Центр эстетического воспитания детей
Информационный портал Хабаровск-онлайн
680000, Хабаровск,
ул. Муравьёва-Амурского, 15
31-22-76
31-16-85
32-76-11

Студия эстетического развития (СОЭР)


Студия, с которой начинается ЦЭВД

 

Постижение и освоение художественного творчества и мира искусства начинается в Муниципальном центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска с дошкольной ступени – студии общего эстетического развития. Эта студия воплощает в себе главную идею Центра – воспитание ребёнка посредством погружения в мир «переливающихся» друг в друга основных видов искусства, обусловленного синкретизмом художественного сознания ребёнка, который их ещё не дифференцирует и легко переходит от одного вида к другому. Своим существованием студия утверждает первичность художественного творчества в жизни ребёнка, наиболее отвечающего его природе и возрасту, – сферы желанной и успешной деятельности, формирующей способность к творчеству вообще.

Студия была также задумана создателями Центра как долгосрочный этап выявления способностей детей через развивающие программы в противовес укоренённым в музыкальных, художественных и хореографических школах методам одноразового тестирования детей на предмет их пригодности к занятиям искусством. Спустя три года после занятий в студии дети обнаруживают предрасположенность к конкретному виду искусства, художественной деятельности и выбирают соответствующую их желанию и способностям специализированную студию.

В студии обучаются дети с трёх до шести лет, которые принимаются  без отбора. Допуском к занятиям являются желание ребёнка, готовность учиться,  здоровье.

Программа студии рассчитана на три года. На этой ступени обучения реализуются следующие задачи: формирования у ребёнка эстетического отношения к действительности; развития общей художественной одаренности; выявления индивидуальной одаренности, проявляющейся в конкретном виде искусства; развития способности к коммуникации.

Учебный план студии включает комплекс предметов, охватывающих базовый художественно-эстетический цикл: ритмику, танец, музыку, художественное слово и театр, изобразительное искусство и английский язык. Все предметы эстетического цикла на этой ступени «нанизываются» на интеграционный стержень, что, с одной стороны, позволяет детям иметь целостное представление о картине мира, с другой стороны, осваивать то или иное явление средствами различных видов художественного творчества. На первом году занятия пронизывает тема природы; на втором году обучения – окружающего мира (дом, семья, друзья, улица, город); на третьем году – культура стран мира, прежде всего, стран-соседей – Китая, Кореи и Японии.

В студии общего эстетического развития педагоги не спешат обучать детей языку искусства. В центре внимания здесь сам ребёнок, его видение и переживание мира, воплощённое в наивных формах творчества – звукописи, цветописи, словотворчестве, формотворчестве, пластической и театральной импровизации. Освоение языка видов искусства наступает на втором и третьем году обучения и осуществляется не прямым, а косвенным путём, когда педагог вовлекает ученика в совместный поиск выразительных средств, необходимых для воплощения того или иного замысла.

Занятия в студии проходят с каждой группой два раза в неделю по четыре урока. Количество детей в группе не превышает 12 человек. Каждый урок ведёт отдельный педагог в специализированной аудитории, оформленной и оборудованной соответствующим образом. Дети с трёх лет привыкают к поурочной системе, звонку – заливистой «птичке», оповещающей о начале или окончании урока, переменам, педагогам, с которыми они осваивают тот или иной предмет, что позволяет им постепенно адаптироваться к условиям общеобразовательной школы.

Педагоги-предметники каждую неделю согласуют темы уроков в соответствии с программой и календарно-тематическими планами. Итогом прохождения той или иной темы являются интегрированные уроки или праздники, которые ведут несколько педагогов и по ходу которых дети в театрализованной форме демонстрируют знания и умения, приобретённые в различных видах художественно-творческой деятельности. Примерами таких уроков являются «Сказка осеннего леса», «Рыцарский турнир», «Рождество», «Масленица»,  «Мой любимый город» (празднование Дня города), «Путешествие в Скандинавию», «Страна восходящего солнца» и др.

Педагоги работают преимущественно по авторским программам, используя собственный опыт и опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогикой искусства.

Эстетическое отношение к действительности (основа детской художественной одарённости) у детей студии общего эстетического развития формируется через восприятие и «родственное понимание» существующих в природе и окружающем мире предметов, явлений. Это отношение складывается, прежде всего,  с помощью  межпредметной интеграции – взаимодействия видов искусства в том или ином образном поле. Например, тема «Прогулка по осеннему лесу» находит первоначальное отражение в уроке по художественному слову, на котором дети слушают рассказ о лесе и его обитателях. На следующем за художественным словом уроке ритмики они совершают «прогулку» по лесу, встречаясь с волком, лисой, зайчиком, ежиком, лягушками и Красной Шапочкой, выражая к ним своё отношение через движение, жесты, мимику. На уроке музыки дети слушают фрагмент из сказки С.Прокофьева «Петя и волк» и разучивают песню «Ёжик» С. Теличеевой. На следующем уроке  они передают в рисунках свои впечатления от предыдущих «путешествий» по лесу. Воспринимая одно и тоже явление или предмет через призму различных способов художественного выражения, дети получают его многомерный образ, окрашенный индивидуальным эмоционально-оценочным отношением, обогащённый ассоциациями, возникшими как результат синестезии. Главным инструментом восприятия мира  и произведений искусства, которые выступают в качестве образцов, является чувствительность сенсорного аппарата, который даёт детям информацию в виде ощущений, перцептивных впечатлений, порождает художественные эмоции, их сопровождающие. Подготовка, например, зрительного восприятия, связана с его «обострением» за счёт возбуждения у детей любопытства, что создаётся следующим способом: педагог, ведущий урок изобразительного искусства, не сразу показывает детям рисунок с изображением леса – он может быть закрыт листом бумаги, – а предлагает детям угадать, какой лес они увидят на рисунке. Затем педагог показывает рисунок и просит сравнить детей то, что они видят на нём с тем, что они видели в своём воображении. Слуховые и зрительные впечатления у них находят опору в тактильных ощущениях, закрепляющих в памяти особенности, например, природного материала (веток, листьев, цветов, ягод, фруктов и овощей) или материалов, которые используются для рисования или лепки – кисточек, бумаги (гладкой, шершавой, тонкой, ворсистой), красок, мелков, клея, пластилина.

Для воспитания детей важными являются не только занятия в студии, но и возможность общения детей со своими сверстниками на переменах, где завязываются дружеские отношения, обсуждаются важные для детей темы. Педагог-организатор Семенюк Елена Владимировна заполняет перемены играми, подбор которых сделан с учётом возраста, темы уроков, конкретной ситуации. В студии имеется игровая комната, где отдыхают дети, которые любят играть с кубиками, собирать различные конструкции, – те, кого не надо «организовывать», а предложить занятие по душе.

Занятия иностранным языком в студии получают продолжение в английском кукольном театре, который посещают дети, проявившие интерес и способности к языку и актёрской деятельности. На праздниках и выпускных утренниках юные артисты этого театра радуют зрителей не только хорошим произношением текста, но и способностью перевоплощаться в персонажей героев кукольных представлений.

Два раза в учебном году студия открывает двери классов для родителей учащихся. Дни открытых дверей дают возможность родителям не только увидеть уровень подготовки детей и степень их активности, но и принять участие в совместном творчестве со своими детьми – вернуться в детство, откуда мир собственного ребёнка становится им ближе и понятней.

Учащиеся студии общего эстетического развития составляют ядро учащихся музыкальной, танцевальной, театральной студий и студии изобразительного искусства ЦЭВД, обнаруживая не только яркую общую художественную одарённость, но и специальную.

 

 




25.05.2011 | А.В. Дадажанова, С.В.Григорьева, Л.В.Данилюк

Комментарии (0)


Уважаемые интернет-гости, если вы хотите оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться.





Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться.

Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.

Registration HERE El registro AQUÍ Die Registrierung HIER L'enregistrement ICI.