает репрезентацию в действии, образах и языке.